Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:48, курс лекций
Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).
5 Таможенное право и таможенная политика.
Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Основными средствами (инструментами)
реализации таможенной политики являются
таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование),
процедура таможенного
Таможенная политика нацелена
на поддержание рационального
Под расчетным балансом понимается
соотношение денежных требований и
обязательств данной страны применительно
к зарубежным странам, возникшее
в результате осуществления
Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей.
Таможенная политика выполняет также фискальную функцию: уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.
Таможенное право Российской Федерации
Таможенное право - комплексная
отрасль российского законодательства,
представляющая собой систему правовых
норм, регулирующих общественные отношения,
связанные с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу.
Таможенное право является комплексной
отраслью права, поскольку включает в
себя положения многих правовых отраслей:
конституционного, административного,
гражданского, финансового, налогового,
уголовного, международного права.
Норма таможенного права - это установленное
или санкционированное государством правило,
направленное на регулирование отношений
в сфере таможенного дела. Как и любым
правовым нормам, нормам таможенного права
характерны следующие признаки: 1) всеобщность,
т.е. данные нормы распространяются на
всех участников отношений, связанных
с перемещением товаров через таможенную
границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы
таможенного права обязательны для всех
участников таможенных правоотношений;
3) за неисполнение норм таможенного права
наступает юридическая ответственность,
предусмотренная соответствующими положениями
Кодекса РФ об административных правонарушениях
и Уголовного кодекса РФ.
Предметом таможенного права являются
общественные отношения, которые возникают
в связи с перемещением товара и транспортных
средств через таможенную границу. Нормы
таможенного права регулируют отношения,
связанные с перемещением товара и транспортных
средств через таможенную границу, и это
позволяет определить метод отрасли.
Основным для таможенного права является
административно-правовой метод - метод
властных предписаний, который основан
на отношениях власти и подчинения сторон.
Здесь существуют отношения неравных
сторон, одна из которых подчиняется другой.
Особенности таможенных правоотношений
имеют свою специфику. Эта специфика
определяется тем, что правоотношения
возникают, функционируют и развиваются
только на основе таможенно-правовых норм.
Кроме этого, таможенные правоотношения
всегда индивидуализированы, так как в
них вступают конкретные субъекты - носители
юридических прав и обязанностей.
Указанные правоотношения возникают в
связи с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу, т.е.
эти правоотношения носят имущественный
характер, так как предполагают перемещение
материальных ценностей или денежных
средств. Каждый субъект правоотношения
наделяется правами и юридическими обязанностями,
т.е. каждый субъект таможенного правоотношения
наделяется полномочиями, регламентированными
нормами таможенного законодательства,
что составляет содержание правоотношения.
В качестве объекта правового отношения
выступает то, на что направлены права
и обязанности его участников. Объектом
таможенного правоотношения является
порядок перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу.
Субъекты правоотношений - это их конкретные
участники. Субъектами таможенного права
являются: 1) таможенные органы; 2) государственные
служащие таможенных органов и служащие
таможенных организаций; 3) юридические
лица; 4) физические лица.
Названные субъекты можно разделить на
две группы: специальные субъекты и иные
субъекты.
Специальные субъекты таможенного права -
это таможенные органы и государственные
служащие таможенных органов.
6 таможенное право и таможенное дело
Таможенное дело — совокупность методов и средств
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования и запретов и ограничений, связанных
с перемещениемтоваров и транспор
Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов.
Общее
руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правит
Непосредственная
реализация большинства функций
государства в области
ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
Система
управления таможенным делом определяется Таможенным
кодексом ТС,ФЗ 311-ФЗ "О таможенном регулировании
в РФ" и включает четыре уровня: Федеральную
таможенную службу, региональные таможенные
управления, таможни и таможенн
В настоящее время в России действует 8 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).[2] На 2013 г. число таможен составляет около 80, каждый год ситуация меняется.
8 система таможенного законодательства
Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.
В систему законодательства
таможенного права как
Конституция занимает
особое место среди других
источников таможенного права.
Будучи основным законом
Следующий по значению источник таможенного права – законы. Среди них надо выделить: а) таможенные кодексы; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.
Правительство Российской Федерации также осуществляет нормотворческую деятельность в области таможенного дела. Оно издает по этим вопросам различные нормативные акты: постановления, распоряжения, утверждает различные правила и другие виды актов в данной сфере.
Постановлением Правительства
РФ от 23 декабря 1993 года «О порядке перемещения
физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации товаров,
не предназначенных для
Принятый в 2003 г. новый ТК РФ практически
полностью основывается на международно-правовых
положениях Международной конвенции
об упрощении и гармонизации таможенных
процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола
1999 г., к присоединению к которой
в настоящее время стремится
Россия.
9 Общая характеристика таможенных органов РФ Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Таможенный орган - представляет
собой федеральный Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят: 1) Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Таможенным органам присущи следующие основные признаки. Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов. Исполнительно-распорядительные
отношения в государстве Во-вторых, согласном. Зет. 1 ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ГТК отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. В-третьих, являясь органами
специальной компетенции, таможенные
органы реализуют свои полномочия в
сфере перемещения через , немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу. |
10 Региональное таможенное управление, его структура, основные задачи.
Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона.
Основными задачами РТУ являются:
Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений: