Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Если, морское (речное) судно заграничного плавания прибыло в порт назначения, как правило, оно не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии достоверных данных о совершении таможенного правонарушения таможенный орган вправе повторно досмотреть судно во время его стоянки в пределах портовых вод. Аналогичное правило действует и в отношении других видов транспортных средств.
Таким образом, с учетом вышеизложенного материала, были сделаны следующие выводы:
1. Таможенный контроль представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также законодательства и международных договоров Российской Федерации. Контроль над их исполнением возложен на таможенные органы путем определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.
2. Многие государства, имеющие хорошие перспективы в международной торговле, потратили не одно десятилетие на выработку и развитие своей внешнеэкономической политики. Представляется, что Российская Федерация, с учетом ее незначительного удельного веса в мировой торговле, тоже предстоит многотрудная и длительная работа, для того чтобы имеющиеся в Российском государстве потенциальные возможности (сырьевые ресурсы, научно-технические разработки, огромный потенциал для туризма, квалифицированные кадры и др.) превратить в активно действующие рычаги во внешнеэкономической сфере. Весомую роль в этом должны сыграть таможенные органы Российской Федерации.
Далее в работе необходимо исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации.
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последнее время активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Действенный механизм регулирования внешнеэкономических связей традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Взаимовыгодные связи с зарубежными странами позволяют оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчивости банковско-финансовой системы, облегчают решение многих социальных проблем.
Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, - это эффективная работа таможенной службы. Обеспечивая в полной мере соблюдение таможенного законодательства, ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые насущные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.
Хочется отметить, что руководство ФТС России внимательно относится к проблемам участников внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере, оперативно реагирует на них с целью выработки совместных решений в рамках действующего законодательства. Соответственно, провозглашенный ФТС России курс на развитие партнерских отношений по вектору «бизнес - таможня - бизнес» в отчетном году был соблюден, В частности, удалось сформировать Общественно-консультативный совет, в состав которого вошли 35 представителей от российского бизнеса.
Среди традиционных иностранных партнеров ФТС России можно назвать Союз немецкой экономики, Ассоциацию европейского бизнеса, Американскую торговую палату. В числе новых - японская организация по развитию внешней торговли ДЖЕТРО. Руководство, а также эксперты ФТС регулярно проводят консультации с лидерами этих объединений, не оставляя без внимания отмечаемые ими проблемы. Новым направлением деятельности ФТС является исследование мнений деловых кругов относительно деятельности таможенных органов.
ФТС России принимает активное участие в формирование правовой базы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. В деятельности рабочих групп участвуют также эксперты стран ЕврАзЭС. Целью его создания является формирование единого экономического и таможенного пространства.
Перспективным направлением сотрудничества является взаимодействие в области информационных технологий. Единая технология информационного обмена позволит таможенным органам в полном объеме получать достоверные данные, необходимые для сокращения времени таможенного оформления товаров и транспортных средств на пограничных пунктах, создания благоприятных условий транзита и, следовательно, облегчения мировой торговли. Кроме того, выигрышем государств, создающих Таможенный союз, станет и то, что их таможенные службы получат новый инструмент контроля за полнотой уплаты таможенных платежей[12].
Таможенные органы внедряют новейшие информационные технологии и применяют современное техническое оборудование. В настоящее время 195 таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. В 2007 г. началось внедрение пилотных проектов декларирования товаров с использованием сети Интернет.
Особое внимание уделяется определению принципов и подходов к организации процессов таможенного оформления и контроля на территориях особых экономических зон.
Таможенными органами с 2006 г. проводится работа по созданию условий для эффективного функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации. Для осуществления данной работы создаются специализированные таможенные посты, расположенные на территории особых экономических зон либо в непосредственной близости от такой территории[13].
Особо стоит подчеркнуть, что один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, - это эффективная работа таможенных постов. Обеспечивая в полной мере соблюдение таможенного законодательства, ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые насущные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.
Следует отметить, что общее руководство таможенным делом в соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[14] осуществляет Правительство РФ, реализующее свои полномочия в этой области через таможенные органы.
Система таможенных органов возглавляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - ФТС России. Она входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
В приложенном материале содержится схематичное изображение структуры центрального аппарата ФТС России (см. Приложение 1).
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. № 314[15] Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в ФТС России, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной таможенной службы» было утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, которое утратило свою юридическую силу в связи с принятием Правительством РФ Постановления «О Федеральной таможенной службе» от 26 июля 2006 г. № 459[16].
ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с российским законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Система таможенных органов, приведенная в п. 1 ст. 402 ТК РФ, является единой федеральной централизованной системой органов и отвечает определенным требованиям.
Система таможенных органов является достаточной для реализации возложенных на нее функций. Ее единство определяется структурной взаимосвязанностью и взаимодействием таможенных органов.
Поскольку данная система является системой федерального уровня, ее возглавляет федеральный орган исполнительной власти. Имущество всех субъектов данной системы является федеральной собственностью.
Системе таможенных органов, являющейся строго централизованной, свойственна иерархичность, характеризующаяся отношениями субординации по вертикали: федеральный орган исполнительной власти - региональные таможенные управления - таможни - таможенные посты (исключение - таможни центрального подчинения) и вместе с тем отношениями координации и взаимодействия по горизонтали.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, которые являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подчиняются только ему. Этим обусловлено положение п. 2 ст. 401 ТК РФ, содержащей запрет на вмешательство органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Стоит обратить внимание на то, что в ст. 401 ТК РФ не нашла отражения такая важная составляющая статуса таможенных органов, как принадлежность к системе правоохранительных органов. В ТК РФ 1993 года данное положение было прямо зафиксировано в статье о системе таможенных органов. Отсутствие его в действующем ТК РФ объясняется, прежде всего, иной концепцией, определяющей предметом правового регулирования порядок установления и реализации порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ТК РФ).
Однако правоохранительный характер службы в таможенных органах закреплен в ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ[17], регулирующего порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения их должностных лиц.
В настоящее время в законодательстве существует единый подход к объему полномочий правоохранительных органов, формированию денежного довольствия (денежного содержания) их должностных лиц, а также социального пакета (установление определенных льгот, гарантий и компенсаций, обязательного государственного личного страхования их должностных лиц и др.)[18].
Итак, таможенными органами в соответствии со ст. 402 ТК РФ являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Как отмечалось выше, возглавляет систему таможенных органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России.
Региональное таможенное управление действует на основании Общего положения о региональном таможенном управлении. В каждом из федеральных округов, образованных в соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849[19], региональные таможенные управления, являясь связующим звеном между ФТС России и таможнями, таможенными постами на местах, осуществляют, в свою очередь, организацию, руководство, в том числе методическое, координацию и контроль деятельности подчиненных таможен, таможенных постов.
Создание таможен как центрального подчинения, так и непосредственно подчиненных региональным таможенным управлениям, осуществляется исключительно ФТС России с учетом особенностей региона, специфики и объема пассажиро- и товаропотока, а также иных условий (ст. 405 ТК РФ).
Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения