Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы обосновать и разработать кон-цептуальные основы организационно-экономической стратегии формирования конкурентных преимуществ торговых предприятий с уче-том специфики переходного периода. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Изучить аспекты формирования и оценки конкурентоспособности предприятия
Изучить методы оценки конкурентоспособности торгового пред-приятия
Дать полную характеристику торгового предприятия
Рассмотреть стратегическое планирование и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия
Введение…………………………………………………….………..……..…3
Глава 1. Методические аспекты формирования и оценки конкурентоспособ-ности…………………………………………………………………..….….....5
1.1 Конкурентные признаки торгового предприятия……………..……..…..5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия...…..12
Глава 2. Характеристика конкурентоспособности предприятия ООО «Mavi»……………………………………………………………….…………25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….25
2.2 Анализ основных показателей конкурентоспособности компании…....27
2.3 Оценка конкурентного положения предприятия на рынке строительных материалов г. Владивосток………………….………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………….………41
На сегодняшний день компания завоевала доверие большого количества клиентов. Эти клиенты считают компанию «Mavi» достойной для сотрудничества, об этом свидетельствует долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с многими крупными компаниями, кроме того, перспектива дальнейших партнёрских отношений. «Mavi» не перестаёт развиваться, по сравнению со стартовым годом, объёмы реализации 2007 г. возросли на 40-50%. В ближайших планах компании - увеличение объёмов реализации, расширение ассортиментной группы, дистрибьюторской сети в регионах Дальнего Востока.
Успешная коммерческая
деятельность предприятий по оптовой
продаже во многом зависит от хозяйственного
механизма и системы
Компания «Mavi» занимается оптовой продажей товаров на уровне города, края. Основные территориальные направления движения товаров:
- г. Петропавловск-Камчатский;
- о. Сахалин;
- г. Магадан;
- г. Анадырь;
- г. Хабаровск;
- отдельные города Приморского края;
- г. Иркутск.
При отгрузке товаров в другие города ООО «Mavi» практикует два варианта отправки товара: силами клиента и силами поставщика (оплата грузоперевозки осуществляется клиентом). При втором варианте компания обязана выбрать наиболее рационального грузоперевозчика, согласовать с клиентом форму отправки, размер партии, осуществить контроль погрузки. При выборе наиболее рационального грузоперевозчика основными критериями является: выбор способов грузоперевозок, возможность перевозить товар как большими, так и маленькими партиями, наличие собственных тупиковых путей, предоставление услуг экспедирования, страхования, тарифная сетка, оперативность.
Работа с транспортно-
Любое коммерческое предприятие осознает, что предлагаемые ею товары не могут нравится сразу всем покупателям. Известно, что покупатели отличаются друг от друга своими нуждами и привычками.
Различия покупательских требований к одному и тому же товару объясняются как объективными различиями между самими покупателями, обусловленными неравенством их доходов и социального статуса, национальной принадлежностью и вероисповеданием, разницей пола и возраста, так и особенностями индивидуальной психологии покупателей.
В мире трудно найти двух потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар. Потребители даже одного конкретного товара редко покупают его, руководствуясь одинаковыми мотивами. Тем не менее, один и тот же товар может быть предназначен для различных групп потребителей, имеющих разные вкусы.
Потенциальным потребителями предприятия являются строительные организации, торговые организации, частные лица. Исходя из данных анализа клиентов предприятия, регистрирующихся в клиентской базе, выяснилось, что 32 % составляют строительные организации и частные строители; 27,5 % - торговые розничные магазины, и 40,5 % - частные лица (Рис. 5.).
Рис. 5. Сегментация потребителей ООО «Mavi».
На долю частного покупателя приходится практически одна вторая от общего объема потребителей, что говорит о значимости розничного клиента в общем товарообороте и необходимости поддержания потребителя различными акциями, скидками, а так же накопительными картами.
Поэтому в розничном магазине компании для покупателей проходят акции, например при покупке определенного количества товара, выдается подарок, существуют дисконтные карты с накопительными скидками.
Розничный покупатель любит заботу о нем, и разные приятные мелочи служат отличным стимулов вернутся еще раз.
В новых условиях предприятия торговли могут добиться успеха только путем переноса акцентов на изучение потребностей покупателей.
В условиях перехода к рыночным отношениям заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках является прогрессивной формой оптовых закупок товаров, так как они обеспечивают свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.
Рассматриваемое предприятие ООО «Mavi» имеет хорошую рентабельность, и имеет огромный потенциал дальнейшего развития. На текущий момент деятельность торгового предприятия нельзя оценить как оптимальную. Анализируя предыдущий год работы предприятия можно сказать, что прибыль предприятия заметно возросла. Но, на мой взгляд, компании не хватает специалиста по логистике и аналитика-маркетолога, так как не осуществляются мероприятия по оптимизации складского процесса, вызывая недовольство покупателей ожиданием выдачи товара. Так же нет координации доставочных машин, затрудняя тем самым оперативность доставки товаров. Появление второй вакансии даст возможность более широко изучить рынок сбыта, поставщиков, найти оптимальное соотношение межу спросом покупателя и предложением поставщика, исключая возможность затоварки.
Так же необходимо больший упор делать на рекламу компании, выбирая новые инновационные методы. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения.
Поэтому коммерческая инициатива
торговых работников по вовлечению в
товарооборот максимальных товарных ресурсов
с целью получения
необходимой прибыли должна сочетаться
с заботой о конечных покупателях,
учетом их платежеспособности, с недопущением
неоправданного роста цен,
предоставлением покупателям возможности
приобрести товары по доступным ценам.
В настоящее время в компании «Mavi» трудятся грамотные и квалифицированные специалисты, как имеющие огромный опыт и стаж (10 –30 лет), так и молодые.
Предприятие ведет успешную трудовую деятельность.
Ремонтные работы ведутся по всем направлениям: общестроительные, электромонтажные, сантехнические. Выполняется текущий и капитальный ремонт внутренних помещений, реставрация и облицовка фасадов, работы по ремонту и устройству плоских и скатных кровель с покрытием из различных кровельных материалов (рулонных, мягких, жестких, направляемых).
Проведены работы на таких известных объектах города Владивостока, как: Хореографическая школа; Приморская краевая клиническая больница (корпуса гинекологического и кардио–травматологического отделений, крыша и помещения хирургического отделения); Центр СПИД и многие другие.
Весь комплекс услуг по всем видам работ ООО «Mavi» выполняет собственными силами и за счет собственных средств.
Ежемесячный объем работ составляет от 2,5 до 6 млн. рублей. Система ценообразования рассчитывается ресурсным методом по программе «Гранд –смета». Компания имеет собственную базу и спецтехнику. Стоимость машино – часа определяется согласно данным регионального центра по ценообразованию, а также (в зависимости от принадлежности объекта) может определяться и по договоренности.
Исходя из объема работ, ООО «Mavi» предоставляет своим клиентам скидки на услуги компании. В течение длительного времени ООО «Mavi» поддерживает партнерство со многими компаниями, торгующими строительными и отделочными материалами, сантехникой, мебелью, алюминиевыми и пластиковыми окнами, дверями, оборудованием («JP», «Шелест», «Инком», «Фар – тренд», «Матэ», концерн «Таркетт», «Астерлин», «Мир окон» и др.).
Результатом такого содружества являются взаимное доверие партнеров, возможность получения товара в кредит, гибкая система и большой процент скидок.
В соответствии с наблюдаемой в последние годы тенденцией стабильного роста российской экономики наблюдается подъем во многих отраслях промышленного производства, происходит расширение рынка промышленных товаров. Не остался в стороне от общей тенденции и рынок строительных материалов, одним из основных стимулов к развитию которого выступает улучшение благосостояния российского населения и следующее за ним увеличение потребительского спроса.
Как показывают данные опросов, от 40 до 50% семей во Владивостоке намерены заняться улучшением жилищных условий в ближайшие два года.
Наряду с ростом спроса происходят изменения в потребительских предпочтениях горожан, что предъявляет повышенный запрос к производителям строительных материалов в плане объемов и разнообразия ассортимента продукции.
Промышленность строительных материалов - единственная из отраслей, где сохраняется положительная динамика использования производственной базы. Согласно данным Госкомстата, в 2003 году по отношению к 2002 году прирост объемов выпускаемой продукции в промышленности строительных материалов составил 6,4%; в первом квартале 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года увеличение объемов отечественного производства составило 11,8% (см. рисунок 1).
По данным, приводимым агентством «Symbol маркетинг», прирост выпуска стройматериалов в 2003 году по отношению к 2002 году составил 3%.
Рисунок 6 - Темпы роста производства строительных материалов в России, индекс производства в % к предыдущему году (по данным Госкомстата)
Вместе с тем, в 2009 – 2011 гг. темпы роста производства замедлились, что, по мнению экспертов, связано с критическим износом имеющихся и недостатком новых мощностей, низким качеством отечественного оборудования, необходимостью импорта отдельных видов сырьевых ресурсов.
Рассматривая отдельные основные сегменты рынка стройматериалов, необходимо отметить, что положительная динамика производства характерна для цементной промышленности, промышленности асбестоцементных изделий, промышленности железобетонных конструкций, промышленности строительной керамики (кроме фасадной керамической плитки), промышленности строительных материалов и изделий из полимерного сырья, асбестовой промышленности.
Отрицательная динамика производства наблюдается в промышленности мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, промышленности стеновых материалов, промышленности нерудных строительных материалов.
Таблица 1. Динамика производства
в отдельных подотраслях промышленности
строительных материалов, 2009 – 2011 гг. (по
данным Госкомстата)
Ряд экспертов отмечает возросшую конкуренцию между производителями на российском рынке строительных материалов.
В современной ситуации конкуренты используют не только традиционные инструменты оптимизации сбыта продукции, но и принципиально новые методы проникновения и расширения доли своего присутствия на рынке.
Так, в одном из наиболее динамичных сегментов рынка строительных материалов – рынке сухих строительных смесей, где в настоящее время наблюдается потребительский бум, в последние годы появляется ряд новых производителей. Эти предприятия в соответствии с интенсивным ростом потребительского спроса приобретают наиболее современное высокопроизводительное оборудование, что позволяет предельно снизить издержки, активно используют агрессивные методы проникновения на рынок, предлагают поставки продукции торговым компаниям без предоплаты, с рассрочкой платежа, с большими скидками (по материалам исследований группы «ИНТЭК»).
Соотношение отечественной и импортной продукции в общем объеме продаж строительных материалов на российском рынке в настоящее время, согласно данным официальной статистики, составляет 9:1. Однако, как отмечают в частности эксперты группы «ИНЭК», проблема конкуренции с зарубежными производителями стоит весьма остро, поскольку по ряду товарных групп качество отечественных материалов отстает от импортных аналогов.
Так, значительная доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступает зарубежным материалам по внешнему виду и долговечности; отечественные теплоизоляционные материалы уступают зарубежным по плотности, долговечности и токсичности; санитарно-технические изделия отечественного производства уступают импортной продукции по ассортименту и дизайну. Доля импорта по этим товарным группа достигает 20%.
Вместе с тем, качество отечественного цемента, полированного стекла, отдельных видов керамических изделий, асбеста и некоторых других материалов и изделий соответствует мировым стандартам. Здесь доля импорта незначительна.
Объем экспорта отечественных строительных материалов составляет лишь 4% от общего объема отечественного производства (по данным группы «ИНЭК»). Наиболее экспортноориентированной является подотрасль по производству асбеста.
Для характеристики потребительских предпочтений на рынке строительных материалов, приведем результаты исследования, проведенного группой «ИНЭК», направленного на выявление значимости различных параметров при выборе потребителями строительных материалов (см. таблицу 8).