Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение значения таможенной статистики для принятия управленческих решений на примере конкретного объекта исследования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– изучение роли и методов таможенной статистики;
– ознакомление с приемами статистического анализа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА – ИСТОЧНИК 11
АНАЛИЗА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 11
1.1. Роль и методы таможенной статистики 11
1.2. Место таможенной статистики в определении перспектив
внешней торговли в экономическом развитии России 23
1.3. Приемы статистического анализа 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОСТОВСКОЙ ТАМОЖНИЕ 39
2.1. Организация ведения таможенной статистики в Ростовской
таможне 39
2.2. Таможенная стоимость как один из показателей
таможенной статистики 48
2.3. Анализ показателей в зоне деятельности Ростовской таможни
по экспортно-импортным операциям за 2010-2011гг. 56
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 65
3.1. Недостатки и предложения по совершенствованию системы
сбора информации по таможенным декларациям
для формирования статистических показателей
Ростовской таможни 65
3.2. Разработка и применение методологии статистики
взаимной торговли государствами – членами Таможенного союза 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Ерохиной новый!.docx

— 211.17 Кб (Скачать файл)

В приложение к тексту «Государственной программы» вынесен перечень Мероприятий по реализации ее целей и задач. Перечень из 176 целевых мероприятий составлен в привязке к каждому тематическому разделу «Государственной программы». При этом «Государственная программа» предусматривает ФТС России в качестве головного исполнителя по трем мероприятиям, а в качестве ответственного соисполнителя – по десяти мероприятиям.

Наиболее  важные целевые мероприятия, практическое исполнение которых вносит вклад в достижение целей и задач, поставленных в «Государственной программе» и входящих в компетенцию российского таможенного ведомства, сосредоточены в основном в подразделе 3.6. «Уточнение показателей статистики внешней торговли с учетом международных требований», входящем в свою очередь в состав раздела 3 «Совершенствование системы информационного обеспечения».

В этот подраздел  «Государственной программы» заложен  ряд принципиально важных положений, ставших для российского таможенного ведомства отправными при организации работ, завершение которых позволяло выйти на принципиально новое для таможенного ведомства страны направление «Таможенная статистика внешней торговли».

Суть  этих положений сводится вкратце  к следующему.

1. Процесс  качественно нового вписания  экономики Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей, в сферу международного товаро- и капиталооборота должен найти свое отражение в статистике внешнеэкономических связей и, в частности, – в статистике внешней торговли, поскольку в нынешних условиях именно внешняя торговля является наиболее существенной составляющей внешнеэкономических связей Российской Федерации и таможенного союза.

2. Наиболее  важным направлением в совершенствовании  статистики внешней торговли  является достижение лучшей сопоставимости  национальных и международных  показателей состояния и развития  внешней торговли, что должно  послужить единственной достоверной  базой для анализа основных  тенденций в динамике последней, а также для целей обоснованного прогнозирования темпов роста (либо сокращения) экспорта и импорта.

3. Методологические  положения таможенной статистики  внешней торговли должны разрабатываться на основе материалов, используемых в странах Европейского Союза и статистических бюро Секретариата ООН и Европейского Союза, что призвано обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации с данными ее основных внешнеторговых партнеров.

«Государственная  программа» стала первым нормативным  актом, в котором содержится констатация факта разработки мер, направленных на обеспечение формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. При этом оговаривается, что особое место отводится разработке и реализации мероприятий, необходимых для обеспечения формирования статистических данных и анализа развития взаимной торговли Таможенного союза и Российской Федерации с государствами-участниками Содружества независимых государств (СНГ).

В перечне  целевых Мероприятий по реализации целей и задач «Государственной программы» ФТС России фигурирует в качестве головного исполнителя по трем позициям к подразделу 3.6 «Уточнение показателей статистики внешней торговли с учетом международных требований», а именно:

– разработка методологии таможенной статистики внешней торговли, необходимых нормативных  материалов и форм статистических публикаций данных (поз. 3.6.7 Мероприятий);

– проведение комплекса работ по формированию таможенной статистики внешней торговли (поз. 3.6.10 Мероприятий);

– подготовка предложений по координации действий таможенных и статистических органов  по сбору, обработке и публикации данных по внешней торговле (поз. 3.6.11 Мероприятий).

В контексте  положений «Государственной программы» ФТС России получил нормативный акт, ставший первой официальной организационно-методологической основой развертывания комплекса подготовительных работ, практическая реализация которых позволила российскому таможенному ведомству в относительно короткие сроки выйти на направление работы «Таможенная статистика внешней торговли».

 

 

1.3. Приемы статистического анализа

 

Комплекс  подготовительных работ, выводящий  на аналитическое осмысление внешней торговли страны, представляет собой строго последовательную цепочку действий исследовательского характера, основной целью которых является систематизация цифровых характеристик, присущих внешней торговле, в виде, позволяющем наглядно и доступно определить наиболее характерные черты этого явления.

Изначальным звеном такой цепочки действий является статистическое наблюдение, представляющее собой планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах, присущих внешней торговле страны, путем их регистрации по заранее разработанной программе наблюдения.

В свою очередь, программой наблюдения принято именовать  перечень признаков единицы наблюдения, подлежащей регистрации в процессе проведения статистического наблюдения.

В таможенной статистике внешней торговли единицей наблюдения является каждый отдельно регистрируемый товар, перемещаемый через таможенную границу страны, а программой наблюдения – перечень признаков единицы наблюдения. Этот перечень приведен в разделе 8 Методологии  таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и содержит 13 позиций, а именно:

– отчетный период;

– направление  товаропотока (ввоз или вывоз);

– страна происхождения (при ввозе);

– страна назначения (при вывозе);

– статистическая стоимость товара;

– код (по ТН ВЭД ТС) и наименование товара;

– вес  нетто;

– код  и наименование дополнительных единиц измерения;

– количество по дополнительным единицам измерения;

– характер сделки;

– вид  таможенного режима;

– категория  отправителя (получателя товара);

– регион (наименование субъекта Российской Федерации).

Приведенный перечень признаков единицы наблюдения является составной частью вопросов таможенной декларации на товары (ТД). Таким образом, в условиях формирования таможенной статистики внешней торговли программа статистического наблюдения воплощается в едином документе строго определенной формы – грузовой таможенной декларации, которая содержит перечень признаков единицы наблюдения в виде тщательно сформулированного вопросника.

В целях обеспечения единообразного порядка заполнения ТД и, в частности, вопросника следует пользоваться инструкцией  по ее заполнению. Она содержит подробные  указания и пояснения, обязательные для участников внешнеэкономических связей либо лиц, уполномоченных этими участниками. Приложениями к инструкции по заполнению ТД являются коды-классификаторы, обязательное использование которых при заполнении этого документа делает его формализованным и машиноориентированным, что в значительной степени облегчает обработку первичных данных статистического наблюдения с помощью современных быстродействующих средств обработки больших потоков информации.

Принимая  во внимание серьезные управленческие последствия, которые повлечет за собой  недостоверное заполнение таможенных деклараций, действующим законодательством предусмотрены весьма жесткие санкции вплоть до конфискации недостоверно декларированных товаров и транспортных средств, на которых такие товары перемещаются через таможенную границу страны.

В практике проведения статистических исследований различают два типа статистического  наблюдения:

– статистическая отчетность;

– специально организованное наблюдение.

В процессе специально организованного наблюдения осуществляется сбор статистических данных, отсутствующих в статистической отчетности.

Статистическая  отчетность представляет собой форму  статистического наблюдения, при  котором органы, его осуществляющие, получают необходимые статистические данные в виде отчетных документов, утвержденных установленным порядком. Статистическая отчетность характеризуется строгой регламентацией и отличается относительной стабильностью в решении программно-методологических и организационных вопросов ведения наблюдения. Формой стабильной статистической отчетности, на основе обработки которой формируется таможенная статистика внешней торговли страны, является таможенная декларация, предъявляемая участником внешнеэкономических связей либо лицом, действующим по его уполномочию на таможне при перемещении товара через таможенную границу страны.

Статистическое  наблюдение за товарами –  объектами  внешнеторгового оборота должно быть:

– непосредственным, то есть при котором источником записей  в таможенную декларацию служит непосредственный счет единиц наблюдения;

– непрерывным, то есть характеризующимся систематической  регистрацией фактов перемещения единиц наблюдения через таможенную границу  страны;

– сплошным, то есть характеризующимся регистрацией всех без исключения единиц изучаемого объекта статистического наблюдения.

Статистическое  наблюдение за динамикой внешней  торговли страны ведется в двух аспектах: по месту и времени.

Местами статистического наблюдения, т.е. местами, где регистрируются факты исполнения внешнеторговых сделок, отражением чего является перемещение товаров через таможенную границу, в Российской Федерации являются таможенные органы в лице таможенных постов, таможен, региональных (территориальных) таможенных управлений и Федеральная таможенная служба  Российской Федерации в лице Управления таможенной статистики и анализа.

Временем  статистического наблюдения называется период, в течение которого имели место зарегистрированные факты перемещения товаров через таможенную границу страны в рамках исполнения внешнеторговых сделок, заключенных российскими участниками внешнеэкономических связей с их иностранными партнерами. В соответствии с подходами, принятыми в международной практике, временем статистического наблюдения внешней торговли страны избираются:

– календарный  месяц;

– календарный  квартал;

– календарный  год.

Однако  в ряде зарубежных стран до сих  пор в качестве времени наблюдения внешней торговли избирается финансовый либо сельскохозяйственный год (соответственно периоды 1 октября – 30 сентября и 1 июля – 30 июня следующего года).

Избранные периоды времени наблюдения внешней  торговли, соответствующие международной практике, сопровождаются выпуском:

– во-первых, официальных изданий ФТС России «Таможенная статистика внешней  торговли Российской Федерации» (ежеквартальные бюллетени и ежегодные сборники);

– во-вторых, ежемесячной экспресс-информации, содержащей представляемые нарастающим итогом данные о профилирующих товарах  российского экспорта и импорта (в натуральном и стоимостном  выражении с разбивкой по странам  дальнего и ближнего зарубежья).

Таким образом, введение в интересах формирования таможенной статистики внешней торговли страны декларирования товаров, перемещаемых российскими участниками внешнеэкономических связей, представление таможенной декларации, содержащей перечень признаков единицы наблюдения, сопоставимы с механизмом, принятым в международной практике.

При этом роль коммерческой, товаросопроводительной и транспортной документации в сфере  таможенного оформления и контроля претерпела принципиальное качественное изменение, превратилась, с точки зрения таможенного оформления и контроля, во вспомогательное средство доказательства достоверности данных, приведенных в таможенной декларации, и выступает теперь в качестве приложения к ней, предъявляемого в необходимых случаях по требованию таможенных органов.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации и таможенного союза  определяет следующие задачи статистического  учета внешней торговли:

– обеспечение  высших органов государственной  власти и иных государственных органов  информацией о состоянии внешней  торговли;

– контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, сборов и некоторых  налогов;

– таможенно-банковский валютный контроль за своевременной  и полной регистрацией платежей, причитающихся  экспортерам за экспортированные ими  товары, а также за правомерностью осуществления импортерами платежей за импортируемые ими товары;

– анализ состояния и развития внешней  торговли, ее торгового и платежного балансов с целью совершенствования  последних принятием необходимых  управленческих решений в рамках государственного регулирования внешней  торговли страны тарифными и нетарифными  методами.

Данные, полученные в результате статистического  наблюдения за динамикой внешней торговли, представляют собой материал, малопригодный для ее анализа.

Поэтому после завершения первого этапа  статистического наблюдения, т.е. после  окончания сбора всех сведений, характеризующих  наблюдавшееся явление за определенный период либо по состоянию на определенную дату, приступают к следующей стадии статистических работ, а именно –  к сводке полученных в соответствии с перечнем признаков единицы наблюдения статистических показателей.

Статистической  сводкой называется второй этап статистического  наблюдения. Он включает в себя:

– систематизацию, обработку и подсчет групповых  и общих итогов, а также расчет производных величин;

– группировку  данных статистических наблюдений, а  также разработку системы показателей  для характеристики групп и подгрупп.

Система показателей, принятая для характеристики групп и подгрупп явлений, присущих внешней торговле Таможенного союза и члена таможенного союза – Российской Федерации, и соответствующая системе, принятой в международной практике, разработана в виде выходных форм официальных публикаций по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации.

Информация о работе Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов