Страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на достижения технического прогресса, благодаря которым используются современные средства безопасности в различных сферах народного хозяйства, по-прежнему происходят катастрофы и аварии на транспорте, в результате которых гибнут люди, получают повреждения материальные ценности. Огромные убытки наносятся стихийными бедствиями: землетрясениями, наводнениями, ураганами, оползнями и т.п.

Содержание

Введение

I. Имущественное страхование

1. История возникновения и развития имущественного страхования

2. Понятие и правовое регулирование имущественного страхования

3. Особенности страхового риска и страхового случая

4. Страховая стоимость и страховая сумма

5. Особенности страховой выплаты

II. Медицинское страхование

1. Понятие медицинского страхования, его сущность и виды

2. Сущность, порядок заключения и форма договора о медицинском страховании граждан

3. Предмет, стороны и содержание договора медицинского страхования

4. Прекращение обязательств по медицинскому страхованию

III. Страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

1. Правовые основы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

2. Понятие и элементы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

3. Порядок заключения договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

4. Содержание договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

МВД России.doc

— 668.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Страховщик вправе требовать признания договора медицинского страхования недействительным, если будет установлено, что при заключении договора медицинского страхования страхователь сообщил заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска Ковалевская, Н. Правовое значение сведений, предоставляемых страхователем страховой организации при заключении договора страхования имущества / Н. Ковалевская, М. Ковалевский // Страховое право. - 2000. - № 1. - С. 30-42., когда эти обстоятельства не были известными, не должны были быть известны страховщику. Однако в случае, если такие основания уже отпали, страховщик не вправе требовать признания сделки недействительной.

 

4. Страховщик может потребовать  признания договора недействительным, если вследствие обмана со стороны страхователя в договоре была указана завышенная страховая сумма, кроме того, страховщик вправе требовать возмещения причиненных ему этим убытков.

 

5. Ничтожным является договор  медицинского страхования в  части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость медицинских услуг по программам обязательного либо добровольного медицинского страхования, в том числе, если такое завышение явилось следствием двойного страхования Густов,  Д. А. Правовое регулирование медицинского страхования : дис. … канд. юрид. наук / Д. А. Густов. - СПб. : СПбУ МВД России, 2004. - С. 138..

 

Иски о признании договора медицинского страхования недействительным и  о применении его недействительности предъявляются в течение одного года с момента, когда истец должен был узнать или узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для признания договора недействительным. Иски о применении последствий недействительности договора страхования, если он является ничтожной сделкой могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента начала исполнения договора медицинского страхования.

 

Как следует из проведенного исследования, прекращение обязательств медицинского страхования регламентируется общими нормами. Однако специфика медицинского страхования требует более детального подхода к указанному вопросу и конкретизации гражданского законодательства.

 

Медицинское страхование является относительно новым институтом в  страховании. Оно выступает подвидом личного страхования, поэтому правовое регулирование медицинского страхования подчиняется общим правилам о страховании. Помимо этого в законе выделены специальные, присущие только данному виду страхования нормы.

 

Предоставление услуг специфического медицинского страхования страховщиками  осуществляется посредством заключения между ними и страхователями договоров обязательного и добровольного страхования.

 

III. СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ  СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

 

 

Профессиональная деятельность сотрудников  органов внутренних дел связана  с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью. Такая опасность значительно возросла в последнее время в первую очередь из-за существующей в нашем обществе социальной нестабильности и напряженности. Поэтому задача создания системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей на случай гибели (смерти) или утраты профессиональной трудоспособности сейчас, как никогда, встает со всей остротой.

 

Наряду с традиционной системой пособий и компенсаций за вред, причиненный сотрудникам органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей, сегодня складывается принципиально новая система обязательного государственного страхования жизни и здоровья, позволяющая наиболее полно обеспечить имущественные интересы рассматриваемой категории граждан путем создания специальных страховых фондов Венедиктов, А. С. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук / А. С. Венедиктов. - СПб. : СПбУ МВД РФ, 2005. - С. 3..

 

В настоящее время отечественный  рынок страховых услуг сотрудников  органов внутренних дел находится  в стадии формирования. В таких  условиях одним из основных направлений  деятельности государства по стабилизации сложившейся ситуации выступает развитие обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

 

1. Правовые основы обязательного  государственного страхования жизни  и здоровья сотрудников органов  внутренних дел

 

Рассматривая обязательное государственное страхование жизни и здоровья, следует обратить внимание на то, что в настоящее время интересующие нас общественные отношения регулируют различные правовые нормы, содержащиеся в самостоятельных нормативных правовых актах, принятых как Государственной Думой, так и органами исполнительной власти. Данные нормы предусматривают обязательное государственное страхование одних и тех же категорий сотрудников бюджетной сферы, но на различных условиях.

 

Прежде всего, в качестве источников гражданско-правового регулирования обязательного страхования необходимо назвать международные акты.

 

Среди международных актов, обладающих непосредственным отношением к гражданско-правовому  регулированию обязательного страхования, особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), ратифицированные Россией. Относительно темы настоящего исследования в качестве примера можно привести Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное участниками Содружества Независимых государств (далее - СНГ) 15 мая 1992 г. в Ташкенте1 Бюллетень международных договоров. - 1994. - .№9., а также Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств, подписанное участниками СНГ 24 декабря 1993 г. в г. Ашхабаде2 СЗ РФ. - 1999. - №41. - Ст.4866..

 

Следующей по важности группой источников правового регулирования рассматриваемых отношений выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации. Мы не будем останавливаться на тех актах, которые уже подверглись анализу выше. Кроме Гражданского кодекса и Закона об организации страхового дела имеется довольно большое число и других федеральных законов, включающих нормы гражданского права о страховании. Основную их часть составляют законы, содержащие положения об обязательном страховании.

 

Один из них - ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» СЗ РФ. - 1994. - №2. - Ст.74; № 7. - Ст.3588; 1996. - №12. - Ст.1039; №34. - Ст.4029; 1999. - №28. - Ст.3466; 2001. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484; №7. - Ст.614; 2002. - №28. - Ст. 2785; 2003. - №2. - Ст.160; №52. - Ст.5038; 2004. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484.. Статья 22 этого Закона предусматривает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на случай:

 

а) гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

 

б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.

 

В качестве примера можно также  привести Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании  атомной энергии», согласно которому работники ядерных установок  и иных аналогичных предприятий  и некоторые другие лица подлежат обязательному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18).

 

Статья 16 Закона РФ от 21 марта 1991г. №493-1 «О налоговых органах Российской Федерации»4 Ведомости РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст.492; 1993. - №12. - Ст.429; СЗ РФ. - 1995. - №25. - Ст. 2958; 1997. - №47. - Ст.5341; 1999. - №28. - Ст.3484; 2000.- №46. - Ст-4537; 2002. - №1. - Ст.2; №22. - Ст.202б; 2003. - №21. - Ст.1957; 2004. - №27. - Ст.2711. устанавливает обязательное государственное личное страхование всех работников этой службы.

 

Пункт 8 ст.15 Федерального Закона от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной  службы в РФ» СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст.2990; 1999. - №8. - Ст.274; 2000. - №46. - Ст.4537; 2003. - №22. - Ст. 2063. Согласно ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» признан утратившим силу. предусматривает право государственных служащих на обязательное государственное страхование здоровья и имущества в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

 

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ. - 2004. - №31. - Ст.3215. предусмотрены выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 52)

 

Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной  детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»3 Ведомости  РФ. - 1992. - №17. - Ст.888; СЗ РФ. - 2002. - №12. - Ст.1093; 2003. - №2. - Ст.167. установлено обязательное личное страхование за счет нанимателя лиц, работающих по найму и занимающихся частной детективной и охранной деятельностью (ст. 19).

 

Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» закреплено, что «жизнь и  здоровье лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел» (ст. 10.1.)4 СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст.3547; 2001. - № 49. - Ст.4558; 2003. - №27. - Ст.2700; - №52. - Ст.5038..

 

Законом РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании»5 Ведомости РФ. - 1992. - №33. - Ст.1913; СЗ РФ. - 1998. - №30. - Ст.3613; 2002. - №30. - Ст.3033; 2003. - №2. - Ст.167; 2004. - №27. - Ст.2711. установлено обязательное государственное личное страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи (ст. 22).

 

Законом РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе  судей в Российской Федерации» Ведомости  РФ. - 1992. - № 30. - Ст.1792; 1993. - №17. - Ст.606; СЗ РФ. - 1995. - №26. - Ст.2399; 1999. - №29. - Ст.3690; 2000. - №26. - Ст.2736; 2001. - №51. - Ст.4834; 2004. - №27. - Ст.2711. предусмотрено (п.1 ст.20) обязательное государственное личное страхование жизни, здоровья и имущества судьи, осуществляемое за счет федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

 

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» СЗ РФ. - 1995. - №17. - Ст.1455; 1998. - №30. - Ст.3613; 1999. - №2. - Ст.238; 2000. - №10. - Ст.1067; 2001. - №26. - Ст.2580; №49. - Ст.4566; 2002. - №50. - Ст.4928; 2003. - №27. - Ст.2700; 2004. - №27. - Ст.2711. предусматривает обязательное государственное страхование народных заседателей и присяжных заседателей, их обязательное государственное страхование производится за счет средств федерального или соответствующих других бюджетов.

 

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3170.  предусматривает  обязательное государственное страхование судей военных судов, а также работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих за счет средств соответственно Верховного Суда РФ и Судебного Департамента.

 

Федеральным законом от 10 января 1996г. №5-ФЗ «О внешней разведке» СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.143; 2000. - №46. - Ст.4537; 2003. - №27. - Ст.2700. установлено обязательное государственное личное страхование всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки за счет средств федерального бюджета (ст. 22).

 

Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности в Российской Федерации» СЗ РФ. - 1995. - №15. - Ст.1269; 2000. - №1. - Ст.9; №46. - Ст.4537; 2001. - №53. - Ст.5030; 2002. - №19. - Ст.1794; 2003. - №2. - Ст.15б; №27. - Ст.2700. установлено обязательное государственное личное страхование сотрудников этих органов.

 

Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Ведомости РФ. - 1992. - №8. - Ст.366; СЗ РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472; 1999. - №7. - Ст.878; №47. - Ст.5620; 2000. - №2. - Ст.140; 2001. - №1. - Ст.2; №53. - Ст.5018, 5030; 2002. - №26. - Ст.2523; №30. - Ст.3029; №40. - Ст.3853; 2003. - №27. - Ст.2700., предусматривает обязательное государственное страхование прокуроров и следователей за счет федерального бюджета.

 

Законом РФ от 9 июня 1993 г. №5142-1 «О донорстве  крови и ее компонентов» Ведомости  РФ. - 1993. - №28. - Ст.1064; СЗ РФ. - 2000. - №19. - Ст.2024; 2001. - №17. - Ст.1638; 2002. - №52. - Ст.5132. установлено  обязательное личное страхование донора за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции (ст. 8).

 

Таможенный кодекс РФ СЗ РФ. - 2003. - №22. - Ст.2066; №52. - Ст.5238; 2004. - №27. - Ст.2711; №34. - Ст.3533. в п.4 ст.418 устанавливает обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета. Условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, и страховой организацией.

 

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»  СЗ РФ. - 1994. - №35. - Ст.3694; 1998. - №4. - Ст.430; 2000. - №46. - Ст.4537; 2001. - №1. - Ст.2; №33. - Ст.3413; 2002. - №1. - Ст.2; №30. - Ст.3033; 2003. - №2. - Ст.1б7; 2004. - №19. - Ст.1839; №27. - Ст.2711. предусмотрено, что сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы «подлежат обязательному государственному личному страхованию... за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы» (ст. 9).

 

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном  образовании» Ведомости РФ. - 1992. - №33. - Ст.1915; СЗ РФ. - 1996. - №49. - Ст.5503; 1998. - №31. - Ст.3822; 1999. - №14. - Ст.1665; 2000. - №1. - Ст. 10; 2001. - №1. - Ст.2; №53. - Ст.5030; 2002. - №52. - Ст.5132; 2003. - №52. - Ст.5038. «граждане, проживающие или работающие в закрытом административно-территориальном образовании, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах».

Информация о работе Страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел