Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Как в отношении общей, так и в отношении специальной таможенной ревизии установлена оговорка о невозможности проведения повторной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Но поскольку любое лицо, которое занимается импортом товаров, перемещает эти товары регулярно, это означает, что таможенная ревизия может быть назначена и проведена таможенным органом по каждой поставке товаров, производимой данным лицом, или по каждой партии товаров, получаемых этим лицом. Теоретически таможенный орган может с помощью такого инструмента, как таможенная ревизия, парализовать коммерческую и производственную деятельность любого лица.
Пунктом 7 ст. 376 ТК РФ установлена возможность при проведении таможенной ревизии использовать результаты инвентаризации, аудиторского заключения либо проверок других государственных органов лица, в отношении которого проводится таможенная ревизия. Поэтому, если в наличии имеются указанные акты, необходимо требовать у должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении в итоговом акте по результатам таможенной ревизии.
Отказ должностных лиц таможенного органа приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении этих актов в итоговом акте следует обжаловать в установленном порядке вышестоящему должностному лицу таможенного органа, проводящего ревизию, или в суд.
Также можно ссылаться на эти акты при обжаловании результатов таможенной ревизии в случае несогласия с ними. В случае приобщения этих актов к материалам ревизии таможенный орган в итоговом акте должен будет указать, принимает ли он сведения и выводы, содержащиеся в этих актах, и как он их использует либо отклоняет, с обязательным указанием мотивов отклонения.
Пунктом 8 ст. 376 ТК РФ установлено, что результаты проведенной ревизии оформляются актом по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Сроки составления указанных актов: для общей ревизии - день, следующий за днем окончания ревизии. В отношении специальной ревизии - 10 дней после окончания ревизии.
Однако, как нам кажется, проведение таможенной ревизии - это еще не самое страшное. В процессе ревизии товары могут быть изъяты или на них может быть наложен арест.
Арест или изъятие импортных товаров, приобретенных на территории России у лиц, не перемещавших эти товары и не имеющих обязанности по уплате таможенных платежей за них, представителями таможенных органов у нас, как водится, не редкость. При этом владелец или экспедитор товара часто оказывается в двусмысленном положении людей, которые «попали» не зная за что. Каковы основания для ареста товара на таможенной территории РФ и как следует отстаивать свои права добросовестным приобретателям в споре с таможенными органами?
Пунктом 1 ст. 377 ТК РФ установлены следующие основания, при наличии которых таможенным органом, производящим специальную таможенную ревизию, накладывается арест на товары:
отсутствие на товарах специальных марок и других сведений, обязательных при их обороте на территории РФ;
отсутствие в коммерческих и иных документах сведений о выпуске таких товаров таможенными органами, либо установление недостоверности указанных выше сведений, либо отсутствие указанных документов.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 377 ТК РФ установлено еще одно основание, при наличии которого на товары при проведении таможенной ревизии может быть наложен арест, однако указанный случай распространяется только на лиц, обязанных согласно нормам нового ТК РФ уплачивать таможенные платежи, и не может применяться в отношении товаров, принадлежащих добросовестным приобретателям.
Полномочия таможенных органов при проведении таможенной ревизии не ограничиваются правом изъятия товаров или наложением на них ареста. Положения ст. 377 ТК РФ следует рассматривать в системной связи с нормами ст. 391 ТК РФ. Эта статья по своему содержанию спорная, идущая вразрез с судебной практикой и с разъяснениями Конституционного Суда РФ в многочисленных своих постановлениях и определениях относительно конституционности статей ТК РФ образца 1993 г.
Пунктом 1 ст. 391 ТК РФ установлено, что при обнаружении таможенными органами любых импортных товаров у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ, на них может быть наложен арест либо они могут быть изъяты и помещены на временное хранение в порядке, предусмотренном ст. 377 ТК РФ. Основанием для наложения ареста или изъятия таких товаров является факт незаконного перемещения через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин или налогов, или несоблюдение запретов или ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Императивная конструкция нормы, установленной п. 1 ст. 391 ТК РФ, не оставляет никаких сомнений в том, что факт незаконности перемещения в качестве основания для изъятия и ареста товаров должен быть доказан таможенными органами, что на самом деле проблематично. При обнаружении таможенными органами товаров могут быть выявлены только признаки, указывающие на незаконность их перемещения. Факт незаконности перемещения должен устанавливаться в процессе проведения иных мер (форм) таможенного контроля, а также при проведении административного расследования по делу о нарушении таможенных правил либо в рамках возбужденного уголовного дела. При этом товары должны быть арестованы или изъяты в рамках уже возбужденного административного производства по делу либо возбужденного уголовного дела по процессуальным правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях или Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ[28].
Нужно иметь в виду, что товары могут быть изъяты или арестованы у любых лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с торговлей импортными товарами на таможенной территории РФ. Государственный таможенный комитет мотивирует это право таможенных органов тем, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области торговли импортными товарами, несут определенный коммерческий риск в отношении приобретения этих товаров и обязаны отслеживать легальность ввоза товаров в Россию. Однако при существующих в настоящее время схемах ввоза и легализации товаров на территории РФ достоверно установить легальность или нелегальность ввоза таких товаров только при визуальном осмотре товаров и документов на них невозможно. Как правило, незаконность ввоза доказывается в ходе производства либо расследования по административному делу или в рамках возбужденного уголовного дела, причем часто по результатам экспертиз.
Лица же, приобретшие товары на таможенной территории, не обладают специальными познаниями или специальной техникой для того, чтобы быть уверенными в легальности ввоза товаров.
Думается, что последнее слово в толковании данной статьи может дать только Конституционный Суд РФ.
Пунктом 2 ст. 391 ТК РФ установлено, что лица, у которых изъяты или арестованы товары, вправе уплатить таможенные платежи в соответствии со ст. 327 ТК РФ и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 391 настоящего ТК РФ такие товары после изъятия или ареста рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Сложившаяся судебная практика защиты предпринимателей, которые законно приобрели товары на таможенной территории и не участвовали в их ввозе на территорию РФ, показывает, что суды всегда встают на сторону защиты их прав. Как правило, при установлении факта, свидетельствующего о том, что лица, законно приобретшие товары, незаконно ввезенные на территорию РФ, в момент приобретения не знали и не должны были знать о незаконности такого ввоза, суды выносят решение о том, что эти предприниматели не несут ответственности и в отношении их не могут быть установлены ограничения по пользованию, распоряжению данными товарами. Также на них не могут быть возложены обязанности по уплате таможенных платежей либо по таможенному оформлению данных товаров. Увы, кроме суда, никто другой защитить предпринимателей не может.
По мнению Блинова И., единственной палочкой-выручалочкой для «негоциантов», получающих товар на российской таможенной территории, является п. 1 ст. 391 ТК РФ, обязывающий их в случае ареста товара уплатить таможенные платежи и тем самым уйти от преследования таможенных органов в виде изъятия товаров и начисления пени на суммы таможенных платежей[29]. Речь при этом не идет о товарах, запрещенных или численно ограниченных к ввозу в Россию, а также о тех товарах, товарооборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 391 ТК РФ).
Санкции в отношении товаров, на ввоз которых установлено количественное ограничение или для этого требуется специальное разрешение, а их оборот в России не ограничен, явно нарушают права собственника, а также лиц, имеющих иное право владения в отношении таких товаров. Эти лица, как добросовестные приобретатели, имеют все основания прибегнуть к судебной защите своих прав.
Можно, конечно, избежать длительных выяснений отношений с таможенными органами через суд, еще раз проплатить «растаможку» в порядке, установленном п. 2 ст. 391 ТК РФ. Но вернуть уплаченную сумму потом, даже через суд, будет проблематично. Согласно ст. 355 ТК РФ возврату подлежит сумма излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов. Однако с точки зрения данной нормы суммы таможенных пошлин и налогов, уплаченные лицом в порядке, установленном п. 2 ст. 391 ТК РФ, не являются излишне уплаченными или излишне взысканными. Их рассматривают как суммы, которые подлежали бы уплате, если бы эти товары были выпущены в соответствии с таможенным режимом «выпуск для свободного потребления» без нарушения таможенных правил. Кроме того, уплата сумм таможенных пошлин и налогов лицом в порядке, установленном п. 2 ст. 391 ТК РФ, является правом, а не обязанностью этого лица.
Так что, по нашему мнению, не стоит платить, а необходимо отстаивать свои права в суде. Тем более что судебная практика по данному вопросу складывается не в пользу таможенных органов. Суды стоят на позиции защиты стабильности гражданского (делового или коммерческого) оборота и защиты прав собственности и владения как фундаментальных прав, защищаемых Конституцией РФ.
Пунктом 5 ст. 391 ТК РФ установлено, что в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций распоряжение такими товарами осуществляется в соответствии со ст. 352 ТК РФ. То есть из стоимости этих товаров взыскивается сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов.
При внимательном прочтении п. 5 ст. 352 ТК РФ обращает на себя внимание прямое и явное неуважение законодателем норм и принципов (духа и буквы) Конституции РФ. Принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, установленных п. 2 ст. 352 ГК РФ. Положения данного пункта ГК РФ в системной совокупности с положениями ст. 35 Конституции РФ будут иметь приоритет над нормой, установленной п. 5 ст. 352 ТК РФ. То есть имущество может быть безвозмездно изъято у собственника за совершение правонарушения по решению суда или в случае обращения взыскания по обязательствам собственника. В рассматриваемой ситуации имущество изымается не в виде санкции за правонарушение, а в форме обращения взыскания таможенных налогов и пошлин за счет имущества лица, не являющегося обязанным их уплачивать.
Товары, указанные в п. 3 ст. 391 ТК РФ, по заявлению таможенного органа обращаются в федеральную собственность на основании решения суда. Вопрос только в том, согласится ли суд с доводами таможенных органов. Совершенно очевидно, что без отстаивания своих прав предпринимателям не обойтись.
В заключение хочется отметить, что новые подходы провозглашены в наиболее консервативной сфере таможенного регулирования, какой является таможенный контроль, этой важнейшей составляющей таможенного дела. Административный ресурс таможенных органов теперь сосредоточен на проведении таможенного контроля исходя из принципа выборочности, ограничиваясь только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В этих целях при выборе форм таможенного контроля предполагается использовать систему управления рисками, которая основывается на предотвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В отличие ранее действующей фактически тотальной системы таможенного контроля, по действующему ТК РФ определение стратегии таможенного контроля осуществляется исходя из системы мер оценки рисков, под которыми понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки.
Однако в Таможенном кодексе РФ прямо не закреплены презумпции добросовестности и невиновности декларанта и других участников внешнеэкономической деятельности. Из этого следует, что таможенный контроль по-прежнему остается более полицейским и менее демократичным, чем, например, контроль налоговый.
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов
Товарообмен между странами реализуется через особые учреждения - таможенные посты, материальной основой которых является таможенная инфраструктура, представляющая совокупность служебных помещений, складов, средств связи и обработки информации, другие технические средства и т.п.
Как справедливо отмечает А.Ф. Ноздрачев: «Низкий уровень технической и технологической оснащенности таможенной системы, ее необеспеченность функциональными средствами таможенного хранения резко снижают уровень и качество обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, ее эффективность»[30].
Поэтому неслучайно, что таможенные органы заинтересованы в создании таможенной инфраструктуры (склады временного хранения, формирование института таможенных брокеров и т.д.), за счет частного капитала путем передачи части своих полномочий участникам внешнеторговой деятельности. В российских условиях это потребовало разработки новой концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации» от 14 декабря 2005 г. № 2225-р[31], раскрывающей роль инфраструктурной компоненты в системе внешнеторговой деятельности страны.
Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения