Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Необходимо отметить, что таможни, как и таможенные посты, являются таможенными органами, непосредственно осуществляющими таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России.
Говоря о правовом статусе таможенного поста, необходимо отметить, что он во многом зависит от того, является ли он юридическим лицом. Если это так, его статус сходен со статусом таможни. Если же таможенный пост не является юридическим лицом, он рассматривается лишь как структурное подразделение таможни.
Действия ФТС России по созданию, реорганизации и ликвидации таможенных постов направлены на оптимизацию структуры таможенных органов и перераспределение материально-технических и кадровых ресурсов с целью максимальной эффективности их функционирования в условиях все более активизирующейся внешнеэкономической деятельности.
Подчеркнем, что специализация таможенных постов может заключаться как в установлении для них лишь отдельных правомочий для выполнения некоторых из функций, возложенных на таможенные органы в целом, так и в возможности совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров.
Следовательно, понятие системы таможенных органов шире простой их совокупности.
В соответствии с Приказом ФТС России «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» от 13 августа 2007 г. № 965[20] таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов России и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной ТК Ф и Положением о таможенном посте.
Таможенный пост - это линейное подразделение, с которого начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи.
Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.
Деятельность таможенного поста универсальна и специфична и не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии выполняемых таможенными органами социальных функций, закрепленных в Таможенном кодексе РФ.
Таможенный пост осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.
Заметим, что типология таможенных постов многообразна. Их можно классифицировать по признаку непосредственного подчинения либо таможне, либо региональному таможенному управлению, либо ФТС России.
Таможенные посты различаются по своему статусу, так как решением ФТС России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Соответственно такой пост наделяется большими обязанностями и полномочиями по сравнению с тем, который не имеет этого статуса.
По решению ФТС России создаются специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет специфические особенности.
Важнейшим направлением организации сети таможенных постов является их создание непосредственно на крупных промышленных объектах, в местах сосредоточения производителей, отправителей и получателей грузов, участников экспертно - импортных операций.
Акцизный таможенный пост входит в структуру Регионального таможенного управления и непосредственно подчиняется ему, осуществляет свою деятельность в его регионе. Главное его назначение - обеспечение выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками.
Таможенный пост осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенного контроля с использованием системы управления рисками;
2) обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
3) принятие в пределах своей компетенции решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и об их стране происхождения;
4) контроль и определение таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств в соответствии с установленным порядком;
5) контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, а также страны происхождения товаров;
6) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции и др.
Таким образом, система таможенных органов с необходимостью включает в себя, помимо совокупности таможенных органов, которыми являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, еще и учреждения, создаваемые ФТС России, не являющиеся, однако, правоохранительными органами. Создавая таможенные органы и учреждения, ФТС России осуществляет в отношении их имущества правомочия собственника.
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля
Таможенный контроль как совокупность проверочных мероприятий в ст. 366 ТК РФ закрепляется как формы таможенного контроля. Данная статья содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля:
проверка документов и сведений;
устный опрос;
получение пояснений;
таможенное наблюдение;
таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
личный досмотр;
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
таможенная ревизия.
В приложенном материале в Таблице 1 дается характеристика форм таможенного контроля (см. Приложение 2).
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенным кодексом РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации[21].
Институт таможенного контроля, по мнению С.В. Халипова, можно понимать двояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий[22].
Рассмотрим далее содержащиеся в ст. 366 ТК РФ формы таможенного контроля более подробно.
1. Проверка документов и сведений.
Проверка является одним из основных способов осуществления контрольной деятельности, в том числе в таможенной сфере. Обычно под проверкой понимают единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.
В ТК РФ за таможенными органами закрепляется право проводить различные виды проверок: проверку документов и сведений (ст. 367 ТК РФ), проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ).
Таможенный кодекс РФ четко обозначает цели таких проверок:
а) установление подлинности документов;
б) установление достоверности содержащихся в них сведений;
в) установление правильности оформления документов.
Подлинность документов устанавливается путем их осмотра, проведения в случае необходимости криминалистических экспертиз.
Установление правильности оформления документов (проверка документов по форме) сводится к подтверждению наличия и правильности заполнения основных реквизитов документов (наличие даты, подписи, определенных количественных и денежных показателей и т.д.), установлению наличия неоговоренных исправлений, дописок цифр и текста и т.п.
В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документах, могут быть использованы различные приемы:
арифметическая проверка, при которой определяется правильность подсчетов в документах;
нормативная проверка, при которой устанавливается соответствие совершенных операций действующим нормативным правовым актом и правильность отражения операций;
встречная проверка документов, применяемая в тех случаях, когда в организациях, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются разные экземпляры одного и того же документа или несколько документов, отражающих одну и ту же операцию;
метод взаимного контроля документов (сопоставление первичных документов), используемый при проверке двух или более документов, связанных между собой единством хозяйственных операций. При применении этого метода исходят из того, что каждая хозяйственная операция прямо или косвенно отражается в различных документах.
В п. 2 ст. 367 ТК РФ отмечается, что проверка достоверности сведений может осуществляться путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
Сроки проверки таможенной декларации, иных документов при таможенном оформлении установлены в ст. 359 ТК РФ, в соответствии с которой такая проверка должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, за исключением случаев, когда ТК РФ установлены более короткие сроки.
Таможенный орган наделяется правом мотивированного запроса дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (декларации таможенной стоимости, сертификате происхождения товара и т.д.). Таможенный орган составляет соответствующий запрос в письменной форме. В нем указывается срок представления требуемых документов. Законодатель не определяет этот срок точно, отмечая лишь, что он должен быть «достаточен» для представления документов и информации. По мотивированному обращению лица указанный срок может быть продлен таможенным органом.
2. Устный опрос.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 368 ТК РФ).
Опрашиваемыми лицами могут быть:
физические лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства;
лица, являющиеся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Должностное лицо таможенного органа может опрашивать лицо, перемещающее товары и транспортные средства, например, о несопровождаемом багаже, наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, количестве перемещаемой валюты и т.п.
3. Получение пояснений.
Отметим, что ст. 369 ТК РФ предусматривает, что при осуществлении таможенного контроля должностные лица вправе требовать пояснений о любых обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Требование предоставить пояснения может быть адресовано:
декларантам;
лицам, несущим обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ (российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку;
лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации и др.);
Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения