Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики государства
Понятие «таможенная политика»
Цели и задачи таможенной политики
Субъекты таможенной политики
Структура таможенной политики
Приоритеты таможенно – тарифного регулирования в период 2012 – 2013 г.
Глава 2 Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности
2.1 Вступление России в ВТО
2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк по таможенному делу.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

Путин говорит, что после вступления России в ВТО, необходимо поддержать отечественную  промышленность. Но дело в том, что  такой поддержки не создано. Это очень серьезный разговор, почему не создано. Я затрону только маленький фрагмент этой проблемы, связанной с тем, что наш товаропроизводитель не может получить более-менее приличных кредитов в нашей стране, поэтому он вынужден обращаться к иностранным кредиторам. Это к вопросу о господдержке. Кто поддерживает, тот и музыку заказывает, иными словами, зарубежные транснациональные банки уже давно держат за горло наших производителей.

Если  идут какие-то бюджетные деньги, то они, как правило, застревают в банках, которые являются каналом продвижения  этих денег. Там они каким-то образом  прокручиваются, распиливается. Поэтому  вся наша господдержка сводится к  распилу.

При вступлении России в ВТО всякая конкуренция  исчезнет, потому что появятся гиганты, с которыми состязаться будет  невозможно. В свое время Рокфеллер-старший  говорил: «Конкуренция - это грех». Не думайте, что он выступал за свободный  рынок, за поддержку товаропроизводителя, нет, он имел в виду то, что надо уничтожить конкурентов, и тогда монополия  будет господствовать.

После вступления России в ВТО остатки  сельского хозяйства будут уничтожены, потому что есть мощнейшие транснациональные  корпорации, занимающиеся сельским хозяйством. Может быть, останутся в России какие-то товаропроизводители, но они  полностью перейдут под контроль транснациональных корпораций. Рассмотрим пример с Украиной. На Украине за 3 года с момента ее вступления в  ВТО экономика была разрушена, в  том числе сельское хозяйство, за исключением одного сегмента - производства семечек подсолнечника. Этот товар  оказался конкурентоспособным. Украина  прочно заняла нишу - производить семечки  для всего мира. Остатки продовольственной  независимости Украины ликвидированы, поэтому в любой момент страну можно поставить на колени, перекрыв поставки продовольствия. На Западе сельское хозяйство развивают не потому, что  оно выгодно, а потому, что это  элемент национальной безопасности.

Выгодополучателями  ВТО являются ее учредители, а, как  известно, учредителями ВТО являются западные страны, которые разрабатывали  инструменты для продвижения  интересов своих монополий на мировом рынке. Создавая эту организацию, они прекрасно понимали, для чего она нужна, а остальных просто втягивают, кого пинками, кого уговорами.

Несколько лет назад вышла книга «Исповедь  экономического убийцы» Перкинса, в  которой описана технология втягивания стран в организации, типа ВТО  и МВФ. Это бандитские методы. Первый метод: это когда чиновники международных  организаций едут договариваться, обещают  золотые горы, на переговорах, естественно, присутствует коррупция. Если не срабатывает, то вступает второй метод наступления, когда уже действуют спецслужбы. А если не помогает и этот метод, то тогда начинают действовать вооруженные силы. На примере Ливии прослеживаются все три этапа вторжения противника в эту страну. «Исповедь экономического убийцы» - это не художественное произведение, а признания человека, который много лет работал рядом с международными организациями.

Я знаю только одну страну, которая получила определенный выигрыш от вступления в ВТО, уже после того как был  создан этот клуб богатых стран. Речь идет о Китае. Но надо понимать, что  Китай - это не Россия. Китай специализируется на промышленной продукции, тогда как  Россия специализируется на сырье. Никак  не могу понять, зачем нам вступление в ВТО, если у нас одно сырье? У  нас фактически монокультурная экономика, которая полностью ориентирована  на внешний рынок. Что касается Китая, то мировая закулиса изначально рассматривала  Китай как экономическую территорию, на которой планируется создавать  производство товаров с использованием дешевой рабочей силы. Некоторые  думают, что китайцы очень мудрые, что именно они задумали индустриализацию. Нет, с моей точки зрения, это входило  в планы мировой финансовой олигархии. Чем этот процесс закончится, сказать  трудно. У Китая, наверняка, возникнут  серьезные проблемы, но на данный момент Китай пользуется теми условиями, который  он выторговал до вступления в ВТО. Там были вполне реальные уступки.

Мною  был проведен анализ всех аргументов в пользу вступления России в ВТО, которые были задействованы лоббистами ВТО в последние годы. Среди  них я нашел всего лишь один конкретный аргумент. Один! Этот аргумент неоднократно озвучивался В.В. Путиным. Речь идет о потерях, которые несут  российские экспортеры на зарубежных рынках от ограничений, которые выставляются другими государствами. Так вот  эти потери оцениваются в 2,5 млрд. долл. в год. Речь идет о потерях  двух отраслей - металлургической и  химической (производство удобрений). Думаю, что эта цифре можно  доверять. Во-первых, потому, что ею оперировал президент страны. Во-вторых, потому, что ее активно использовали представители указанных отраслей. В-третьих, никто ее ни разу не оспаривал - ни в России, ни за рубежом. Соответственно, можно ожидать, что вступление России в ВТО приведет к нашему выигрышу в размере 2,5 млрд. долл.

Вот и поговорим по поводу этого конкретного  выигрыша. Никто не спорит: 2,5 млрд. долл. нам не помешают. На эти деньги, например, каждый год можно было бы создавать  по десять хорошо оборудованных медицинских  центров. Или увеличить на 1000-1500 рублей в месяц пенсию нашим старикам. Но это, конечно, мечты. Потому что любой  «финансовый выигрыш» наших экспортеров  тут же уходит в оффшоры. Поэтому  ни нашей медицине, ни нашим пенсионерам  от этого «финансового выигрыша»  вряд ли что перепадет. Но сейчас давайте  на время абстрагируемся от двух неприятных вопросов: а) каков будет наш «финансовый проигрыш» от вступления в ВТО; б) как будет использован «финансовый выигрыш» в размере 2,5 млрд. долл. И подумаем: нет ли более простых и понятных способов получить вожделенные 2,5 млрд. долл.?

Для этого следует провести инвентаризацию реальных финансовых потерь, которые  постоянно, из года в год несет  наша экономика и наше общество. Для полной инвентаризации наших  «финансовых дыр» потребуется целое  исследование объемом в книгу. Пожелаем, чтобы этим занялись: Счетная палата, Минфин (Федеральная службы финансово-бюджетного надзора), Федеральная служба финансового  мониторинга, Прокуратура, другие государственные  ведомства и организации, выполняющие  функции финансового контроля. И  не только занялись, но и обнародовали результаты своих изысканий.

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наукоёмкие производства высоких переделов, связанные с  развитие научно-технического потенциала страны и повышением конкурентоспособности  экономики, облагаются одинаковыми  налогами с добывающими отраслями. При нынешней опоре бюджета на НДС в качестве основного источника  доходов, который больнее всего  бьёт именно по наукоёмким и высокотехнологичным  производствам с высокой долей  добавленной стоимости, вообще нельзя говорить ни о каком развитии производств  современного технологического уклада. В среднем, налоговая нагрузка на наукоёмкие обрабатывающие производства в 1,5-2 раза превышает аналогичный  показатель в Китае, Индии, Бразилии и большинстве других развивающихся  экономиках.

При этом Россия является, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире и группе G-20, в которой де-факто существует регрессивная шакала налогообложения  доходов населения. Для 70% населения  с доходами ниже 20 тыс. рублей совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43% (13% - НДФЛ, 30% - социальные платежи), тогда как реальная нагрузка на сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и 10% населения, выстроившихся  в экономику трубы, она варьируется  в диапазоне 5-10%. С учётом ежегодного многомиллиардного вывоза капитала в оффшорные юрисдикции и активное использование дивидендных схем для минимизации налоговой нагрузки, реальный налоговый пресс на 60% бедного  населения России в 5-10 раз превышает  нагрузку для 10% самых богатых граждан. Другими словами, Россия стала страной, в которой бедные платят за богатых, тогда как официальный разрыв в уровне доходов 10% бедных и богатых  превышает 16 раз, а с учётом доходов  от предпринимательской деятельности достигает 60-70 раз. [3]

Ни  одна из вышеперечисленных проблем  российской экономики не будет не только решена после вступления в  ВТО, но будет значительно усугублена из-за снятия таможенно-тарифной защиты отечественных товаропроизводителей и целенаправленного отказа властей от возможности повышения общей защищённости отечественной экономики и в особенности наукоёмких производств высоких переделов прямо накануне новой фазы глобальной рецессии.

В связи с этим, рецепты модернизации отечественной экономики и выхода России из системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена (в рамках которого страна теряет порядка 12% ВВП  или 60% федерального бюджета ежегодно) просты.

А самое главное - экономика живой  организм, и обладает инстинктом самосохранения. Когда мы вступим в ВТО, мы лишимся  возможности защищать свой рынок  цивилизованным образом, при помощи тарифов и квот. Раз так, экономика  будет защищать себя нецивилизованным образом: соответствующие барьеры  будут воздвигаться при помощи периодических  девальваций и усиления коррупции. Словом, присоединение России к ВТО  в немодернизированном состоянии  не дает никаких выгод.

Чтобы реальный сектор заработал на уровне не ниже западного, необходимо снизить  уровень налоговой нагрузки предприятий, ввести в действие механизмы государственной  поддержки несырьевых секторов экономики, не запрещенные ВТО, обеспечить доступность  долгосрочных дешевых кредитных  ресурсов, повысить уровень расходов государства на НИОКР в 2-2,5 раза, заморозить тарифы естественных монополий  для промышленных предприятий и  в целом перейти к активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, валютно-финансовой, промышленной и  научно-технической политике.

Только  в этом случае наша экономика сможет противостоять кризисам финансовых рынков и обвалам нефтяных цен.

2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

В результате начавшегося перехода таможенной службы России на международные принципы осуществления таможенной политики процесс государственного таможенного  регулирования и контроля постепенно смещается в сферу государственного таможенного сервиса. И этот процесс, после принятия в 2003 г. принципиально нового, прошедшего экспертизу ВТО, Таможенного кодекса РФ, набирает ускорение. В соответствие с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Поступательно внедряется система электронного декларирования, все большее количество таможен переходят к принципу таможенного оформления в режиме «одного окна», расширяется количество добросовестных участников ВЭД, пользующихся процедурами предварительного уведомления, а также декларирования в упрощенной форме. Существенно сокращены сроки фактического досмотра и оформления товаров и транспортных средств во внутренних таможнях (до одних суток), постепенно уменьшаются «очереди» автотранспорта на государственных границах России. С 2007 г. в стране введена новая современная европейская система декларирования в виде единого административного документа ГТД.

Вместе  с тем, в этот период серьезному реформированию были подвергнуты правоохранительные структуры таможенных органов, существенно  изменились их роль и место в системе  обеспечения экономической безопасности России. Проведенный анализ оперативной  обстановки выявил новые угрозы и  риски, содержание которых поставило  перед правоохранительными органами страны более сложные задачи по обеспечению  экономической безопасности, организации  борьбы с таможенной преступностью.

Таможенные  пошлины играют важную роль в формировании бюджета Российской Федерации. Так, доля доходов от поступлений в  федеральный бюджет в кризисном 2008 году практически достигла 35 процентов. В таблице 1 показано, насколько велико влияние пошлин на доходную часть  бюджета и какова их роль в ВВП  страны. [4]

Хорошо  известным фактом в профессиональной среде, является то, что импортные  пошлины в России дают более скромный вклад в «корзину» государственных  доходов, чем экспортные. Львиную  долю всех поступлений от экспортных пошлин в России составляют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть  и природный газ. Это обстоятельство еще раз возвращает нас к пониманию  того факта, насколько нежелательным  для страны был бы отказ от них  при присоединении к ВТО. Такая  картина, при которой доля доходов, поступающих в бюджет по каналам  таможенной службы, составляет около

трети, впрочем, нехарактерна для стран  с развитой экономикой. Между тем, Россия присоединялась к ВТО именно в статусе развитого государства.

Оценивая  возможные последствия изменений  тарифного регулирования для  экономики России следует отметить, что принятые на себя Россией обязательства  устанавливают лишь верхние предельные значения соответствующих показателей. В какой мере приближаться к этим пределам - зависит только от нашей  страны. Применительно к другим аспектам, таким как введение компенсационных  и антидемпинговых пошлин, ВТО  отнюдь не обязывает своих членов применять эти инструменты торговой политики. Соглашения лишь предоставляют  определенные возможности, степень  использования которых зависит  от умения и желания участников организации.

Представляется  целесообразным кратко остановиться на базисных правилах членства в ВТО. Так, в соответствии с установленными принципами страны-члены организации  взаимодействуют в рамках недискриминационной  торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и  последовательного отношения к  ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для  импорта на свой собственный рынок. Основные правила содержатся в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают  торговлю товарами и услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Информация о работе Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ