Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики государства
Понятие «таможенная политика»
Цели и задачи таможенной политики
Субъекты таможенной политики
Структура таможенной политики
Приоритеты таможенно – тарифного регулирования в период 2012 – 2013 г.
Глава 2 Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности
2.1 Вступление России в ВТО
2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк по таможенному делу.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

  Таможенная политика должна быть:

  а) относительно стабильна и предсказуема;

б) прозрачна для деловых кругов, понимаема ими;

в) управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно);

г) подчинена обеспечению экономической безопасности.

1.2 Цели и задачи таможенной политики

Цель  таможенной политики в среднесрочной  перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно - тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи  таможенной политики:

1) Содействие технологической модернизации  российской экономики за счет  облегчения доступа к использованию  передовых иностранных технологий  и оборудования.

2) Стимулирование развития производственно-технологической  коопераций российских и иностранных  компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих  производств на территорию РФ.

3) Повышение конкурентности российских  рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

4) Унификация таможенной политики  со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС ( международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка).

Реализация  поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:

1) Стимулирование переноса производств  на территорию РФ путем дифференциации  ставок таможенных пошлин в  зависимости от глубины переработки  и предназначения товаров.

Дифференциации  ставок таможенных пошлин в зависимости  от глубины переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более  привлекательные условия для изготовления товаров в РФ по сравнению с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ.

Вместе  с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое  оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных  количествах. Выполнение международных  обязательств РФ по беспошлинному отдельных  видов товаров. Необходимость защиты наиболее конкурентно способных  отраслей российской экономики в  сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное  открытие внутреннего рынка для  увеличения предложения и предотвращения роста цен.

2) Усиление регулирующей функции  таможенного тарифа, обеспечение  сбалансированности и рациональная  защита внутреннего рынка страны.

Угроза  вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка  импортом, требует создание определенных барьеров для доступа импорта. В  тоже время, искусственное и не оправданное  ограждение от импорта снижает стимулы  для повышения конкурентоспособности  отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг  стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, в которой отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

Сбалансировать  регулирование импорта с учетом потребности производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением  специфических тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

3) Отказ от необоснованных ограничений  российского экспорта за счет  оптимизации применения ввозных  таможенных пошлин.

Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются  в качестве инструмента изъятия  природной ренты, выполняют функцию  ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а так же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет  осуществлен постепенный переход  к: отказу в применении вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров энергетической группы, а так же необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевой группы товаров. Использование мер нетарифного ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

4) Адаптация инструментов таможенно-тарифной  политики к условиям ТС и  зон свободной торговли.

Двухстороннее соглашение РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ  предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказании государственной помощи, четкого правового механизма, введения временных ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного учета требует  идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

5) Оптимизация национальной схемы  тарифных преференций.

В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой  являются развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся  стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее  время в перечень развивающихся  стран включено 103 государства. При  ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего 53 страны), пошлина  не взимается.

В среднесрочной перспективе будут пересмотрены: национальная схема преференций в торговле с развивающимися и менее развитыми странами, в частности уточнения стран-пользователей данной льготой; перечень товаров, а так же правила происхождения товаров в целях предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:

а) содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран;

  б) минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;

в) учет политики стран-пользователей льготой в отношении РФ.

6) Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

В виду значительных изменений в таможенном тарифе в части снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которых не производятся в РФ, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями.

7) Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые  изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенности и риски  для предпринимателей. Исключения касаются ограничений перечня случаев, когда оперативность принятия решений являются трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

1.3 Субъекты таможенной политики

К субъектам таможенной политики относятся  законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты  власти, а также группы интересов  и группы политики, связанные с  внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники  ВЭД, социальные слои, группы, на которых  распространяется или оказывает  воздействие таможенная политика.

К субъектам таможенной политики, формирующим  ее, прямо или косвенно принимающим  участие в се реализации, относятся:

А) Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство  РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров  в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного  тарифа).

Б) Специальные государственные органы:

1. Министерство торговли РФ и  институт уполномоченных Минторга  в регионах, в функции которых  входят:

- государственное регулирование  ВЭД (формирование нормативно-правовой  базы, организация импортных поставок  для государственных нужд, контроль  за обеспечением государственных  интересов);

- координация действий российских  участников ВЭД (разработка мер  по совершенствованию внешнеэкономической  политики);

- оценка состояния и прогноз  ВЭД;

- создание благоприятного режима  для внешнеэкономического сотрудничества.

2. Министерство экономики РФ

3. Министерство финансов РФ

4. Министерство науки и технологий  РФ

5. Министерство транспорта РФ

6. МПС РФ

7. Государственный таможенный комитет  РФ и его система

8. Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю (контроль  лицензирования и аудиторские  проверки).

В) Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная палата с  входящими в нее региональными  отделениями и представительствами  за рубежом и относящимися  к этой системе внешнеэкономическими  предприятиями: Союзэкспертиза, Российское  агентство рисков, отраслевые объединения  производителен и экспортеров  при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский  банк реконструкции и развития.

3. Ассоциации делового сотрудничества  с зарубежными странами.

4. Неправительственные и негосударственные  международные организации: Международная  торговая палата; экономические  форумы; институты ООН, регулирующие  ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция  ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация,  а также международные советы, международные консультативные  комитеты и группы, действующие  под эгидой ООН. Эти международные  структуры формируют механизмы  международного регулирования и  координации в сфере таможенного  дела, настраивающиеся на интересы  доминирующих субъектов геополитики  и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические  формы организации потоков трансграничных  перемещений и контроля за  ними.

1.4 Структура таможенной политики

В таможенной политике необходимо различать  идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью  ее внутренних компонент, а также  взаимодействием и сбалансированностью  ее отношений с внешней средой.

С точки зрения реализационного подхода  в таможенной политике выделяют следующие  основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая  составляющая: обретение, удержание  и использование государственной  власти в сфере регулирования  ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной  базы и мерами административно-властного  характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих  ныне законов содержат правовые нормы  непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования  внешней торговли определяются путем  издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала  стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным  инструментом защиты экономических  интересов России: необходим также  четкий механизм доведения всех изменений  ставок пошлин до потребителей.

Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через  запретительно-разрешительные или  ограничительные системы по трансграничному  перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана  с обеспечением реализации внешней  и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного  регулирования.

Психоэтическая  компонента (составляющая) - разработанная  система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

Технико-технологическая  составляющая таможенной политики - установленные  процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

1.5 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2012-2013

В 2011 году возросла роль таможенно-тарифного  регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.

Так, в условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики в 2011 г. стало содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. В 2011 году планировалось перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста. Реализация этого важнейшего приоритета предполагает необходимость решения, прежде всего таможенно-тарифными методами, следующих задач: [8]

Информация о работе Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ