Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие интеллектуальной собственности;
- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;
- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;
- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ 8
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 8
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности 16
1.3 Система российского законодательства об охране права интеллектуальной собственности 29
2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и в мире 48
2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной собственности 48
2.2 Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности в РФ 54
2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией 76
3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.2 Методы повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 90
4. безопасность перехода на инновационный путь развития 97
Заключение 116
Список используемой литературы 118

Вложенные файлы: 1 файл

Защита интеллектуальной собственности.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

 

Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio, который в 2003 году, уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контрафактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.

Также необходимы поправки в Административный кодекс в части, касающейся четкого определения судьбы конфискованного контрафакта. В настоящее время суды зачастую отдают такие решения на откуп подразделениям ФТС России. При этом, ФТС РФ придерживается мнения, что контрафактные товары должны уничтожаться.

Согласно данным исследования Еврокомиссии, Россия занимает второе место в списке производителей подделок после Китая. В одной группе с Россией по объему производства контрафакта находятся Украина, Чили и Турция.

На сегодняшний день доля контрафактной продукции сократилась по сравнению 1999 годом (Рис.3).

Рис. 3  Доля контрафактной продукции на Российском рынке

 

Благодаря совместным усилиям компаний и ФТС России удается снизить объем контрафакта до 3% от всего товара на российском рынке.

Проводимые Уральским таможенным управлением встречи с представителями правообладателей крупнейших зарубежных компаний, работающих на российском рынке, позволили определить ряд проблем по организации взаимодействия в области защиты интеллектуальной собственности.

Одна из проблем это - недостаточность знаний у должностных лиц таможенных органов по идентификации контрафактной продукции. Его предложено решать, организовав на постоянной основе проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона, участвующими в процессе оформления товаров. Занятия будут проводить специалисты по идентификации контрафактной продукции (правообладатели). Такого рода обучения необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых,  предполагается ввоз или вывоз контрафактной продукции. Здесь значительную помощь окажут разработанные правообладателями методические и справочные материалы по идентификации контрафактной продукции [37].

Следующая проблема - это отсутствие информирования правообладателями таможенных органов о потоках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления поддельной продукции.

Еще одна проблема, которая сегодня приобретает серьезные масштабы - это перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами. Крупные партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в другие регионы РФ

Отдельной проблемой, возникающей у таможенных органов при осуществлении в пределах своей компетенции защиты прав на интеллектуальную собственность - нежелание самих правообладателей, отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия. Наболевшая проблема для нашего региона, возникающая при применении таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товара, обладающего признаками контрафактных (кондитерские изделия), не единственная. Так, в зоне деятельности таможен Уральского региона часто беспрепятственно вывозится товар, маркированный товарными знаками, включенными в таможенный реестр, с согласия правообладателя лицами, не поименованными в письме ФТС России о включения данного товарного знака в таможенный реестр, где определен перечень лиц, уполномоченных ввозить и вывозить указанную продукцию.

Трудности возникают и в проведении экспертизы на предмет сходства до степени смешения. Необходимо определить экспертные организации, уполномоченные на проведение исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до степени смешения. Кроме того, как показывает практика, многие международные компании - владельцы товарных знаков - не знакомы с механизмом защиты прав владельцев интеллектуальной собственности в РФ, что, естественно, препятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от низкокачественных подделок. Защита прав интеллектуальной собственности очень интересная и злободневная тема. В решении многочисленных проблем этой сферы внешнеэкономической деятельности заинтересовано в первую очередь само государство и бизнес, и не в последнюю - общество, как представитель потребительского класса. А вступление России в ВТО еще больше повышает важность поднятой темы.

Одной из проблем, возникающих у таможенных органов - это низкая правовая грамотность фирм-правонарушителей, которые зачастую не знают о принципах правового регулирования интеллектуальной собственности или недооценивают его практическое значение. Это происходит в силу того, что фирмы-правообладатели недостаточно информируют рядовых потребителей о своих правах на данный товарный знак и о последствиях за незаконное использование торговой марки (гражданская, административная и уголовная ответственность). 

Для  вступления России в ВТО необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами. РФ в настоящее время не является участницей Международного соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - это основной документ ВТО в части защиты прав интеллектуальной собственности.

 

3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

 

3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

 

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, закрепляется исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Исключительное право на товарный знак, зарегистрированный международной организацией или в иностранном государстве, действует на территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего товарного знака федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Виды товарных знаков:

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Лицо, осуществляющее посредническую деятельность, может на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров или вместо его товарного знака.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности R либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака прекращается:

1) в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;

2) на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками;

3) на основании принятого  решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;

4) на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя - или прекращения предпринимательской деятельности гражданина-правообладателя;

5) в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;

6) на основании принятого по заявлению любого лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Срок действия исключительного права на товарный знак

1. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

3. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

Ответственность за незаконное использование товарного знака.

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

2. Правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев передачи этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков.

3. Лицо, нарушившее право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

Информация о работе Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков