Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
 рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
 исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
 проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и правовые основы таможенного контроля в РФ (диплом).doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

После выпуска товаров таможенный контроль, проводимый в различных формах, в том числе в форме таможенной ревизии, преследует разнообразные цели. В случае проверки правильности исчисления и уплаты таможенных платежей таможенный контроль воспринимается как таможенный аудит.

Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно ТК РФ (ч. 1 ст. 386). При этом ТК РФ прямо определяет лишь случаи освобождения от таможенного досмотра (ч. 2-4 ст. 386). Освобождение от других определенных форм таможенного контроля предусматривается в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 5 ст. 386 ТК РФ) или в соответствии с решением руководителя федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, или лица, его замещающего, в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России (ч. 6 ст. 386 ТК РФ).

Наряду с формами таможенного контроля, позволяющими разграничить его отдельные административные производства, ТК РФ определяет действия, операции, служащие мерами обеспечения форм (процедур) таможенного контроля. Как меры обеспечения таможенного контроля могут рассматриваться меры оценки рисков (ч. 2-4 ст. 358 ТК РФ), разделение товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров (ч. 2 ст. 359 ТК РФ), создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ), запрос или истребование документов и сведений (ч. 2, 3 и 5 ст. 363 ТК РФ), изъятие товаров, наложение ареста на товары (ст. ст. 377 и 391 ТК РФ).

Самостоятельной мерой обеспечения таможенного контроля (ст. 390 ТК РФ) является идентификация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

Таким образом, целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.

 

1.3. Правовые основы таможенного контроля

 

Необходимо отметить, что современное российское законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса РФ 2003 г., Закона РФ «О таможенном тарифе»[8] от 21 мая 1993 г. и огромного количества иных нормативных актов.

При этом необходимо отметить, что правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе РФ - обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных ТК РФ (ст. 15).

Системный анализ таможенного законодательства раскрывает систему источников и структуру таможенного законодательства Российской Федерации, к которым относятся:

1)     конституционные нормы, являющиеся нормами прямого действия и закрепляющие исходные начала и основные принципы таможенного дела;

2)     нормы федерального законодательства (законы, кодексы и т.д.), рассчитанные на длительный период действия или иначе регулирующие общественные отношения в таможенной сфере;

3)     нормы текущих правовых актов по вопросам таможенного дела, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральной таможенной службой (далее по тексту - ФТС России), а также совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами;

4)     нормы международных правовых договоров (соглашений, конвенций и др.) по таможенному делу, участниками которых является Россия.

Также в систему источников таможенного законодательства Российской Федерации входят законы, регулирующие правоотношения в области таможенного дела. К ним относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан - субъектов таможенных правоотношений, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Основным из этих законов является ТК РФ, который законодательно определяет основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, и соблюдение ими обязанностей в таможенной сфере.

Очевидно, что с подписанием Президентом РФ 28 мая 2003 г. ТК РФ открыта новая страница развития таможенного дела нашей страны и самой таможенной службы. По Таможенному кодексу 1993 г. Государственный таможенный комитет Российской Федерации имел широкие права на издание собственных нормативных актов, регулирующих многие сферы таможенного дела. В результате такой нормотворческой деятельности за последнее десятилетие изданы тысячи ведомственных подзаконных документов.

Действующий ТК РФ в корне изменил дело. Прежде всего, ТК РФ должен способствовать развитию внешней торговли и «открывает стране дорогу» для вступления во Всемирную торговую организацию. Определенные изменения претерпела структура ТК РФ, и вызвано это тем, что терминологически он максимально приближен к положениям европейского законодательства (насколько это позволяют особенности русского языка и правила юридической техники).

Таможенный кодекс РФ подвел черту под десятилетней историей своего предшественника - Таможенного кодекса РФ 1993 г.

Очевидно, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества.

Таможенный кодекс РФ регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.). Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, таможенное законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета.

Наконец, следует помнить о том, что доходы, собираемые таможенными органами, составляют около трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Вступивший в действие с 1 января 2004 г. ТК РФ в новой редакции состоит из 439 статей. «Прежде всего, - заметил К.А. Корняков, - это закон максимально прямого действия. В нем четко определены порядок и правила таможенного контроля, детально прописаны таможенные процедуры, функции и обязанности таможенной службы»[9].

За ФТС России остается разработка технологии таможенного контроля в рамках того, что предписал закон, утверждение формы документов и их внутреннего содержания. В законе определено, например, какие сведения может истребовать таможня при пересечении таможенной границы и в каких документах они должны содержаться. Любые требования таможенного органа подлежат письменной мотивировке. Таможенный кодекс РФ исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет разрешать споры на месте.

Таможенный кодекс РФ призван решать непростые вопросы, связанные с ускорением международного товарооборота.

Отметим, что по действующему ТК РФ таможенное оформление товаров и транспортных средств сокращается с десяти до трех дней. Правда, есть несколько исключений. Например, если не предоставлены все необходимые документы, список которых строго оговорен, на этот случай предусмотрена процедура выпуска товаров под обеспечение таможенных платежей. Если в результате детальной экспертизы подтвердятся сомнения таможенного органа в достоверности сведений в документах или заявленных в грузовой таможенной декларации данных, то тогда будут приниматься соответствующие меры, в том числе доначисление таможенных платежей. Но товар при этом уже будет выпущен в свободное обращение. Конечно, речь идет не о фирмах-однодневках.

В ТК РФ четко определены положения, регламентирующие правила перемещения товаров физическими лицами. Здесь закон идет по пути предельного упрощения таможенного контроля. Вся идеология Таможенного кодекса РФ строится на системе «зеленого» и «красного» коридоров, что позволит гражданам оформлять свой багаж по мировым стандартам.

Таможенный кодекс РФ, на наш взгляд, получился либеральным с точки зрения прозрачности, четкого регламентирования правил таможенного контроля и таможенного оформления, расширения прав участников внешнеэкономической деятельности, вплоть до заявительного либо уведомительного характера ряда таможенных процедур и действий.

В ТК РФ предусмотрено более четкое регулирование таможенных правоотношений. Все нововведения направлены на то, чтобы государство получало доход в казну, а участники внешнеэкономической деятельности и граждане - комфортные условия перемещения товаров и транспортных средств.

В Таможенном кодексе РФ полностью учитываются интересы государства, но при этом интересы лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности, во многих случаях поставлены на первое место. Особо важным в этом плане представляется положение, согласно которому государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, а также вследствие недостоверной информации, представленной таможенными органами. ТК РФ уравнивает фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы с функцией обслуживания внешней торговли.

Однако нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что не решены еще до конца в законодательном плане вопросы валютного регулирования и валютного контроля. Очевидным, по мнению Е. Маляренко, остается то, что в настоящее время только таможня способна сполна проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует все перемещения товаров через таможенную границу[10].

Таможенный кодекс РФ предполагает изменение статуса таможенного брокера, который должен стать своеобразным «буфером» в отношениях между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами и который не заинтересован в нарушениях законодательства. Как показывает опыт других стран, наличие на рынке посреднических услуг профессионалов способствует уменьшению риска коррупции. Одновременно ТК РФ расширяет круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров.

Правомерен вывод, что принятие ТК РФ, закладывающего четкие, ясные, стабильные правила игры в таможенной сфере, способствующее гармонизации таможенных норм и правил, дает несомненные преимущества участникам внешней торговли и является важным шагом на пути интеграции России в мировое экономическое пространство.

 

1.4. Виды таможенного контроля

 

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций и непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

На практике различают следующие виды таможенного контроля:

1)       таможенный контроль товаров;

2)       таможенный контроль транспортных средств[11].

В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:

а)     таможенный контроль морских судов;

б)     таможенный контроль речных судов;

в)     таможенный контроль железнодорожных составов;

г)     таможенный контроль воздушных судов;

д)     таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

1)       двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;

2)       односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран;

3)       совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.

Также таможенный контроль может быть однократным или повторным.

Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения