Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение порядка назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля. Для достижения этой цели необходимо выявить:
· порядок назначения таможенной экспертизы;
· общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля;
· порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля;
· порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля;
· количество (объем) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ПОРЯДОК ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Порядок назначения и виды таможенной экспертизы.
1.2 Порядок назначения и проведения экспертизы
1.3.История развития экспертно криминалистической службы
2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ПРОБ И ОБРАЗЦОВ
2.1 Общие принципы проведения и назначения, взятия проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля
2.2. Количество (объем) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
3.1. Принципы организации деятельности таможенных лабораторий в современных условиях..24
3.2. Внедрение системы повышения эффективности таможенной экспертизы
3.3 Внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб

3.Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов
3.1 Внедрение системы повышения эффективности таможенной экспертизы в РК
3.2 Внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб

Вложенные файлы: 1 файл

по специализации.docx

— 73.79 Кб (Скачать файл)

     В нашей стране таможенной экспертизе уделяется недостаточное внимание. Однако, роль таможенной экспертизы очень велика в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Такой вывод обусловлен тем, что в нашей стране недостаточно учебно-методических, научных материалов, литературы по таможенной экспертизе, это очевидно. Из этого следует такое решение, что необходимо публикация специализированного журнала по таможенной экспертизе.

     Результаты  работы таможенной лаборатории оцениваются  такими показателями, как прямой, косвенный  и условный экономический эффект.

     Прямой  экономический эффект работы таможенной работы заключается в выполняемых  ею бесплатно для таможенных органов  экспертизах без привлечения  сторонних лабораторий.

     Косвенный экономический эффект заключается  в использовании результатов  экспертизы для правильного начисления таможенных платежей, акцизов, контроля за качеством товаров и т. д.

     Наша  задача - не останавливаться на достигнутом, добиваться дальнейшего совершенствования  деятельности лабораторий по всем направлениям экспертного анализа, развиваться  дальше, занять достойное место среди  ведущих экспертных и научно-исследовательских  учреждений, что позволит, в конечном счете, усовершенствовать механизмы  таможенного контроля и таможенного  оформленья товаров, Мероприятия по совершенствованию экспертного  анализа внесут свою лепту в развитие таможенной службы, а также будут  способствовать росту авторитета таможенных органов и развитию внешней экономической  деятельности.

     Важным  является своевременное обобщение  результатов использования таможенной экспертизы. В нормативно-правовых актах необходимо предусмотреть  положения, связанные с использованием заключения эксперта таможенной лаборатории  правовым положением эксперта таможенной лаборатории. Такой подход продуктивен  и отвечает интересам практики производства таможенных экспертиз органами таможенного  контроля в ходе выявления таможенными  органами правонарушений в сфере  таможенного дела.

     3.2 Внедрение современных  технологий и методов  исследования в  деятельности экспертных  служб

     У таможенных органов хорошие возможности  контролировать партии товаров в  тот момент, когда товары еще находятся  в одном месте и в полном объеме. Такая организация контроля предотвращает поступление на прилавки магазинов и рынков партий товаров, не отвечающих стандартам. Единственная преграда, мешающая осуществлению в  полном объеме такого рода контроля - это еще не достаточный уровень таможенных лабораторий, как в отношении оснащения средствами и приборами экспертного контроля, так и в отношении численности специалистов-экспертов высшего уровня.

     С целью развития таможенной экспертизы необходимо создание непрерывного процесса обновления и усовершенствования технических  средств экспертных подразделений  таможенной службы.

     Решение данного вопроса идет вкупе с  задачами, возложенными на таможенные органы РК по обеспечению экономической  безопасности государства, а также  с задачей по усовершенствованию деятельности таможенной службы РК, основой  которых является уменьшение времени  прохождения таможенных процедур за счет высокой эффективности применяемых  методов и технических средств  таможенного контроля.

     В первую очередь, необходимо развитие региональных таможенных лабораторий, отделов и  служб таможенных экспертиз и  исследований, расширение сферы их деятельности.

     Другим  важным направлением является углубление международного сотрудничества таможенных лабораторий, выход на качественно  новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья  по таможенным вопросам, развитие взаимодействия и обмен информацией с экспертными  служками сопредельных государств.

     Сегодня мы имеем контакты с таможенными  работниками зарубежных стран - Польшей  и Финляндией, членами Совета таможенного  содружества. Это, конечно же, большой  плюс. Однако нельзя останавливаться  на достигнутом. Поэтому следует  развивать эффективные контакты и с другими странами, обмениваясь  опытом работы.

     Основываясь на сегодняшней ситуации, в целях  улучшения работы экспертных служб  необходимо решить следующие вопросы:

     целенаправленное  финансирование ремонта имеющихся  в экспертных службах таможенных органов приборов;

     1) наладить связь между экспертными  службами различных регионов  Казахстана через Центральную  таможенную лабораторию с целью  обмена опытом и ознакомления  с вынесенными классификационными  решениями;

     2) приобретение приборов экспресс  анализа, химических реагентов,  расходных материалов, лабораторной  посуды и учебно-методической  документации;

     3) на таможенных постах таможенных  управлений каждой области ввести  единицу специалиста таможенной  экспертизы с обеспечением необходимыми  техническими средствами таможенного  контроля.

     Предлагается  акцентировать внимание на решение  последнего вопроса, так как имеются  слабые места в работе таможенных органов республики по соблюдению требований в области контроля и обеспечения  радиационной безопасности.

     Так, например, 30 сентября 2004 года инспекторами таможни «Бахты» задержаны твердые  радиоактивные отходы мощностью  экспозиционной дозы гаммы- излучения  от 315 до 1998 мкр/ч (допустимая норма - не более 33 мкр/ч). В нарушение технологической  схемы проведения радиационного  контроля сотрудники таможни «Бахты»  осуществили физическое соприкосновение  с радиоактивным грузом, грубо  нарушив нормы безопасности. Из этого  примера следует вывод, что необходимо мы в таможенных постах таможенные эксперты, обладающие специальными познаниями в данной области, в компетенции  которых входит контроль над уровнем  радиоактивности ввозимого или  вывозимого металлов.

     За 2003 год в Страну возвращено 339 железнодорожных вагонов с ломом и отходами черных металлов с территории Китайской Народной Республики по причине превышения допустимого уровня радиационного фона. Наиболее высокий показатель фактов возврата лома и отходов черных и цветных металлов с территории КНР зарегистрированные в ДТД по Акмолинской, ВКО и Мангистауской областях.

     Возврат происходит из-за слабой работы территориальных  органов санэпиднадзора. Такая ситуация возникла в том числе из-за бездействия  таможенных органов Республики, в  первую очередь начальников подразделения.

     Поэтому необходимо более ответственно подходить  к данной проблеме. При таможенном оформлении следует не ограничиваться получением акта для дозиметрического контроля, а непосредственно присутствовать таможенному эксперту при проведении сотрудниками органов СЭС замеров  уровня радиационного фона, причем каждого вагона в отдельности. Проводить  контрольные мероприятия по заме6ру уровня радиационного фона. В случае несоответствия - не принимать к  оформлению.

     В обеспечении радиационной безопасности в Республики Казахстан немаловажное значение имеет международное сотрудничество Комитета таможенного контроля. В  рамках Центрально-Азиатской инициативы безопасности Комитетом таможенного  контроля РК реализовывается долгосрочная программа «Вторая линия защиты», направленная на создание системы радиационного  контроля.

     Так, в период с 10 по 16 ноября 2003 года в  городе Ричланд (США) 23 сотрудника таможенной службы РК прошли обучение по вопросам радиационного контроля, планируемого к установке на таможенных пунктах  пропуска в рамках вышеуказанной  программы (на 15-ти таможенных постах в  течение 2004 -2005 годов).

     Не  уделяется должное внимание таможенному  оформлению лома черных металлов военного происхождения.

     Например, при контрольном досмотре вагонов  с ломом на железнодорожной станции  «Достык» (отправитель ТОО «А-Leks»  ДТД по Жамбыльской области) среди  лома промышленного происхождения  были обнаружены фрагменты, свидетельствующие  о нарушении правил утилизации боевой техники. На указанный вид деятельности необходима соответствующая лицензия и договор с РГП «Казспецэкспорт» о купле-продаже, что отсутствовала в представленных к оформлению документах.

     В таможне «Коргас» по ГТД ОАО «Акционерная компания Алтыналмас» произвело  таможенное оформление цианида натрия в количестве 45т. на сумму 66 тыс. долл. США по лицензиям, выданной для Акбакайского ГОК. Тем самым нарушены требования Закона РК «О лицензировании».

     В ДТД по ВКО выявлен факт транзита взрывчатых материалов без соответствующего разрешения Правительства РК, провоз зараженного мяса крупнорогатого скота.

     Аналогичные факты не единичны, что указывает  на ослабление контроля со стороны  руководителей за деятельностью  вверенных подразделений.

     Именно  поэтому будет целесообразно  определить единицы таможенных экспертов  в каждом таможенном посту, с соответствующими техническими средствами контроля за качеством товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, а  также усовершенствовать деятельность региональных таможенных лабораторий. 

     Заключение

     2.2.стандартизации  методов выборки и взятия проб (образцов) товаров для таможенной  экспертизы 

     При назначении, проведении, а также  при использовании результатов  таможенной экспертизы в рамках таможенного  контроля субъектами - участниками  всех указанных процессов учитывается  судебная перспектива, т.е. доказательная  роль экспертного заключения в суде. 
Данные исследований показывают, что таможенные органы проигрывают дела в арбитражном суде за счет слабой доказательной базы, в том числе по процессуальным и процедурным вопросам при взятии проб (образцов) товаров, назначении экспертизы товаров или, наоборот, из-за отсутствия назначения экспертизы товаров. Большую часть таких дел составляют дела, связанные с отсутствием у таможенных органов процессуальных и процедурных требований при взятии проб (образцов) товаров в таможенных целях, т.е. требований, гармонизированных с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). 
Сложившаяся негативная ситуация набирала оборот с 1991 г., с момента введения в Российской Федерации (тогда еще Советском Союзе) товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. До 1991 г. в Советском Союзе для товаров, находящихся в обороте внутри страны, использовался Общероссийский классификатор продукции, а для внешнеторговой деятельности - номенклатура стран Совета экономической взаимопомощи. Данные классификаторы продукции большей частью были обеспечены национальными стандартами, и проблем при взятии проб (образцов) товара для проведения таможенной экспертизы практически не возникало. 
После введения в 1991 г. ТН ВЭД проблемы определения количественных выборок и методов взятия проб (образцов) товаров постепенно нарастали. Для этого были объективные причины. 
Во-первых, изменилась структура участников ВЭД. До 1991 г. прерогатива внешнеэкономической деятельности принадлежала государству, после введения ТН ВЭД в 1991 г. в структуре увеличилась доля физических лиц. 
Во-вторых, нарастала экспансия нетрадиционных в России товаров, товаров "нового поколения", не имеющих в стране вообще никаких стандартов и требований. 
В-третьих, имеющиеся стандарты на продукцию не решали задач таможенных экспертиз. Это связано с тем, что цели проведения экспертизы продукции для подтверждения требований и характеристик, указанных в ГОСТах на продукцию, и цели таможенной экспертизы различны. Иными словами, методы отбора проб, указанные в ГОСТ на продукцию, не удовлетворяли требованиям таможенной экспертизы. Однако других методов отбора проб для использования таможенной экспертизы как инструмента таможенного контроля для решения таможенными органами задач классификации товаров в таможенных целях (в соответствии с ТН ВЭД) пока не существует. 
Если цели стандартизации продукции (в системе ГОСТ Р) - это установление норм и характеристик товара (влияющих на качество товара), то цели таможенной экспертизы товаров связаны большей частью с установлением классификационного кода ТН ВЭД (влияющего на ставку таможенной пошлины). 
Более того, характеристики товара, указанные в ТН ВЭД, не совпадают с требованиями и нормами, указанными в стандарте на данный товар. Что зачастую является причиной споров в суде. 
Очевидно, для того чтобы решать задачи, стоящие перед таможенной службой, методы выборки и взятия проб (образцов) товаров для решения задач таможенной экспертизы должны быть "привязаны" к ТН ВЭД. 
Например, на практике из-за невозможности определения репрезентативности проб (образцов) товаров должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС РФ вынуждены отправлять запросы на повторное или дополнительное их взятие. Это связано с тем, что объекты, представленные на экспертизу, не соответствуют установленным требованиям по объему или качеству проб. 
Под понятием "качество проб" здесь понимается правильность образования средней пробы, правильность упаковки или оформления объектов экспертизы идентификационным требованиям. 
В таможенной службе предпринимались попытки по решению указанных противоречий. Так, в 1997 г. в Санкт-Петербургском филиале РТА было издано "Методическое пособие (рабочие инструкции) по отбору проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу". 
Это пособие сейчас во многом требует доработки и исправления, поскольку со времени разработки данных инструкций произошло много изменений в таможенной службе и в стране. 
В частности, утратили свою силу два Закона РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Таможенный кодекс РФ претерпел две существенные редакции (2003, 2010 гг.) и пр. Кроме этого, качественно изменился организационно-правовой статус экспертно-криминалистической таможенной службы ФТС России - как органа государственного контроля. 
Все это обусловило возможность и необходимость проведения исследований по разработке научно обоснованных требований к методам и процедурам отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях, а также разработки самих методик, базирующихся на требованиях ТН ВЭД. 
С учетом имеющейся правовой основы для разработки ведомственных стандартов: 
Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2010. 
Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". 
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 11.01.2010). 
Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 N 654 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477". 
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 934-р // СЗ РФ. 2008. N 26. 
Приказ Минпромторга РФ от 03.09.2008 N 119 "Об утверждении Порядка разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия".
 

     Литература

     Список  литературы

     1. Таможенный Кодекс Российской  Федерации" от 28.05.2003 № 61-фз (принят  ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008).

     2. Аверьянова Т. В. Интеграция  и дифференциация научных знаний  как ис-точники и основы новых  методов судебной экспертизы. - М.:, 2006. - 275 с. 

     3. Белкин Р. С. и др. Предупреждение  экспертных ошибок. - М: ВНИИСЭ, 2008. 350 с. 

     4. Большой энциклопедический словарь  / Ред. Прохоров А. М. М.: Боль-шая  Российская энциклопедия, 2007. - 1434 с. 

     5. Габричидзе Б. Н. Практика применения  Таможенного кодекса РФ. М.: Книжный  мир, 2008. - 495 с. 

     6. Таможенная служба в Российской  Федерации. - М.: Юридич. лит., 2003. - 208 с. 

     7. Коммерческое товароведение и  экспертиза / Ред. Васильев Г. А., Нага-петьянц Н. А. - М.: Юнити, 2007. - 135 с. 

     8. Красовский П. А. и др. Товар  и его экспертиза. - М: ЕМ, 2006. - 234 с. 

     9. Лифшиц Е. М., Михайлов В. А.  Назначение и производство экспертизы. -В.: ВСШ МВД РФ, 2007. - 120 с. 

     10. Методическое пособие (рабочие  инструкции) по отбору проб и  образцов товаров, перемещаемых  через таможенную границу / Ред.  Нестеров А. В. - С.-Петербург: СПфил  РТА, 2006. - 84 с. 

     11. Методическое пособие (рабочие  инструкции) по отбору проб и  образцов товаров, перемещаемых  через таможенную границу (34 товарные  группы) / Ред. Нестеров А. В. - Новосибирск:  Наука. - 2008. - 112 с. 

     12. Михайлов В. А., Дубягин Ю. П.  Назначение и производство судебных  экспертиз. - Волгоград: 2006. - 260 с. 

     13. Михайлов В. И., Федоров А. В.  Таможенные преступления / Под ред.  А. В. Федорова. - СПб: Юридический  центр Пресс, 2009. - 257 с.\

     14. Назначение и производство судебных  экспертиз. Пособие для судей  и судебных экспертиз. - М.: Юр. Лит, 2008. - 320 с. 

     15. Нестеров А. В. Понятие "товар"  и основные термины связанные  с ним. Словарь-справочник. - М.: ГТК  РФ, 2007. - 74 с. 

     16. Нестеров А. В. Вопросы компьютеризации  таможенных лабораторий // ЕАИС  таможенной службы. - М.: ГНИВЦ, 2000. - С. 41.

     17. Нестеров А. В. Лабораторная  служба как инструмент таможенной  поли-тики // Таможенный вестник, 1999, № 4. - С. 4.

Информация о работе Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов