Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение значения таможенной статистики для принятия управленческих решений на примере конкретного объекта исследования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– изучение роли и методов таможенной статистики;
– ознакомление с приемами статистического анализа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА – ИСТОЧНИК 11
АНАЛИЗА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 11
1.1. Роль и методы таможенной статистики 11
1.2. Место таможенной статистики в определении перспектив
внешней торговли в экономическом развитии России 23
1.3. Приемы статистического анализа 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОСТОВСКОЙ ТАМОЖНИЕ 39
2.1. Организация ведения таможенной статистики в Ростовской
таможне 39
2.2. Таможенная стоимость как один из показателей
таможенной статистики 48
2.3. Анализ показателей в зоне деятельности Ростовской таможни
по экспортно-импортным операциям за 2010-2011гг. 56
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 65
3.1. Недостатки и предложения по совершенствованию системы
сбора информации по таможенным декларациям
для формирования статистических показателей
Ростовской таможни 65
3.2. Разработка и применение методологии статистики
взаимной торговли государствами – членами Таможенного союза 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Ерохиной новый!.docx

— 211.17 Кб (Скачать файл)

 

Машиностроительной  продукции в 2011г. импортировано на 258,3 млн. долл., наибольшие стоимостные объемы пришлись на Украину, Германию, Италию, где закупалось оборудование для легкой, пищевой деревообрабатывающей, электронной промышленности. Кроме того, различное оборудование и транспортные средства импортировалось из Турции, Японии, Австрии, Республики Корея, Франция и др. стран.

Из товаров, отнесенных к группам "металлов и  изделий из них", стоимость импорта которых оценивается в 333,8 млн. долл., наибольшие объемы сохраняются за черными металлами (51,2%) и изделиями из черных металлов (45,3%): ферросплавами, прокатом, трубами различного диаметра, профилями и др., закупаемыми, главным образом, на Украине.

 

 

2.2. Таможенная стоимость как один  из показателей 

таможенной  статистики

 

Практическое  применение таможенных тарифов, эффективность  мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара которая используется в качестве базы налогообложения.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых товаров – это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.

С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера. Это дает властям страны реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

В связи  с этим правомерно встает вопрос: какая  же стоимость товара может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями начиная от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается конечному потребителю. Очевидно, что на различных этапах продвижения товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т.к. будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое функциональное назначение. Согласно ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами (налогами) являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин (налогов) являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. На основании ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таким образом, важным элементом для правильного  исчисления таких таможенных платежей, как таможенная пошлина, НДС, акцизы является таможенная стоимость товаров. Сразу следует обратить внимание, что таможенная стоимость – это стоимость товаров, которая определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей.

Основным  методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

В том  случае если основной метод не может  быть использован, применяется последовательно каждый из следующих методов. При этом каждый последующий метод применяется если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

1. Стоимость  товара, которая используется для  расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю, включает соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и рассматриваются в качестве таможенной стоимости товаров.

Так в  случае заявления временно ввезенных  товаров к таможенной процедуре выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров – к таможенной процедуре экспорта, применяется таможенная стоимость, действующая на день помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть, изменения его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный товар, помещенный под таможенную процедуру режим временного ввоза. Нужно учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара. Таможенная стоимость – это та стоимость, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей. При изменении таможенной процедуры раннее освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов временно ввозимые товары и транспортные средства будут проводить таможенное оформление с полной уплатой выше перечисленных таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки для более точного определения таможенной стоимости.

2. Закон  Российской Федерации «О таможенном  тарифе» закладывает основы для обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки товаров». Установление единых для всех участников ВЭД, методов определения таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит всех участников ВЭД в равные конкурентные условия. На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и соблюдения условий применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов, такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов, которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при определении таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

3. Следующим проблемным вопросом  является определение таможенной  стоимости товаров, перемещаемых  в качестве вклада в уставной  фонд предприятий с иностранными  инвестициями или в качестве  гуманитарной и технической помощи, а также поставки товаров по  сделкам купли-продажи в адрес  взаимозависимых лиц. 

4. Проблемным  вопросом также является определение  таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.

5. При  поступлении товаров в результате  досмотра обнаруживается его  несоответствие по количеству  и качеству. Причем, как правило,  между покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений, предусматривающих несоответствие по количеству и качеству. Возникает вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после ввоза на таможенную территорию ТС. Следовательно, необходимо внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

6. Проблема курсовой разницы,  возникающая при несовпадении  валюты цены и валюты платежа.  Если условиями контракта предусмотрены  две валюты (валюта цены и валюта  платежа), которые отражены в ПС (ПСи), при таможенном оформлении товара в ТД необходимо заявить фактурную и таможенную стоимость в валюте цены. Однако при пересчете таможенной стоимости по курсу на дату таможенного оформления в валюте полученная величина будет отличаться от суммы, подлежащей оплате по контракту, так как валютная оговорка предусматривает иной курс пересчета. Таким образом, происходит искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы таможенных платежей. В данном случае возможно заявлять фактурную стоимость в валюте, цены в соответствии с контрактом, счетом-фактурой, а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте платежа, подлежащую уплате продавцу, пересчитанную в валюту цены по курсу на дату таможенного оформления.

7. В счете,  выставленном контрактодержателем  при ввозе товаров, указана сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму, указанную в счете контрактодержателя, возникает вопрос на основе какой суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара. Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование производится в валюте цены контракта.

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости  товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что, безусловно, даст возможности расширения реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых товаров.

В условиях снижения объёма производства и объёма внешнеторговых операций трудно выявить  новые резервы роста доходов, поэтому всё большую значимость приобретает создание оптимальных  схем таможенного оформления и таможенного  контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных подразделений таможни.

Рассматривая  проблему доначисления и довзыскания  таможенных платежей в Ростовской таможне, следует, прежде всего, отметить, что наиболее успешное решение этой задачи зависит от того как налажена работа по профилактике и предупреждению возникновения задолженности.

Так, за 2010г. суммы доначисленных и взысканных в результате контроля таможенной стоимости таможенных платежей находятся примерно на уровне 2009г.

Корректировке таможенной стоимости подвергается каждое 4 транспортное средство, каждый 13 комплект оборудования, каждая 5 партия фруктов, каждая 7 партия изделий из полимерных материалов и каждая 4 партия игрушек.

Анализ  проведенных корректировок в  разрезе товаров показал, что  наибольшие суммы таможенных платежей взысканы по следующим товарам:

- игры  с экраном – 10,2 млн. руб.;

- листы,  пленка из полиэтилена – 6,0 млн. руб.;

- виноград  сушеный (изюм) – 5,0 млн. руб.

При анализе  корректировок в разрезе товарных групп ТН ВЭД ТС отмечается, что наибольший объем таможенных платежей начислен по:

- 08 группа  – съедобные фрукты и орехи  – 21,4 млн. руб.;

- 39 группа  – пластмассы и изделия из  них – 21,1 млн. руб.;

- 87 группа  – средства наземного транспорта  – 19,8 млн. руб.

За 2011г. материалам проверок подразделений таможенной инспекции Ростовской таможни наложено взысканий и доначисление таможенных платежей на сумму 79,1 млн. руб. По выявленным правонарушениям взыскано в государственный бюджет 23,1 млн. руб., в том числе:

- доначисленных  таможенных платежей – 21,5 млн.  руб.;

- штрафов  по постановлениям о НТП и  по актам упрощенной формы  – 1,6 млн. руб.

В ходе вторичного контроля отделом таможенной стоимости  было выявлено несколько случаев занижения таможенной стоимости, однако в этих случаях доплата доначисленных ТП была произведена ещё на стадии проведения КТС.

Негативные  тенденции имеют место в сфере  взыскаемости доначисленных в результате корректировок ТС таможенных платежей. Так, за текущий год взыскано 226,2 млн. руб., что составляет 92% от суммы начисленных платежей. Этот показатель ниже, чем в прошлом году. Также низкой остается взыскаемость наложенных штрафных санкций (943 тыс. руб. из 5,7 млн. руб.).

Показатели  наложенных штрафных санкций по фактам занижения таможенной стоимости возросли в текущем году в 2 раза.

В таблице 2.7 представлено образование задолженности  участками ВЭД перед таможенными  органами за 2011г.

Таблица 2.7

Образование задолженности участников ВЭД ЮФО

перед таможенными  органами за 2011г.

Наименование таможни

Тамо-женные платежи

В том число по документам отчетного периода

Пени 

В том числе по документам отчетного периода

Штрафы 

Всего

В том числе по документам  отчетного  периода

(гр. 2 + гр. 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

Астраханская 

718,77

0,00

157,61

0,00

4714,98

559135

0,00

Волгоградская

478,21

84,38

1814,42

6,21

17743,75

2003638

90,59

Дагестанская

3798,68

1200,81

6696,31

157,11

4588,56

15083,55

1357,92

Краснодарская

4173,28

365,02

5705,16

50,69

9569,59

19448,03

415,71

Новорос-сийская

 

44603,46

 

39818,19

 

10866,21

 

5430,19

 

21157,95

 

76627,63

 

45248,38

Ростовская

124181,67

3411,08

75178,82

251,97

31809,44

231169,93

3663,05

Сочинская

18542,78

430,70

14564,73

0,00

2181,40

35288,90

430,70

Таганрогская

2238,61

86,38

1234,14

733,53

2681,75

6154,50

819,91

Информация о работе Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов