Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:30, реферат
Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Автомобильный транспорт, широко применяемый на магистральных линиях, освобождает железные дороги от перевозок грузов на относительно небольшие расстояния.
1.Значение автомобильных дорог в развитии национального хозяйства страны. Задачи и методы проектирования автомобильных дорог.
1.1. Значение автомобильных дорог.
В настоящее время, автомобиль является современным быстроходным средством передвижения. Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системы экономики любой страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Автомобильный транспорт, широко применяемый на магистральных линиях, освобождает железные дороги от перевозок грузов на относительно небольшие расстояния. Автомобили в городах обслуживают промышленные и торговые предприятия, а в сельских местностях — колхозы и совхозы. Большую роль играют автомобили и для пассажирских перевозок (автобусы, такси и легковые автомобили служебного пользования).Но для того, чтобы автомобили выполняли свою роль, нужны хорошие, современные дороги. Именно поэтому автомобильные дороги являются экономической основой устойчивого развития любой страны и способствуют повышению уровня жизни населения. Кроме того, чем лучше техническое состояние автомобильных дорог, тем полнее и экономичнее используется автомобильный транспорт, а также повышается безопасность пассажиров.
1.2. Задачи и методы проектирования автомобильных дорог.
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружении для непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб.
Во всех странах задачи
дорожного строительства
Поскольку автомобильные магистрали являются
наиболее дорогим типом дорог, их сеть
создается последовательно путем постройки
четырехполосной проезжей части с разделительной
полосой на наиболее загруженных участках
маршрутов в первую очередь вблизи больших
городов.
Важнейшей задачей экономического
развития России является повышение
эффективности инвестиций во всех сферах
хозяйственной деятельности и резкое
улучшение качества продукции . Высокие
требования предъявляются в связи
с этим и к проектированию автомобильных
дорог, и к автодорожному
Правильно запроектированная
автомобильная дорога обеспечивает
безопасность движения как одиночных
автомобилей с расчетными скоростями,
так и транспортных потоков с
высокими уровнями удобства даже в
самые напряженные периоды
Сегодня при проектировании автомобильных дорог предпочтение отдают современным технологиям и методам производства изысканий, основанным, прежде всего, на использовании высокопроизводительных методов сбора информации о местности: использованию ГИС - технологий при изысканиях автомобильных дорог и сооружений на них, методам наземной и аэрокосмической цифровой фотограмметрии, системам спутниковой навигации « GPS », методам электронной тахеометрии, наземного лазерного сканирования местности и геофизическим методам инженерно - геологических изысканий.
В настоящий
момент уже сложно представить этот
процесс без
Рис.1.1 Автоматизированное проектирование автомобильных дорог.
Рис.1.2 Просмотр и моделирование автомобильной дороги в интерактивном режиме
2. Искусственные
сооружения автомобильных
Искусственные сооружения- наиболее сложная часть железных и автомобильных дорог. Их выполняют двух видов: возводимые над поверхностью земли мосты различного типа и водопропускные трубы, устраиваемые через водотоки и другие препятствия; тоннели, сооружаемые под поверхностью земли на пересечении в больших городах линий метрополитенов. Они предназначены для того, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск дороги в местах ее пересечения с водотоками, другими дорогами, горными хребтами и т. п.
2.1. Виды искусственных сооружений.
Для обеспечения устойчивости земляного полотна на косогорах, в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей и таяния снега, а также при пересечении существующих дорог устраивают различного рода искусственные сооружения. К ним относят: подпорные стенки, трубы, мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и др. Большею часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют мосты и трубы.
С точки зрения требований автомобильного транспорта наилучшим является то сооружение, которое не меняет условий движения автомобилей не требует изломов в плане и профиле проектной линии автомобильной дороги, не стесняет проезжую часть и обочины, а также не нуждается в изменении типа дорожного покрытия.
Этим условиям наиболее отвечают
трубы, которые можно применять
при любых сочетаниях продольного
профиля и плана дороги и при
любой высоте насыпи. Поэтому количество
труб на автомобильных дорогах
Трубы представляют собой
простейшие искусственные сооружения,
которые устраивают для пропуска
воды под земляным полотном автомобильной
дороги при пересечении периодически
или постоянно действующих
На современных автомобильных дорогах трубы монтируют из отдельных железобетонных звеньев круглого или прямоугольного сечения. Железобетонные круглые трубы устраивают одно-очковыми и многоочковыми диаметром от 0,75 до 2 м. Прямоугольные железобетонные трубы применяют при большом расходе воды.
Так как сверху трубы засыпают грунтом насыпи, на поверхности которой устраивается такое же покрытие, как и на смежных участках дороги, то проезжающие по дороге автомобили не испытывают никаких изменений в условиях движения над трубой по сравнению с другими участками.
В зависимости от размеров
и сложности конструкции
К малым сооружениям, наиболее часто встречающимися на дорогах, относят мосты длиной до 25 м, водопропускные трубы и лотки под насыпями, подпорные стенки небольшой длины и т. п. Число малых мостов и труб на каждые 1000 км строящейся дороги зависит от рельефа местности. По статистическим данным многолетнего строительства в равнинных районах среднее их число составляет от 200 до 600, в среднехолмистых — от 500 до 1000, а в горных — свыше 1000. Из них примерно 20—25% приходится на долю мостов. Формы малых сооружений и технологический процесс их индустриального строительства с применением сборных конструкций достаточно однотипны.
Элементы (блоки) сборных конструкций
малых сооружений обычно изготавливают
на ближайших постоянно
К средним сооружениям относят
мосты и путепроводы длиной до
100 м при отдельных пролетах в
свету не более 42 м. В зависимости
от рельефа местности на каждые 1000
км дороги приходится от 20 до 40 сооружений.
Такие мосты строят, как правило,
специализированные организации; используют
типовые проекты
Стоимость строительства водопропускных труб, малых и средних мостов с учетом сложности местных условий составляет 10— 15% от полных затрат на сооружение автомобильной дороги.
К большим сооружениям относят
мосты длиной свыше 100 м или с
отдельными пролетами в свету
больше 40 м. К внеклассным — мосты
длиной больше 500 м или с пролетами
в свету больше 120 м. Большие и
внеклассные мосты обычно возводят
на пересечении судоходных рек. При
строительстве новых
При разработке унифицированных проектов типовых автодорожных и городских мостов, в первую очередь, необходимо установить основные геометрические параметры для пролетных строений, опор и труб. В пролетных строениях наиболее удобным параметром признана их полная длина, в опорах — высота от обреза фундамента до подферменной площадки, в трубах — размер и число очков в отверстии, а также высота насыпи. Длина пролетного строения в качестве основного конструктивного параметра позволяет установить унифицированную сетку генеральных размеров пролетных строений не только для малых и средних, но и для больших мостов.
Продолжительность строительств
Основой классификации сооружений на четыре группы служит их полная длина при двухполосном автомобильном движении, а при трех и более полосах пропорционально увеличивается условная длина и тем самым повышается класс сооружения.
2.2.Мосты
Мосты представляют собой искусственные сооружения, прерывающие земляное полотно дороги; движение автомобилей происходит по пролетному строению моста, поддерживающему ездовое полотно и расположенному на опорах, которые передают давление пролетных строений на грунт(Рис.2.2).
Мосты бывают однопролетными
с двумя опорами и
Встречаются и другие искусственные
сооружения, аналогичные мостам: путепроводы,
эстакады, виадуки. Путепроводы предназначены
для пересечения дорог в разных
уровнях; эстакады - для размещения
дороги над поверхностью земли, с
тем чтобы нижележащее
Многочисленные конструкции современных мостов по условиям их работы под нагрузкой могут быть разделены на четыре основные группы: балочные, арочные, рамные и висячие.
В балочных мостах пространство
между опорами перекрыто
В арочных мостах основным несущим элементом является криволинейный брус, называемый аркой, концы которой упираются в опоры. Вертикальная нагрузка вызывает сжатие и частично изгиб арки. Давление арки, передаваясь на опоры, кроме вертикальной нагрузки, создает также горизонтальный распор, стремящийся раздвинуть опоры.