Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Концепция предполагает создание на пограничных переходах специальных объектов таможенной инфраструктуры, характеризующихся рядом особенностей, требующих новых подходов к их регулированию. Среди них важнейшими являются:
разнообразие отношений собственности на эти объекты, что усложняет обработку таможенных грузов;
сложности, связанные с тем, что за пределами России остались наиболее оснащенные объекты таможенной инфраструктуры, необходимость унификации таможенных складов по обеим сторонам границы;
важность осуществления эффективного таможенного контроля при бесперебойном транспортном сообщении, что требует создания дополнительного путевого хозяйства и специальной таможенной инфраструктуры к нему и т.п.
Важно отметить, что несовершенство таможенной инфраструктуры входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Оно отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания ее участников, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части госбюджета, ведет к потере бюджетных средств, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличения числа преступлений.
Несовершенство таможенной инфраструктуры во многом определяется неудовлетворенной потребностью российской таможенной службы в ресурсах. Потребность в ресурсах для создания эффективной таможенной инфраструктуры превышает возможности государства выделить их в возможно короткие сроки.
Развитие таможенной инфраструктуры ограничивается недофинансированием. В результате, возникает необходимость поиска альтернативных способов решения проблем, связанных с выгодами, затратами, потерями, рисками. Между тем, до настоящего времени таможенная инфраструктура не получила самостоятельного значения как комплексная подсистема таможенной службы ни в планировании, ни в проектировании, ни в финансировании, ни в отчетности. Не наблюдается единого подхода к определению понятия «объекты таможенной инфраструктуры», их составу и номенклатуре.
Обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, возложено на Федеральную таможенную службу.
Хотелось бы обратить внимание на проблему, связанную с таможенным контролем крупногабаритных грузов и транспортных средств. В 2007 г. ФТС России перешла от поиска путей оптимизации таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, к реализации принятого решения. В чем состоит сложность указанной проблемы? Таможенный контроль содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомобилей, рефрижераторов - связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ и требует наличия специально выделенных для этого площадок. В результате таможенники вынуждены проводить только единичный выборочный досмотр этих объектов.
По этим же причинам выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия, предметов контрабанды. Таким образом, сохранялась высокая степень вероятности использования указанных - объектов для осуществления организованной контрабанды.
Решение проблемы могло быть не толь технологическим, и оно было найдено. Таможенная служба взяла курс на существенное расширение практики применения инспекционно-досмотровых комплексов. С августа 2007 г. в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)» начались поставки 40 единиц мобильных ИДК во все региональные таможенные управления, а их в России семь.
Недостаточная эффективность контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации обусловлена:
1) отсутствием оперативного доступа таможенных органов к данным иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности;
2) низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами и иными контролирующими органами и отсутствием их оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу, консолидирующему соответствующие сведения;
3) недостаточным уровнем использования современных информационных технологий в рамках действующих процедур за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации, ведущим к неоправданным трудозатратам на стороне контролирующих органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Концепция создания единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности (ЕМАС), определяет участников такой деятельности, цель и задачи создания Системы, ее архитектуру и основы функционирования, последовательность реализации проекта, социально-экономические последствия его внедрения и перспективы развития.
Основной смысл предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации преобразований заключается в создании конкурентоспособной таможенной службы, равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.
Нельзя не сказать о том, что существующие методы управления инфраструктурой таможенных постов характеризуются на сегодняшний день, с одной стороны, разнообразием подходов, с другой стороны в них в силу различных причин недостаточно просматриваются принципы системности, когда разрыв между направлениями деятельности увеличивается, целостности, при нарушении которой результат слабо соотносится с целью деятельности.
Наиболее рациональным решением в этих условиях следует признать активное административное вмешательство государства в регулирование внешнеэкономической деятельности на основе научно-обоснованной системы управления государственной таможенной политикой и комплексом таможенно - тарифных мер ее реализации в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
В этом процессе, на наш взгляд, важно практически использовать следующие организационно-экономические механизмы:
разработку общей концепции будущей инфраструктуры;
формирование стратегии ее деятельности и развития с регламентацией количественно определенных перспективных целевых рубежей относительно социально-экономической результативности и финансовых потребностей;
подготовку альтернативных вариантов, модифицирующих состав участников, а также схему хозяйственных связей как средств, обеспечивающих реализацию концепции и стратегии.
Осознание и учет этих факторов позволит не только совершенствовать отдельные элементы таможенной системы, но сформировать все ее звенья на уровне современных международных стандартов, сделать ее мобильной к восприятию информационных и технических инноваций, инновационных управленческих решений.
Таким образом, проанализировав проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля, можно сделать следующие выводы:
1. Принятие в 2003 г. Таможенного кодекса РФ, способствующего гармонизации таможенных норм и правил, дало несомненные преимущества участникам внешней торговли и явилось важным шагом на пути интеграции России в мировое экономическое пространство.
2. Вся деятельность таможенных органов, осуществляясь в рамках законов и в интересах их реализации, имеет аспекты правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства.
3. Важнейшим условием эффективности деятельности таможенных органов является решение проблемы их адаптации к требованиям международных стандартов. Это является важнейшим направлением реализации организационно-экономических механизмов регулирования таможенной системы. Особое значение это направление имеет при проектировании перспектив внешнеэкономической деятельности.
Заключение
По итогам проведенного исследования по теме: «Организация и правовые основы таможенного контроля в Российской Федерации» были сделаны следующие главные выводы.
Во-первых, таможня в настоящее время - это не просто контрольный орган на границе - это фактически ворота государства, обеспечивающие пропуск экспортно-импортных и транзитных грузов.
Основная задача, стоящая перед таможенными органами Российской Федерации заключается в обеспечении кардинального улучшения таможенного администрирования на границе Российской Федерации.
Однако ряд проблем в деятельности таможенных органов существенно снижают эффективность их работы. К ним, в частности, относятся:
занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности;
неразвитость системы информирования о ценообразовании;
низкая эффективность контроля на основе методов аудита;
слабое взаимодействие оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;
недостаточная подготовленность кадров, слабая их мотивация, высокий уровень коррупции.
Во-вторых, Таможенный кодекс РФ создал необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации:
неэффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение российского законодательства и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности;
недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации. Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами;
не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.
Наличие названных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.
В-третьих, существует необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Достижение этой цели, на наш взгляд, может быть обеспечено путем решения следующих задач:
1) повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
2) совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
3) укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Реализация этих задач предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих международных принципах: стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов; прозрачность и предсказуемость.
В-четвертых, представляется необходимым создание принципиально новой системы организации таможенного контроля, основанной на международных стандартах, а также других задач. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно сделать следующее.
1. Оснастить таможенные органы современными техническими средствами таможенного контроля: обеспечить таможенные органы инспекционно-досмотровыми комплексами, в том числе: стационарными - 50 (для автомобильных пунктов пропуска - 30; для аэропортов - 10, морских портов - 4, железнодорожных - 6), мобильными - 22.
Обеспечить таможенные органы средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами, весовым оборудованием.
Реализация этих мероприятий позволит сокращать недостоверность декларирования ежегодно на 12%.
2. Обустроить таможенную границу, развить приграничную инфраструктуру, создать единую структуру, отвечающую за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.
3. Ввести систему интегрированного контроля на Государственной границе Российской Федерации.
Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения