Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 19
3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 24
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Реализация довольно жестких (в соответствии с международными требованиями) экономических санкций за правонарушения, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности, с одной стороны позволит подорвать экономическую основу «интеллектуальной контрабанды» и, в конечном счете, организованной преступности в целом, с другой стороны, в силу колоссальной доли контрафактности ввозимой продукции (по оценкам западных специалистов в настоящий момент российский рынок более чем на 80% является контрафактным), может служить весьма существенным дополнительным источником развития таможенной системы.

Весьма успешно осуществляются мероприятия по предотвращению ввоза контрафактной продукции во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами. Речь идет, прежде всего, о Министерстве внутренних дел, Министерстве по антимонопольной политике.

Большую роль играет работа с правообладателями и их ассоциациями. Так, в 1999 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.12.98 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» совместно с РАО проводилась большая работа по вопросам формирования механизма реализации статьи 26 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Помимо мер ответственности за нарушения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности гражданско-правового и административно-правового характера, российское законодательство устанавливает также и уголовно-правовую ответственность за ряд правонарушений, имеющих преступный состав.

Являясь товаром, информация выступает и предметом такого преступления, как контрабанда. В части 1 статьи 188 Уголовного кодекса России указано, что перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, если их стоимость превышает двести минимальных размеров оплаты труда, за исключением тех, которые указаны в части второй этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием, влечет уголовное наказание. Однако, часто при таможенном оформлении записанных носителей информации допускается исчисление таможенной стоимости товара исходя только из стоимости самого носителя этой информации. Между тем, предметом внешнеторговой сделки является совокупность как носителя, так и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять, как правило, вспомогательные функции. Это проблема, которую законодателю еще предстоит решить.

В УК России уголовная ответственность за незаконный вывоз объектов интеллектуального труда наряду со статьей 188 УК России закреплена и в ряде других статей. Так, например, следует обратить внимание на положения статьи 189 УК России, в соответствии с которой незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, является преступлением и наказывается штрафом до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Защита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности таможенных органов.

В настоящее время основными направлениями деятельности таможенной службы России в этой области являются: практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля, разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности, международное таможенное сотрудничество по вопросам организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

За последние годы разработан и реализуется механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Необходимость активизации работы по защите интеллектуальной собственности при осуществлении контроля за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), была признана Решением Коллегии Государственного таможенного комитета Российской Федерации в июле 1997 года.

Основными направлениями деятельности таможенной службы в этой области являются законотворческая работа, т.е. разработка, прежде всего, соответствующих изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации и на основании этого разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Другим, на наш взгляд, не менее важным направлением деятельности ГТК России является практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля на основе действующего законодательства. Новые полномочия таможенным органам предоставил вступающий в силу с 1 июля 2002 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором предусмотрена административная ответственность за нарушения авторских прав и незаконное использование товарных знаков. Процессуальной частью КоАП РФ определено, что таможенные органы вправе составлять протоколы при обнаружении в ходе таможенного контроля нарушений прав интеллектуальной собственности. За истекшее со вступления в силу КоАПа время заведено более 120 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Детальный механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами установлен отдельной главой вступившего в силу с 1 января 2004 г нового Таможенного кодекса РФ. Основными его положениями являются: предоставление таможенным органам права по подозрению в контрафактности задерживать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, до 20 дней; передавать необходимую информацию правообладателю, допускать правообладателя к инспектированию товаров и др.

Положения, закрепленные в новом Таможенном кодексе Российской Федерации, согласуются с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) Всемирной торговой организации.

Принятие данных изменений и дополнений в таможенное законодательство, разработанных на основе Соглашения ТРИПС и рекомендованной Всемирной таможенной организацией типовой модели национального законодательства, позволит повысить роль таможенных органов в деле защиты интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

5. Закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об  информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.

6. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об  авторском праве и смежных  правах» // Российская газета. 1993. № 147.

7. Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О  правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. 1992. № 229.

8. Закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный  закон Российской Федерации» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. № 42.

9. Закон Российской Федерации  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 // Российская газета. 1992. № 228.

10. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном  информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ // Российская газета. 1996. № 129.

11. Федеральный закон «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  от 13.10.1995 № 157-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995. № 42.

12. Указ Президента РФ «Об  утверждении Положения о Государственном  таможенном комитете Российской Федерации» от 25.10.94 № 2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст.2855; 1999. № 38. Ст.4533.

13. Приказ ГТК РФ № 1203 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о  порядке взятия проб или образцов товаров при проведении таможенного контроля» // Российская газета. 2003. № 196.

14. Приказ ГТК РФ № 1199 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о  защите интеллектуальной собственности таможенными органами» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 49.

15. Приказ ГТК России от 16.12.1998 № 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» // Российская газета. 1999. № 34.

16. Распоряжение ГТК России от 11.12.2002 № 758-р «Об утверждении Правил  ведения Реестра объектов интеллектуальной собственности».

17. Письмо ГТК России от 16.11.2000 № 01-06/33259 «О защите прав интеллектуальной собственности».

18. Письмо ГТК РФ № 01-15/20508 от 28.10.1997 «О мерах по защите прав  на интеллектуальную собственность» // Таможенный вестник. 1997. № 24 (84).

 

19. Авторское право: Сборник нормативных  актов. - М.: Юрист, 1993. - 96 с.

Андреев В.К. Право собственности в России. - М.: Издательство БЕК, 1993. - 139 с.

20. Гражданское право. В 2-х томах. Т.1: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М.: Издательство БЕК, 1993. - 384 с.

21. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Под общ. ред. А.Д.Корчагина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 112 с.

22. Как защитить интеллектуальную  собственность в России. Правовое  и экономическое регулирование: Справочное пособие / Под ред. А.Д.Корчагина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 336 с.

23. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции  по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978. - 176 с.

24. Международные конвенции об  авторском праве Комментарий / Под  ред. Э.П.Гаврилова. - М.: Прогресс, 1982. - 423 с.

25. Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие / Под ред. Э.П.Гаврилова. - М.: Юридическая литература, 2000. - 288 с.

26. Российское таможенное право / Под ред. Б.Н.Габричидзе: Учебник  для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1997. - 520 с.

27. Сергеев А.П. Право интеллектуальной  собственности в Российской Федерации: Учебник. - М.: Проспект, 2000. - 752 с.

28. Тимошенко И.В. Таможенное право  России: Курс лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 416 с

29. Ашурков О.  ИС. Промышленная собственность. – 2003 -  №10 – С. 2-11.

30. Агашков В. Патентное дело: разъяснения  юриста // Хозяйство и право. - 1994. - № 7. - С.102-110.

31. Бакаева О.Ю. Проблемы правового  регулирования таможенно-тарифных  отношений // Юрист. - 2002. - № 4. - С.51-53.

32. Белов В., Денисов Г. Из мирового  опыта защиты интеллектуальной  собственности // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3. - С.82-88.

33. Близнец И.А. Применение в России  международно-правовых способов  защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. - 1998. - № 1. - С.20-22.

34. Близнец И., Леонтьев К. Все  на защиту интеллектуальной собственности // Российская юстиция. - 1999. - № 2. - С.17-19.

35. Близнец И., Леонтьев К. Нужны  работающие механизмы защиты  авторских и смежных прав // Российская юстиция. - 1999. - № 11. - С.31-32.

36. Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского  права в России) // Международная жизнь. - 1995. - № 10. - С.32-37.

37.Витрянский В. Защита права  собственности // Закон. - 1995. - № 11. - С.113-117.

38. Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную  собственность в новом ГК РФ // Государство и право. - 1995. - № 11. - С.61-65.

39. Гаврилов Э.П. Россия не нарушает  международных обязательств по  охране авторских прав // Российская юстиция. - 2001. - № 11. - С.46-47.

40. Городов О. «Собственность» и  «интеллектуальная собственность» // Интеллектуальная собственность. - 1994. - № 9-10. - С.3-9.

41. Грибанов Д.В. Информация как  объект правового регулирования. Теоретический аспект // Юрист. - 2003. - № 1. - С.14-16.

42. Дозорцев В.А. Развитие законодательства  о правах на результаты интеллектуальной деятельности // Экономика и жизнь. - 1996. - № 40. - С.20.

43. Еременко В.И. Гражданский кодекс  РФ и интеллектуальная собственность // Государство и право. - 2003. - № 1. - С.35-49.

44. Еремин А. Теория и практика  собственности в современной  экономике // Экономист. - 1994. - № 10. - С.42-51.

45. Завидов Б.Д. Отдельные тенденции  развития законодательства об  интеллектуальных правах в России // Юрист. - 2003. - № 2. - С.47-50.

46. Залесов А. Охрана прав на  интеллектуальную собственность  по соглашению ТРИПС // 47. Интеллектуальная  собственность. - 1997. - № 5-6. - С.46-51.

48. Концепция государственной политики  в области правовой защиты  интеллектуальной собственности. Проект Министерства юстиции Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. - 1997. - № 11-12. - С.23-27.

49. Кулагин А., Белов В., Денисов  Г. Интеллектуальная собственность  требует защиты // Российский экономический журнал. - 1996. - № 3. - С.37-43.

Информация о работе Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности