Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по выявлению особенностей правового регулирования перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, приобретение навыков самостоятельного анализа и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение особенностей организации валютного регулирования в России, инструментов валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России;
- построение структуры механизма валютного регулирования: правовые основы;
- рассмотрение порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1 ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВНАИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 7
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВАЛЮТЫ РФ И ВНУТРЕННИХ ЦЕННЫХ БУМАГ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговая деятельность России тесно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004г. действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон № 3615-1). За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон).
Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести национальное валютное законодательство России в соответствие с требованиями современного международного законодательства о свободном перемещении капитала. Кроме того, за эти годы было выпущено достаточно много указаний, разъяснений и писем по вопросам валютного законодательства, устанавливающих ограничения, и разобраться в них было сложно.
В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики. Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.
Закон вступил в силу с 18 июня 2004 года, но отдельные его положения начали применяться с 18 июня 2005 года. Например, ряд положений, в частности, касающихся порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами РФ, введены с 18 июня 2005 года. В полную силу новый Закон № 173-ФЗ начал работать, а старый, соответственно, прекратил свое существование с 1 января 2007 года.
Новый Закон более прогрессивен по сравнению с Законом № 3615-1 - отпала необходимость получать специальное разрешение по капитальным валютным операциям, но бесконтрольными валютные операции не останутся. Разрешения заменены другими способами контроля - резервированием денежных средств, специальными счетами и предварительной регистрацией. Но применяться эти меры могут только в случаях, прямо предусмотренных Законом.
Целью данной курсовой работы является ознакомление и рассмотрение особенностей правового регулирование перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ.
Объектом исследования работы является валютное законодательство Российской Федерации устанавливающее правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяющее права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
Цель курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по выявлению особенностей правового регулирования перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, приобретение навыков самостоятельного анализа и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение особенностей организации валютного регулирования в России, инструментов валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России;
- построение структуры механизма валютного регулирования: правовые основы;
- рассмотрение порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
В первой главе работы на основе действующего законодательства будут рассмотрены инструменты валютного регулирования.
Вторая глава содержит в себе структуру механизма валютного регулирования её правовые основы, порядок перемещения валютных ценностей и валюты через границу РФ.
Методологической базой для написания работы послужили различные источники: нормативно-правовая база РФ, учебные пособия, периодические издания – журналы, сайты Internet.
Валютное законодательство Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), статьей 5 Закон № 173-ФЗ определяет органы валютного регулирования:
1. Органами валютного
регулирования в Российской
2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Не допускается установление
органами валютного
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011г. № 406-ФЗ)
4. Центральный
банк Российской Федерации
5. Центральный
банк Российской Федерации,
Валютное регулирование
реализуется посредством
- административные меры, которые включают в себя целый ряд законодательных ограничений в сфере валютных отношений;
- рыночные инструменты,
которые представляют собой
Важным элементом
валютного регулирования
Валютные ограничения
- это меры финансово-правового
Целями введения такого рода ограничений могут быть:
- «предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
- предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации;
- поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации»1
Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах, в отличие от развитых, охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются жесткими административными запретами.
Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платежного баланса. К группе ограничений, связанных с регулированием движения капиталов, относятся:
- государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;
- централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями, как государственными, так и частными;
- обязательное получение
разрешения валютных органов
для привлечения внешних
- депонирование определенной
части полученных заемщиками
иностранных кредитов на
- предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала. В частности, к ним могут относиться: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.
К группе ограничений по текущим операциям платежного баланса следует отнести:
- продажу всей или части
валютной выручки
- запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
- ограничения прав физических
лиц владеть и распоряжаться
средствами в иностранной
- лимитирование обмена национальной валюты на иностранную.
Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриацию экспортной выручки, движения денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами в качестве мер регулирования состояния платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.
Указание ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» на не дискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Российской Федерацией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности избегать дискриминационной валютной политики. «Ни одно государство-член не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств (казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство) участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов»2
Валютные ограничения могут реализовываться прямыми или косвенными методами. Мерами финансово-правового регулирования, оказывающими прямое влияние на валютные отношения, являются запреты.
Косвенными мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Поскольку валютное регулирование осуществляется на основе административных мер, инструментами валютных ограничений выступает, прежде всего, законодательное или административное запрещение либо лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использования собственности для получения доходов за границей.
В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений и обязательств. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции в иностранной валюте между резидентами запрещены. Однако ч. 1 ст. 9 установлен достаточно широкий перечень исключений из общего запрета, согласно которому резидентам между собой разрешается осуществлять операции:
Информация о работе Особенности организации валютного регулирования в России