Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

За первые восемь лет нового века (2001-2008 гг.)  темпы прироста импорта были весьма бурными (31-36%). Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. Основными активаторами роста можно назвать следующие явления:

-рост  доходов населения и укрепление  финансового положения фирм;

-укрепление  реального и номинального курса  рубля.

 На  внутреннем рынке спрос на  отечественное сырьё, продукты первого  передела и продукцию оборонного  комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные  поставки. Постоянное увеличение  совокупного внутреннего спроса - конечного потребления и накопления - стимулировало расширение импорта.

Однако положительная динамика прекратилась в связи с мировым кризисов 2008-2009 гг. В условиях кризиса импорт резко сократился более чем на 1/3 от физического объема, но при относительно постоянных ценах: 2008 г - 9,1 трлн. руб., 2009 г - 8 трлн. руб., сокращение на 1 трлн. руб. 29

Посткризисные годы являлись восстановительным периодом в структуре импортных поставок:

    • 2010 г.- 9,8 трлн. руб.
    • 2011 г.- 12,2 трлн. руб.
    • 2012 г.- 13,8 трлн. руб.

За январь-июнь 2013 года внешнеторговый оборот составил 404620,17 млн. долларов. При этом импорт составил 150676,8 млн. долларов. За аналогичный период 2012 года соответствующие показатели были равны: Внешнеторговый оборот был равен 406826,4 млн. долларов, Импорт  - 145721  млн. долларов.

Таким образом, видно, что в  первом полугодии 2013 году импорт оказался выше на 4955,65 млн. долларов в стоимостном выражении. А что же касается торгового сальдо, то оно снизилось на 10,5% по сравнению с 2012 г и составляет 103266,6 млн. рублей. На него оказали влияние два фактора:

1. Общемировые  тенденции: экономика стран после  кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах  мировой торговли. Кризис Еврозоны  в 2012-2013 году также осложнил ситуацию  в темпах производства, спросе  и потреблении.

2. Присоединение  России к ВТО. Данный фактор  скорее является «внутренней»  причиной уменьшения объемов  внешней торговли. Одни эксперты  говорят, что ВТО лишь обнажила  существующие проблемы, но в дальнейшем  она послужит стимулом для  развития производств, другие же, наоборот, считают, что механизмы  ВТО носят дискриминационный  характер и для производителей, и для государства с точки  зрения бюджета, нормативно-правовой  базы, методов государственного  регулирования.30

Однако факт остается фактом: за прошедший год спад производства наблюдается во многих отраслях, многие предприятия  становятся нерентабельными, хотя и продолжают работать. Например:

- производство  металлорежущих станков снизилось  на 23%;

- производство  легковых автомобилей - 18,1%;

- производство  холодильного оборудования – 17,9%;

- и т.д.

 Данная  ситуация сказывается на их  участии во внешнеэкономической  деятельности: продажах и покупках  товаров из-за рубежа.

Как следствие снижения объемов производства, снижение объемов внешней торговли происходит на фоне уменьшения роста ВВП. В первой половине этого года он составил около 1,2% против ожидаемых 2,4%.

Некоторые исследователи не исключают, что Россия на пороге рецессии или уже в ней. Среди причин замедления - высокая зависимость от европейской экономики, находящейся в рецессии, и в меньшей степени зависимость от замедлившихся экономик Китая и стран СНГ.  Все это непременно оказало влияние на внешнюю торговлю.31

Далее непосредственно обратимся к данным внешней торговли.

Снижение внешнеторгового оборота наблюдается в 3 месяцах из 6, при этом и спады, и подъемы по сравнению с первым полугодием прошлого года невелики.  Тем не менее, в соответствии с данными ФТС оборот сократился на 0,54 %.

Импорт, наоборот, увеличивался, а его снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось  только в мае. В мае резко увеличился и экспорт, а значит и весь внешнеторговый оборот. Причем снижение произошло практически по всем товарным группам. Заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ  Андрей  Клепач объяснил это тем, что в мае из-за выходных уменьшилось число рабочих дней, а значит и операций осуществлялось меньше. 

Окончание периода налоговых выплат негативно сказывается на курсе рубля, так как спрос на российскую валюту снижается. Необходимость компаний заплатить налоги и, следовательно, распродать часть валютной выручки за рубли возникает у них в конце каждого месяца и квартала. Компании активно продавали доллары и выплачивали налоги в течение апреля, но к середине мая такая поддержка рублю закончилась. Кроме того, на май-июнь приходится значительная часть дивидендных выплат, а многие российские крупные частные компании имеют собственников за рубежом. Это оказывает дополнительное давление на рубль. Как известно, снижение курса рубля способствует уменьшению импорта и увеличению экспорта, но из-за перечисленных выше факторов экспорт в данной ситуации не вырос и наблюдалось снижение по обоим показателям.

Наиболее высокие темпы роста наблюдались в феврале (114,53%- внешнеторговый оборот, 124,81%- импорт). Данная тенденция характерна практически для каждого года, т.к. в январе происходит сокращение внешнеторговых операций (76,52%- внешнеторговый оборот, 67,77%- импорт)  и объемы импорта традиционно низкие, но затем, в феврале они увеличиваются.32 Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой. Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО.

Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой. Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

 

Членство России в ВТО предполагает выполнение целого ряда обязательств, в первую очередь направленных на либерализацию доступа на российский рынок иностранных игроков. Для этого прежде всего предполагается снизить ввозные пошлины на определённые группы товаров. В целом снижение средневзвешенной ставки составит порядка 3 процентных пунктов, а по части сельскохозяйственных товаров и продовольствия пошлины снизятся примерно на 4,4 процентного пункта. В частности, Россия снизит пошлины на значительную часть сельхозпродукции и облегчит импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности, например высококачественной молочной сыворотки. Впрочем, с момента присоединения к ВТО Россия продолжает применять режим тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы в течение 7 лет. Более того, обязательства России в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. Для России разрешённый уровень поддержки составил 9 млрд долл., что более чем в 2 раза превышает стандартные правила. Затем разрешённый уровень поддержки будет постепенно сокращаться.33

Россия также приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования, однако есть серьёзные исключения. Например, общая квота иностранного участия в секторе страхования должна быть повышена с 25% до 50%. А через 9 лет после присоединения к ВТО будет разрешена работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний. В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жёстких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на алкоголь. Но самые существенные изменения касаются промышленности и торговли.

Согласно принятым обязательствам в течение 7 лет пошлины на новые легковые автомобили должны быть снижены с 25% до 15%. Впрочем, российским переговорщикам удалось зафиксировать возможность снижения в основном в последние 3 года переходного периода, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой – позволит в полном объёме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили, бывшие в употреблении от 3 до 7 лет, сохранятся на уровне 20%. Как отмечают в Минэкономразвития России, переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО.

Он истекает 1 июля 2018 г., когда, как предполагается, подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнёт получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Таким образом, договорённости по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

В свою очередь, для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10% до 6,5–5%. В тех же случаях, когда снижение будет более существенным – косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс, – оно будет происходить в течение 5–6−летнего переходного периода. Кроме того, в течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. А пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7–9%.

Первые результаты

В конце октября 2012 г. Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии опубликовал первые результаты исследования влияния членства в ВТО по итогам сентября 2012 г. По предварительным данным таможенной статистики, резкого роста импорта в связи со снижением уровня тарифной защиты не произошло. Более того, объём импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию снизился по сравнению с августом 2012 г. примерно на 10%. Новая тенденция затронула большинство товаров за исключением продовольствия и сырья для его производства.

Например, из-за обнуления ставки ввозной таможенной пошлины в рамках установленной Россией квоты импорт свинины вырос примерно на 16%. В свою очередь, более чем на 50% увеличился импорт растительного масла. Кроме того, в связи со снижением ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые молочные товары, например на плавленые и твёрдые сыры, объём ввозимых молочных продуктов в сентябре по сравнению с августом вырос примерно на 23% в стоимостном выражении. Также более чем на треть увеличились поставки табачных изделий. Однако по другим продовольственным товарам не наблюдалось существенного роста импорта. Например, ввоз средств наземного транспорта сократился на треть по сравнению с августом, а легковых автомобилей – более чем на 40%. Такое снижение стало прямым и косвенным следствием введения Россией с 1 сентября утилизационного сбора. Для сравнения: тарифы на поставки судов и плавучих средств остались на прежнем уровне, и в этом сегменте импорт вырос примерно на треть.34

Эксперты ожидали гораздо более серьёзного эффекта от вступления в ВТО. Согласно ожиданиям, сельское хозяйство должно было пострадать больше остальных, однако, как отмечает аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина, ничего критического не произошло. В частности, согласно отчётности компании «Черкизово» оптовые цены на свинину в III квартале 2012 г. не упали, как ожидалось, из-за прогнозируемого массового ввоза живых свиней в страну. Так, в III квартале 2012 г. компания «Черкизово» продавала свинину за 82,9 руб. за кг, а в предыдущем, II квартале – по цене 82,1 руб. за кг. «Вступление в ВТО предполагает плавный переходный период в течение 2–3 лет. То есть заградительные пошлины на ввоз будут снижаться не сразу, а постепенно, одновременно с введением поддерживающих мер от государства: налоговыми послаблениями и субсидиями. Наверное, поэтому влияние ВТО пока не заметно»

Однако с такой оценкой согласны не все эксперты. По словам аналитика ОАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ»Марии Шишкиной, с 23 августа стоимость живых свиней на оптовом рынке упала на 15%, когда традиционное снижение цен в этом сегменте ожидалось в пределах 5–7%. Основная причина – падение покупательской способности и дешёвая импортная свинина. В частности, то, что пошлина на ввоз живых свиней была снижена с 40% до 5%. Как следствие, произошло увеличение импорта, по данным Минсельхоза России, на 2 октября текущего года уже было ввезено 516 тыс. тонн мяса, хотя квота на текущий год составляет 430 тыс. тонн.

Увеличение импорта на фоне подорожания зерна и комбикормов уже повлияло на результаты аграриев. Как говорит Мария Шишкина, несколько недель в сентябре цены на свинину держались на новом рекордном уровне в 86 руб. за кг, но уже в октябре цены упали до 73 руб. за килограмм. Более того, по расчётам Национального Союза свиноводов России, если государство не поддержит отрасль, то её потери могут достигнуть 20 млрд руб. в год. Более того, если сейчас доля отечественной свинины составляет не более 77% в общем объёме, то в будущем она может снизиться, несмотря на то, что Стратегия продбезопасности предполагает уровень не ниже 85%.35

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ