Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:45, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления, закрепление теоретических знаний и овладение практическими навыками в области страхования и страховой деятельности.
1.
Рабочая программа по дисциплине.
3
2.
Краткое изложение программного материала.
22
3.
Методические указания по изучению дисциплины
77
4.
Методические указания по выполнению практических занятий
82
5.
Контроль знаний студентов.
109
6.
Сведения о ППС.
119
7.
Интерактивные технологиии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
121
8.
Дополнительный материал.
128
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Рабочая программа по дисциплине. |
3 |
2. |
Краткое изложение программного материала. |
22 |
3. |
Методические указания по изучению дисциплины |
77 |
4. |
Методические указания по выполнению практических занятий |
82 |
5. |
Контроль знаний студентов. |
109 |
6. |
Сведения о ППС. |
119 |
7. |
Интерактивные технологиии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе |
121 |
8. |
Дополнительный материал. |
128 |
Министерство образования и науки Российской Федерации
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)
Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления, закрепление теоретических знаний и овладение практическими навыками в области страхования и страховой деятельности. Основными задачами изучения дисциплины являются: формирование теоретических знаний в области страхования; изучение законодательных основ страховой деятельности; раскрытие специфических особенностей отраслей и видов страхования; ознакомление с финансовыми основами страховой деятельности; изучение механизма налогообложения страховых организаций и страхователей; рассмотрение состояния страхового рынка и определение перспектив его развития; формирование у студентов практических навыков, необходимых для взаимодействия со страховыми организациями. |
Студент должен знать основные понятия и термины, применяемые в страховом деле; общие основы и принципы классификации страховых отношений; виды риска, их характеристику и оценку; организационно-правовые формы и виды страховых компаний, финансовые основы их страховой деятельности. |
Студент должен уметь определить состав и структуру страхового тарифа: нетто- и брутто-ставки; нагрузку, тарифный период, рисковую надбавку; владеть методологическими подходами к построению тарифов по страхованию жизни. |
Студент должен иметь представление о содержании современной страховой политики государства и региона и тенденции развития системы страховых отношений в Российской Федерации; о теории и практике управления риском (риском-менеджмента). |
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен анализировать - умеет использовать - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - осознает социальную - способен понимать сущность
и значение информации в - владеет основными методами, способами
и средствами получения, хранения,
переработки информации, имеет навыки
работы с компьютером как - способен организовать |
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) |
Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Экономическая теория, Методы принятия управленческих решений, Деньги, кредит, банки, Финансы, Моделирование финансовых рисков |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) |
М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) |
П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) |
Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) |
Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) |
ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) |
И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) |
ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Неделя |
Кол. час |
в том числе в интерактивной форме, час. |
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание |
Методы |
Реализуемые компетенции |
24-26 |
6 |
4 |
Модуль 1. Теоретические основы страхования |
||
24 |
2 |
2 |
Лекция «История возникновения страхового дела и страхования как науки». |
М |
ОК-1
|
25 |
2 |
Лекция «Экономическая сущность страхования: его принципы и функции». |
М, ПБ |
ОК-1 ОК-6 | |
26 |
2 |
2 |
Лекция «Теория и практика управления риском в страховании |
М, ПБ, Д |
ПК-11 |
27-29 |
6 |
2 |
Модуль 2. Классификация страховых отношений |
||
27 |
2 |
2 |
Лекция «Основные подходы к классификации страховых отношений» |
М, П, Д |
ОК-1, ПК-11 |
28 |
2 |
Лекция «Отраслевая классификация и формы страхования». |
М, ПБ, Д |
ОК-6, ПК-11 | |
29 |
2 |
Лекция «Страховые правоотношения сторон и системы страхования. Франшизы». |
М, П, Д, Э |
ОК-4, ПК-11 | |
30-31 |
4 |
4 |
Модуль 3. Организация страхового дела в условиях рыночной экономики |
||
30 |
2 |
2 |
Лекция «Страховой рынок: экономическая сущность, проблемы становления и развития в Российской Федерации». |
М, П, Д, ПБ |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 |
31 |
2 |
2 |
Лекция «Финансовые основы страховой деятельности и перестрахование». |
М, П, Д |
ОК-1, ПК-11 |
32-33 |
4 |
Модуль 4. Актуарные расчеты в страховании |
|||
32 |
2 |
Лекция: «Основы построения страховых тарифов и актуарная математика». |
М, П, Э |
ОК-4, ПК-11 | |
33 |
2 |
Лекция: «Формирование и размещение резервов страховщика». |
М, П, Д |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | |
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары |
|||||
24-26 |
6 |
2 |
Модуль 1. Теоретические основы страхования |
||
24 |
2 |
2 |
Практическое занятие «История возникновения страхового дела и страхования как науки». |
М |
ОК-6, ПК-11 |
25 |
2 |
Практическое занятие «Экономическая сущность страхования: его принципы и функции». |
М, ПБ |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | |
26 |
2 |
Практическое занятие «Теория и практика управления риском в страховании |
М, ПБ, Д |
ОК-1, ПК-11 | |
27-29 |
6 |
2 |
Модуль 2. Классификация страховых отношений |
||
27 |
2 |
2 |
Практическое занятие «Основные подходы к классификации страховых отношений» |
М, П, Д |
ОК-4, ПК-11 |
28 |
2 |
Практическое занятие «Отраслевая классификация и формы страхования». |
М, ПБ, Д |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | |
29 |
2 |
Практическое занятие «Страховые правоотношения сторон и системы страхования. Франшизы». |
М, П, Д, Э |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | |
30-31 |
4 |
2 |
Модуль 3. Организация страхового дела в условиях рыночной экономики |
||
30 |
2 |
Практическое занятие «Страховой рынок: экономическая сущность, проблемы становления и развития в Российской Федерации». |
М, П, Д, ПБ |
ОК-1, ПК-11 | |
31 |
2 |
2 |
Практическое занятие «Финансовые основы страховой деятельности и перестрахование». |
М, П, Д |
ОК-4, ПК-11 |
32-33 |
4 |
Модуль 4. Актуарные расчеты в страховании |
|||
32 |
2 |
Практическое занятие «Основы построения страховых тарифов и актуарная математика». |
М, П, Э |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | |
33 |
2 |
Практическое занятие «Формирование и размещение резервов страховщика». |
М, П, Д |
ОК-1, ПК-11 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя |
Кол. час |
в том числе в интерактивной форме, час. |
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание |
Методы |
Реализуемые компетенции |
2 |
Лекция «История возникновения страхового дела и страхования как науки. Экономическая сущность страхования: его принципы и функции. Теория и практика управления риском в страховании». |
М |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | ||
2 |
Лекция «Основные подходы к классификации страховых отношений. Отраслевая классификация и формы страхования. Страховые правоотношения сторон и системы страхования. Франшизы» |
М, П, Д |
ОК-1, ПК-11 | ||
2 |
Лекция «Страховой рынок: экономическая сущность, проблемы становления и развития в Российской Федерации. Финансовые основы страховой деятельности и перестрахование». |
М, П, Д, ПБ |
ОК-1, ПК-11 | ||
2 |
Лекция: «Основы построения страховых тарифов и актуарная математика. Формирование и размещение резервов страховщика». |
М, П, Э |
ОК-4, ПК-11 | ||
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары |
|||||
2 |
Практическое занятие «История возникновения страхового дела и страхования как науки. Экономическая сущность страхования: его принципы и функции. Теория и практика управления риском в страховании». |
М |
ОК-1, ОК-5, ОК-12 | ||
2 |
Практическое занятие «Основные подходы к классификации страховых отношений. Отраслевая классификация и формы страхования. Страховые правоотношения сторон и системы страхования. Франшизы» |
М, П, Д |
ОК-1, ПК-11 | ||
2 |
Практическое занятие «Страховой рынок: экономическая сущность, проблемы становления и развития в Российской Федерации. Финансовые основы страховой деятельности и перестрахование». |
М, П, Д, ПБ |
ОК-4, ПК-11 |