Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенно тар диплом.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

«По теории таможенный союз должен ускорить процессы модернизации экономики стран-участниц. Повысить их глобальную конкурентоспособность. Но даст ли это результат - я не уверен. Нет уверенности потому, что в  разгаре кризис, необходимость осуществления  антикризисных мер. Неизвестно, как  долго продлится выход из кризиса. В общем, не вполне ясно, как этот проект будет увязан с решением текущих  проблем стран. Какая-то часть бизнеса  будет испытывать жесткую конкуренции, будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться  и уйти с рынка.»[33]

 

Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для развития современной международной торговли. Показан существенный прогресс в области тарифной либерализации торговли на многостороннем уровне, о чем свидетельствуют итоги трех последних раундов переговоров в рамках ГАТТ/ВТО (1964-1967 гг., 19731979 гг. и 1986-1993 гг.), создание Всемирной торговой организации на базе ГАТТ и преобразование Совета таможенного сотрудничества во Всемирную таможенную организацию, сопровождавшиеся расширением сферы их регулирования.

 

В условиях предстоящего присоединения  России к ВТО особое внимание следует  уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.

 

В ходе исследования выявлены и раскрыты основные тенденции в  современной таможенно-таможенной политике: целенаправленный характер тарифных реформ - ориентированы на содействие структурной перестройке  экономики, в частности на стимулирование перспективных и поддержание  социально значимых отраслей обрабатывающей промышленности с более глубокой переработкой продукции за счет дифференциации и детализации таможенного тарифа, а также на снижение пошлин на те товары, которые входят составной  частью в производимую в стране продукцию, для поощрения международной кооперации; ( сохранение высокого уровня таможенной защиты аграрных продуктов (особенно молочных изделий, сахара и зерновых) и трудоемких потребительских товаров (текстиля, одежды, обуви); повышение роли преференциальных торговых режимов в развитии мирохозяйственных связей; усиление сотрудничества стран на многостороннем уровне в оперативной таможенной деятельности в целях как содействия развитию торговли, так и упорядочения ее, включая взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. На это указывает заключение новых конвенций членами.

 

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  администрирования в России нуждается  в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

 

Сегодня назрела потребность  в изменении целей и приоритетов  таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

 

На современном этапе  экономического развития России основными  задачами таможенно-тарифного регулирования  должны стать:

 

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа  российских компаний к передовой  зарубежной технике и технологии;

 

• стимулирование конкурентоспособных  на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства  и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более  эффективного ее включения в мировое  хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует  рассматривать новые, высокотехнологичные  производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

 

• создание благоприятных  условий для развития производств, необходимых для поддержания  занятости, стабильности и обеспечения  экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых  других);

 

• поддержка производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

 

• оптимизация географической структуры импорта;

 

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

 

• унификация таможенного  тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному  союзу.

 

В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать  эффективным инструментом смягчения  и постепенного преодоления кризисных  явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Алексеев И.С. Управление  внешнеэкономической деятельностью.  — М., ИТК "Дашков и К", 2002.

 

2.  Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное  регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.

 

3.  Всемирная торговая  организация и национальные экономические  интересы (Колл.авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И.С.). — М., «Наука», 2003.

 

4.  Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации. М.,2003.

 

5.  Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

 

6.  Ершов А.Д. Основы  управления и организации в  таможенном деле: Учебное пособие. - Спб., 1998. С.191.

 

7.  Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

 

8.  Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 1997.-№9.-С.78-81.

 

9.  Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник. - 2003. -№4.-С.98-108.

 

10.  Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

 

11.  Киреева А.П. Международная  экономика. Учебное пособие для  Вузов. ― М., 1997. С. 204.

 

12.  Носков И.Ю. Отдельные  вопросы налогообложения экспортно-импортных  операций // Финансовые и бзосгалтерские консультации. - 1997. - №11. - 15- 25.

 

13.  Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика. -1999. - №3. - 57-61.

 

14.  Никольский С.О внешних  таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 12.

 

15.  Назаренко М., Назаренко  К. Таможенное обслуживание внешнеэкономической  деятельности. — М., 2001.

 

16.  Основы торговой  политики и правила ВТО. —  М., "Международные отношения", 2005.

 

17.  Петров Ю.М,, Кудрявцева  И,В. Практика таможенного регулирования. - М.: Автор, 1994. - 448с.

 

18.  Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.

 

19.  Рыбаков В. Тарифные  преференции во внешнеторговой  деятельности Российской Федерации  // "Международная экономика", №4, 2008.

 

20.  Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. — М., «Экономистъ», 2005.

 

21.  Смитиенко Б.М. Всемирная  торговая организация и проблемы  регулирования международной торговли. М., 2000.

 

22.  Теория, методология  и практика таможенного дела: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.М.Блинова. - М.: РИО РТА, 1996. - С. 43.

 

23.  Филлипенко СВ. Таможенное  регулирование в системе государственного  управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.

 

24.  Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М., Центр экономики и маркетинга, 1998.

 

25.  Экономика таможенного  дела: Учеб.- метод, пособие. - М.: РИО РТА, 1997.

 

Официальные и справочные материалы и публикации.

 

26.  Закон Российской  Федерации «О таможенном тарифе»  от 21 мая 1993 г. №5003-1.

 

27.  Проект документа  «Основные направления таможенно-тарифной  политики на 2011 год и плановый  период 2012 и 2013 годов»

 

28.  Таможенный кодекс  Российской Федерации (от 28 мая  2003 г. №61-ФЗ)

 

29.  Таможенный тариф  Российской Федерации. Ставки  ввозных и вывозных пошлин.-М., 1991-2007.

 

30.  Федеральный закон  от 8 ноября 2003 г. №165-ФЗ «О внесении  изменений в Закон Российской  Федерации «О таможенном тарифе».

 

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе