Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Еще одним принципом ОСП является принцип индивидуальности построения национальных схем преференций. При этом страны-доноры, в частности, сужают и расширяют круг стран, пользующихся тарифными льготами, уменьшают и увеличивают перечень товаров, на которые льготы распространяются, изменяют размер льгот в соответствии со своими национальными интересами и требованиями развивающихся стран, причем порой ежегодно.

В России общие вопросы предоставления тарифных преференций регулируются положениями ст. 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", а конкретные аспекты их применения раскрываются в соответствующих постановлениях Правительства России.

Российская схема преференций предусматривает, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от действующих ставок, а при ввозе товаров из наименее развитых стран действует беспошлинный режим. Начиная с 1994 г. перечень стран-пользователей дополняется списком изъятий из национальной схемы преференций, т. е. списком товаров, на которые действие преференциального режима не распространяется. Этот список периодически корректируется.23

Общий объем импорта в рамках системы преференций Российской Федерации составляет около 6% всего импорта страны (13% импорта из развивающихся стран). Основной объем преференциального импорта (свыше 60%) приходится на пять стран: Китай - 19% всего преференциального импорта, Кубу - 17, Индию - 8, Турцию - 8 и Аргентину - 4%, а беспошлинный ввоз из наименее развитых стран составляет немногим более 3% всего преференциального импорта России.

Переход к четвертому этапу реформирования импортного режима России начался в 2004 г. после принятия в конце 2003 г. Закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Этот закон, хотя во многом и повторяет установки Закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", отличается от него прежде всего тем, что имеет ярко выраженную прикладную специфику, направленную на защиту конкретных интересов российских производителей.

Это действительно руководство к действию, основанное, во-первых, на строгом детальном соблюдении нормативов ВТО, во-вторых, в нем четко прописаны те процедуры, которые обязаны и могут соблюдать национальные производители при защите своих позиций от иностранных конкурентов. Закон в максимальной степени построен по принципу правового акта прямого действия.

Следует подчеркнуть, что его принятие особенно актуально в настоящее время, когда со стороны членов ВТО к России возросли требования по дальнейшей либерализации импортного режима, и в этом случае наш бизнес получает в распоряжение широкий набор легитимных инструментов для отстаивания своих интересов.24

Тем не менее действующий российский режим регулирования импортных товаропотоков не может быть признан совершенным, особенно с учетом тех положительных тенденций в развитии отечественной экономики в последние 4 года и предстоящей активизации участия страны в мирохозяйственных связях на многостороннем уровне. Эффективная политика государства в этой сфере может послужить действенным позитивным катализатором в закреплении и развитии благоприятной ситуации в национальной экономике и обеспечить оптимальные условия вхождения России в мировой обмен на качественно новом уровне. Для этого должны быть учтены и исправлены ошибки прошлых лет.

Прежде всего при разработке и реализации мер тарифного и нетарифного регулирования ввоза в страну зарубежных товаров необходимо обеспечивать соблюдение баланса зачастую противоречивых интересов потребителей импортируемых товаров и отраслей импортозамещения. Далее импортный тариф во все годы реформ выполнял в основном чисто фискальную функцию в ущерб протекционистской. Эта сознательно проводимая политика должна быть изменена, в том числе и за счет введения гораздо более дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин, что соответствует мировой практике, в первую очередь в странах, основных конкурентах России.

Наконец, нельзя абсолютизировать роль и значение тарифной составляющей системы импортного режима - в послевоенный период за время существования ГАТТ/ВТО средний уровень тарифного обложения мирового импорта снизился более чем в 10 раз, однако только с 1995 г. количество применяемых мер его нетарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных, специальных пошлин, технических, санитарных, фитосанитарных требований) увеличилось почти втрое. Как показывает практика, эти меры носят более действенный характер, нежели тарифные барьеры на пути конкурирующего импорта, тем более они "легитимны" с точки зрения соблюдений норм и правил ВТО.

С 2014 года вступил в силу стандарт Евро-5 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, который будет действовать для всех автомобилей, ввезенных в РФ из-за рубежа, с 1 января 2014 года. Если экологический класс ввозимого автомобиля не будет соответствовать требованиям технического регламента, паспорт транспортного средства на него не выдадут.25

Также на протяжении последних пяти лет рынок импортного алкоголя в России придерживался в целом тренда роста, только в 2013 году наблюдался небольшой спад в размере -2%. При анализе следует учитывать, что все показатели приведены в натуральном выражении и, следовательно, курсы валют и прочие факторы внешней торговли оказывают лишь косвенное влияние. Если рассматривать период с 2009 по 2013 год, то можно констатировать рост рынка на примерно 20%. Достаточно существенный отрицательный прирост в 2009 году во многом связан с введением в действие законодательства об ограничении торговли алкогольными напитками.26

Также недавние изменения в законодательстве коснулись импорта товаров через почту. Правительство РФ все-таки получило право изменять параметры беспошлинной интернет-торговли. Официальный документ (ссылка на него в статье ниже) размещен на государственном интернет-портале правовой информации.

И направлено это в первую очередь на “серых” предпринимателей, которые торгуют импортными товарами, привезенными в РФ с помощью Почты России.

Всё, теперь крышка магазинам, получающим товары почтой?

А ведь именно Почтой России я пользовался, когда заказывал первую партию товара для своего интернет магазина несколько лет назад. Тогда, как и сейчас, порог беспошлинного ввоза составлял 1000 евро. Посылки отправлялись на меня и несколько моих близких друзей, что позволяло вполне спокойно заказывать достаточное для старта количество товаров.

Со временем, конечно, я перешел на другие эффективные способы импорта товаров, но все равно образцы и прочую мелочь я возил с помощью Почты.

Давайте подумаем чем нам грозит подобная ситуация.

Легальность

Начнем с того, что доставленные подобным образом товары законодательство не позволяет далее продавать, ведь вы ввозите их для личного пользования. И, уверен, вы не раз сталкивались с тем, что ваши посылки задерживали на таможне. А сколько сил было потрачено на их вызволение или отправку обратно отправителю.

В 2012 году Россия вступила в ВТО. Российская Федерация не была единственным государством, которое вступало во Всемирную торговую организацию в последнем пятилетии прошлого века, после преобразования ГАТТ в ВТО. Среди этих государств, вынужденных пройти процесс согласований со всеми странами-участниками, и Китай, и страны бывшего СССР. Китай традиционно считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; Украина рассматривалась как страна, наиболее близкая к России по структуре экономики.

Вступление России в ВТО ознаменовалось снижением ставок импортных пошлин и импортных квот.  Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки – 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт такие, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.27 Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой. Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

 

Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой. Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. управление импортом различных товаров в рф при помощи мер таможенного регулирования

2.1. Особенности импортного регулирования экономики

 

С одной стороны, экспортоориентированные отрасли (топливно-сырьевые, металлургия, химическая промышленность и отрасли лесного комплекса), за годы реформ показывая положительные темпы развития, "спасали" экономику страны в целом от окончательного коллапса. Импорт в значительной мере способствовал ликвидации остроты "советского" дефицита инвестиционных и потребительских товаров на внутреннем рынке. За счет поступлений от внешней торговли в 1992-2003 гг. формировалось 25-40% доходной части бюджета. С другой стороны, сохраняющаяся примитивная структура экспорта, в котором свыше 70% приходится на сырье, топливо и продукцию первичного передела, ставит экономику страны в опасную зависимость от чрезвычайно неустойчивой конъюнктуры мирового рынка. Структура импорта также отличается подобным примитивизмом - в возе преобладают товары потребительского назначения (бытовая техника, продовольствие и сырье для его производства, фармацевтика) и промышленные химикаты - их доля в отечественном импорте превышает 75%. По отдельным группам товаров (медикаменты, бытовая техника) доля импортной продукции доходит до 80-100% от объемов их внутреннего потребления населением при среднем значении этого показателя для всего импорта в розничном товарообороте на уровне свыше 40% даже в "успешные" последние 5 лет (в 1995-1998 гг. эта цифра "зашкаливала" за 50%). По продовольственным товарам зависимость от импорта - на 35% - превышает международно признанный предельный порог в 20%, который диктуется необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.

При этом по данным официальных контролирующих органов России, количество бракованного и сниженного в сортности продовольствия и изделий легкой промышленности на внутреннем рынке страны по импорту чаще всего выше, чем по продукции отечественного производства, и это соотношение практически не меняется с 1992 г. По каналам не только экспорта, но и импорта из страны "уходят" в масштабных размерах валютные средства. Импортная компонента стала одним из факторов формирования теневой и криминальной экономики. Наконец, агрессивный наплыв товаров из-за рубежа "задавил" национальное производство аналогичной продукции, которое не смогло выстоять в борьбе за потребителя на внутреннем рынке с иностранными конкурентами по параметрам "цена-качество" товаров. Именно это явилось одним из решающих факторов деградации таких важных для обеспечения жизнеспособности отечественной экономики отраслей, как сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность, фармацевтика, которые стали "лидерами" по масштабам спада производства.

Главная причина этих негативных тенденций развития внешнеэкономических связей страны заключается в непродуманной, не просчитанной до конца по своим последствиям государственной политике в сфере регулирования экспортных и импортных операций, в резком "раскрытии" экономики России перед внешним рынком без учета международных и внутренних экономических, социальных и политических реалий. Анализ основных направлений деятельности государства в области регулирования импорта приведен ниже с целью выявления положительных и негативных сторон этих действий.28

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.

Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Факт импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

В целях международной сопоставимости импорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен CIF. Цены CIF традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле перевозится морским транспортом. Они являются элементами общей системы торговых обычаев или базисных условий поставки товаров Инкотермс, последняя редакция которых была принята в 2010 г. Учитывая то обстоятельство, что в цены CIF входят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах FOB- рассчитываются экспортные цены), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также и на величину некоторых портовых сборов).

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ