Вопрос
46. Правовая регламентация прибытия
товаров на таможенную территорию таможенного
союза.
При ввозе в момент пересечения
таможенной границы ТС возникают
правоотношения согласно таможенному
законодательству. С момента пересечения
товарами таможенной границы ТС такие
товары приобретают статус находящихся
под таможенным контролем. Нормы 23 главы
ТК ТС, соответствуют нормам законодательства
РФ, действующим до вступления в
силу Кодекса ТС. 1. Прибытие товаров
на таможенную территорию ТС осуществляется
в местах перемещения товаров
через таможенную границу и во
время работы таможенных органов
в этих местах. Местом прибытия на таможенную
территорию ТС (со стороны территории
России) может быть пункт пропуска
или иное место в соответствии
с законодательством РФ. Под пунктом
пропуска через Государственную
границу понимается территория в
пределах железнодорожного, автомобильного
вокзалов, станции, морского или речного
порта, аэропорта, аэродрома, открытых
для международных сообщений, а
также иные места, определяемые международными
договорами и решениями Правительства
РФ. В соответствии с п. 1 ст. 156 главы
23 ТК ТС отдельные категории товаров
могут прибывать на таможенную территорию
ТС только в местах прибытия, определенных
законодательством государств - членов
ТС. Правительство РФ установило пункты
пропуска через Государственную
границу для прибытия на территорию
РФ отдельных видов товаров (мяса
и пищевых субпродуктов домашней
птицы; алкогольной продукции и
табачных изделий), а также время
их работы (Постановление Правительства
Российской Федерации от 3 ноября 2003
г. N 665 «Об установлении пунктов пропуска
через Государственную границу
Российской Федерации для прибытия
на таможенную территорию Российской
Федерации мяса и пищевых субпродуктов
домашней птицы«; постановление Правительства
Российской Федерации от 9 декабря 2003
г. N 743 «Об установлении пунктов пропуска
через Государственную границу
Российской Федерации для прибытия
на таможенную территорию Российской
Федерации алкогольной продукции
и табачных изделий«). Производство
таможенных операций начинается с момента
представления таможенному органу
документов и сведений. 2. После пересечения
таможенной границы ввезенные товары
должны быть доставлены перевозчиком
в места прибытия или иные места
и предъявлены таможенному органу.
3. Не допускаются изменение состояния
товаров или нарушение их упаковки,
а также изменение, удаление, уничтожение
или повреждение наложенных пломб,
печатей и иных средств идентификации.
4. Определены меры, принимаемые при
аварии, действии непреодолимой силы
или иных обстоятельствах. 5. Перевозчик
уведомляет таможенный орган о прибытии
на таможенную территорию ТС путем
представления документов и сведений.
В зависимости от вида транспорта,
которым перевозят товары, перечень
документов предусмотрен ст. 159 ТК ТС: стандартные
документы перевозчика, коммерческие
документы и документы, подтверждающие
соблюдение запретов и ограничений
в соответствии с законодательством
ТС. Товары, запрещенные к ввозу
на таможенную территорию ТС, прибывшие
на нее, подлежат немедленному вывозу.
Уведомление - это подача документов
и сведений перевозчиком или таможенным
представителем. Документы и сведения,
в том числе указанные лица,
имеют право представить таможенному
органу в форме предварительной
информации о товарах до их фактического
прибытия на таможенную территорию ТС.
Соглашением от 21.05.2010 Между Правительством
РФ, Правительством Республики Беларусь
и Правительством Республики Казахстан
«О представлении и об обмене предварительной
информацией о товарах и транспортных
средствах, перемещаемых через таможенную
границу Таможенного союза» на территории
ТС с 1 июля 2012 г. введено обязательное
предварительное информирование (с
1 января 2011 г. предварительное информирование
обязательно в рамках Европейского
союза). Главой 23 ТК ТС определены следующие
особенности перемещения товаров
и транспортных средств: 1. Установлен
срок предъявления товаров таможенному
органу. Перевозчик или иное заинтересованное
лицо обязан в течение 3 часов после предъявления
товаров таможенному органу в месте прибытия
поместить товары на временное хранение
или под таможенную процедуру. Иной срок
может быть установлен государством -
членом ТС для товаров, перевозимых железнодорожным
или водным транспортом (ст. 160). 2. Четко
определены сроки возникновения и прекращения
обязанности по уплате таможенных платежей
(ст. 161). При прибытии товаров на таможенную
территорию ТС обязанность по уплате ввозных
таможенных пошлин, налогов возникает
у перевозчика в момент пересечения товарами
таможенной границы, а прекращается при
доставке товаров в место прибытия и размещении
на временное хранение или помещении под
таможенную процедуру в месте прибытия,
а также при убытии товаров с таможенной
территории ТС, если эти товары после прибытия
на таможенную территорию ТС не покидали
места перемещения товаров через таможенную
границу, а также в общих случаях, установленных
п. 2 ст. 80 ТК ТС.
Вопрос
47. Правовая регламентация убытия товаров
с таможенную территорию таможенного
союза.
Убытие товаров с таможенной
территории ТС - это таможенная процедура,
устанавливающая порядок действия
перевозчиков, таможенных органов и
(или) заинтересованных лиц для осуществления
вывоза с таможенной территории товаров.
Убытие товаров с таможенной территории
ТС осуществляется в местах перемещения
товаров через таможенную границу
и во время работы таможенных органов
в этих местах, т.е. в пунктах пропуска.
Убытие товаров и транспортных средств
допускается с разрешения таможенного
органа. Для получения разрешения
таможенного органа на убытие предоставляются
документы: - предусмотренные ст. 159
Кодекса (в зависимости от вида транспорта,
на котором осуществляется перевозка
товаров); - таможенная декларация или
иной документ, допускающий их вывоз
с таможенной территории ТС (оформленная
под вывозную таможенную процедуру);
- документы, подтверждающие соблюдение
запретов и ограничений в соответствии
с п. 1 ст. 152 ТК ТС. Перевозчик вправе
представить документы в виде
электронных документов (Соглашением
от 21.05.2010 между Правительством Российской
Федерации, Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики
Казахстан «О представлении и
об обмене предварительной информацией
о товарах и транспортных средствах,
перемещаемых через таможенную границу
Таможенного союза» на территории ТС
с 1 июля 2012 г. введено обязательное
предварительное информирование). Главой
24 ТК ТС установлено следующее: 1. Таможенная
декларация или иной документ, допускающий
вывоз товаров с таможенной территории
ТС, не представляется для убытия товаров
с таможенной территории ТС, если эти
товары после прибытия не покидали
места перемещения товаров через
таможенную границу (ст. 163). 2. Определены
сроки возникновения и прекращения
у перевозчика обязанности по
уплате таможенных платежей (ст. 166). При
убытии иностранных товаров с
таможенной территории ТС обязанность
по уплате ввозных таможенных пошлин,
налогов возникает у перевозчика
с момента выдачи таможенным органом
разрешения на убытие товаров, а прекращается
при фактическом пересечении
товарами таможенной границы и в
общих случаях, установленных п.
2 ст. 80 ТК ТС. По запросу декларанта
таможенный орган в месте убытия
товаров (в случаях, предусмотренных
ст. 165 ч. 2 НК РФ) подтверждает количество
фактически вывезенных товаров (Решение
КТС от 18 июня 2010 г. N 330 «О Порядке
подтверждения таможенным органом,
расположенным в месте убытия,
фактического вывоза товаров с таможенной
территории Таможенного союза«). При
реализации положений ст. 165 НК РФ в
условиях действия положений ТК ТС
необходимо учитывать следующее. Подтверждение
фактического вывоза товаров, помещенных
после 1 июля (6 июля) 2010 г. под таможенные
процедуры, предусматривающие их вывоз
за пределы таможенной территории ТС,
осуществляется по аналогии с действующим
порядком подтверждения фактического
вывоза товаров с территории Союзного
Государства России и Беларуси (Договор
о создании Союзного государства
подписан 8 декабря 1999 г. Вступил в
действие с 26 января 2000 г.). Отметки, свидетельствующие
о фактическом вывозе товаров, при
вывозе через территорию Республики
Казахстан проставляются пограничными
таможенными органами Казахстана. Получение
и сбор информации от таможенной службы
Республики Казахстан, формирование архивов
таможенных документов, подтверждающих
вывоз товаров через территорию
Республики Казахстан, и их рассылку,
в том числе по запросам федеральных
органов исполнительной власти, осуществляет
Оренбургская таможня РФ.
Вопрос
48. Временное хранение и порядок
его осуществления.
Согласно ст. 167 главы 25 ТК ТС временное
хранение товаров - хранение иностранных
товаров под таможенным контролем
в местах временного хранения до их
выпуска таможенным органом в
соответствии с заявленной таможенной
процедурой либо до совершения иных действий,
предусмотренных таможенным законодательством
ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кодекс ТС не относит временное хранение
к таможенным процедурам - это совершение
действий по хранению товаров, т.е. совершение
таможенных операций. В соответствии
с п. 3 ст. 167 товары, которые хранятся
в местах временного хранения, находятся
под таможенным контролем (лица, обладающие
полномочиями в отношении товаров,
не вправе пользоваться товарами, находящимися
на временном хранении). Местами
временного хранения товаров в соответствии
со ст. 168 являются склады временного хранения
и иные места в соответствии с
законодательством государств - членов
ТС. Условия и порядок выдачи разрешения
на временное хранение товаров в
иных местах временного хранения на территории
РФ определяются ФТС России. Иные места
временного хранения, установленные
ФТС России: - склад получателя товара;
- склад государственных органов
или учреждений, если эти организации
являются получателями товаров; - склад
таможенного органа; - помещение, открытая
площадка и иная территория уполномоченного
экономического оператора (по российскому
законодательству - для лиц, которым
разрешена специальная упрощенная
процедура в соответствии со ст.
68 ТК РФ); - место МПО (гл. 44 Кодекса
ТС); - место хранения неполученного
или невостребованного багажа, оформленного
в рамках авиационной перевозки
пассажиров (гл. 49 Кодекса); - место разгрузки
и перегрузки (перевалки) товаров
в пределах территории морского (речного)
порта; - железнодорожные пути, расположение
которых согласовано с таможенными
органами; - иные места, если это установлено
в РФ федеральными законами (на склад
территории особой экономической зоны).
Владелец склада временного хранения
для осуществления деятельности
в сфере таможенного дела обязан
войти в реестр в соответствии
с главой 3 Кодекса ТС. Нововведения
ТК ТС (в сравнении с российским
законодательством) по условиям включения
лица в реестр владельцев СВХ: 1. Отсутствие
на день обращения в таможенный орган
неисполненной обязанности по уплате
таможенных платежей, пеней. 2. Отсутствие
фактов привлечения в течение 1 г.
до дня обращения в таможенный
орган к административной ответственности
за правонарушения в сфере таможенного
дела в соответствии с гл. 16 КоАП
РФ. 3. Соответствие иным требованиям
и соблюдение иных условий, которые
установлены таможенным законодательством
ТС и (или) законодательством государств
- членов ТС. Согласно законодательству
РФ одним из условий включения
владельца СВХ в Реестр является
обеспечение уплаты таможенных пошлин,
налогов. На основании ст. 167 также
определено, что места временного
хранения должны отвечать требованиям
по их расположению, обустройству и
оборудованию, установленным законодательством
государств - членов ТС. Помещения и
(или) открытые площадки, предназначенные
для использования в качестве
СВХ, должны быть обустроены и оборудованы
таким образом, чтобы: а) обеспечить
сохранность товаров; б) исключить
доступ к ним посторонних лиц
(не являющихся работниками склада,
не обладающих полномочиями в отношении
товаров либо не являющихся представителями
лиц, обладающих такими полномочиями);
в) обеспечить сохранность проведения
в отношении этих товаров таможенного
контроля. Размещение товаров в местах
временного хранения подтверждается в
порядке, определяемом законодательством
государств - членов ТС. На территории
России порядок представления документов
и сведений в таможенный орган
при помещении товаров на склад
временного хранения (иные места временного
хранения товаров), помещения (выдачи)
товаров на склад временного хранения
и иные места временного хранения,
представления отчетности о товарах,
находящихся на временном хранении,
а также порядок и условия
выдачи разрешения таможенного органа
на временное хранение товаров в
иных местах утвержден приказом ФТС
России от 06.04.2011 N 715. Документы для помещения
товаров на временное хранение, установленные
п. 1 ст. 169 Кодекса, перевозчик, иные лица,
обладающие полномочиями в отношении
товаров, или их представители могут представлять
в таможенный орган в электронном виде.
Главой 25 ТК ТС установлены следующие
сроки: 1. Срок регистрации документов
таможенными органами, представленных
для помещения товаров на временное хранение,
— не более одного часа после подачи таких
документов таможенному органу с выдачей
лицу подтверждения о регистрации документов
(ст. 169). 2. Срок временного хранения товаров
(ст. 170): - составляет два месяца; - предельный
срок временного хранения товаров не может
превышать 4 (четыре) месяца; - в отношении
МПО, хранящихся в местах (учреждениях)
МПО, а также не полученного или не востребованного
пассажиром багажа, перемещаемого воздушным
транспортом, — 6 (шесть) месяцев; - для
отдельных категорий товаров решением
КТС может быть установлен срок временного
хранения менее 2 месяцев. 3. Срок действия
свидетельств о включении в Реестр владельцев
СВХ не установлен. Главой 25 ТК ТС установлены
обязанности владельца СВХ: а) исключено
(по сравнению с законодательством РФ)
обеспечение возможности круглосуточного
размещения товаров и транспортных средств
на СВХ либо прилегающей территории, являющейся
зоной таможенного контроля; б) дополнены
следующие обязанности (ст. 26 Кодекса):
- ведение учета хранимых товаров и представление
в таможенные органы отчетности о них,
в том числе с использованием информационных
технологий; - выполнение требований таможенных
органов в отношении доступа должностных
лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
- в случае прекращения функционирования
СВХ в течение трех рабочих дней со дня,
следующего за днем принятия решения о
прекращении функционирования этого склада,
— извещение лиц, поместивших товары на
СВХ, о таком решении; - информирование
таможенного органа, включившего юридическое
лицо в Реестр владельцев СВХ, об изменении
сведений, заявленных им при включении
в Реестр, в течение пяти рабочих дней
со дня изменения таких сведений. Статьей
172 ТК ТС четко определены случаи возникновения
и прекращения обязанности по уплате ввозных
таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты
при временном хранении товаров. Основания
для исключения юридического лица из Реестра
владельцев СВХ дополнены (по сравнению
с российским законодательством): 1) несоблюдение
условий включения в Реестр, установленных
подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 24 ТК ТС; 2) несоблюдение
обязанностей, предусмотренных подп. 1,
5, 7 и 8 ст. 26 ТК ТС.
Вопрос
49. Таможенное декларирование товаров:
понятие, функции, формы, сроки и порядок
производства.
Под декларированием
в таможенном законодательстве
понимается заявление
таможне по установленной
форме (письменной, устной или иной)
точных сведений
о товарах
и транспортных средствах, необходимых
для производства таможенного
оформления
и проведения таможенного контроля.
Как правило, декларирование
производится
в следующих основных случаях:
а) при
перемещении товаров и транспортных
средств через российскую таможенную
границу;
б) при
изменении таможенного режима
в соответствии со ст. 25 ТК (например,
в случае, когда
товар, хранившийся на таможенном складе,
продается покупателю,
режим таможенного
склада меняется на режим выпуска
для свободного обращения);
в) в
других случаях, определяемых
актами российского законодательства
(например, товары,
помещенные под таможенный режим
магазина беспошлинной торговли,
подлежат
повторному таможенному оформлению,
предполагающему подачу новой таможенной
декларации,
при аннулировании, отзыве, лицензии
на учреждение магазина беспошлинной
торговли, а
также в других случаях ликвидации
такого магазина)<61>.
Результаты
декларирования товаров и транспортных
средств могут быть использованы
должностными
лицами таможенного органа в различных
целях: правоохранительных
(для борьбы
с контрабандой и иными нарушениями
таможенных правил), налоговых
(в качестве
налоговой декларации), для административного
регулирования внешнеэкономической
деятельности
(в целях осуществления квотирования,
лицензирования и т.д.),
организации
иных видов государственного контроля
на таможенной границе (ветеринарного,
фитосанитарного,
экологического, радиоактивного и т.д.),
ведения внешнеторговой
(таможенной)
статистики и т.д.
Первостепенное
значение декларирование имеет
для механизма таможенно-тарифного
регулирования.
В первичных таможенно-тарифных
отношениях, возникающих непосредственно
в связи с
перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу,
момент возникновения
обязательств по уплате таможенных пошлин
и налогов связывается
с принятием
таможенной декларации должностным
лицом таможенного органа. Характеризуя
принцип таможенного
декларирования, следует особо отметить,
что таможенное
законодательство
связывает возникновение обязательства
таможенных пошлин и
налогов с
подачей не всякого документа, содержащего
информацию о товарах и
транспортных
средствах, проходящих таможенное оформление
и таможенный контроль,
а только таможенной
декларации, в которой, как правило<62>,
содержатся окончательные
данные о
внешнеторговой поставке, за достоверность
которых декларант несет
предусмотренную
законодательством ответственность.
Так, подача уведомления
о пересечении
таможенной границы (ст. 139 ТК) не может
привести к появлению
налогового
обязательства, поскольку у товарораспределителя
сохраняется право
отозвать
такое уведомление (заявление) с
вытекающими из этого последствиями
(отказ от
таможенного досмотра и вывоз
товаров за пределы таможенной
территории).
Это право
остается у него вплоть до момента
принятия таможенной декларации
должностным
лицом таможенного органа.
Принцип
таможенного декларирования означает,
что все основные данные,
необходимые
для расчета величины таможенных
платежей и выполнения таможенных
формальностей,
должны быть представлены самим лицом,
перемещающим товар (собственником
товара, его
покупателем, владельцем и т.д.), или
таможенным брокером.
Очевидно,
что такой порядок получения
информации для таможенных целей
не исключает
поступления неверных или неточных
сведений, сознательно искажаемых
декларантом.
Однако преимущества использования
принципа декларирования в таможенном
деле "перевешивают"
в сравнении с его недостатками.
Использование
декларирования выгодно таможенным
органам, поскольку позволяет
ограничиться
выборочным контролем за перемещаемыми
через таможенную границу
товарами
и транспортными средствами. При
отсутствии таможенных деклараций
должностные
лица таможенных органов должны были
бы пересчитывать, взвешивать,
измерять
все товары, подлежащие экспортно-импортному
налогообложению или подпадающие
под действие
различных административных запретов
и ограничений. Это в конечном
итоге привело
бы к значительной задержке товаров
на таможне и оказывало бы
тормозящее,
негативное воздействие на развитие
внешнеторгового обмена.
Альтернативой
таможенному декларированию мог
бы служить административный
способ определения
размера таможенных пошлин, качественных
и количественных
характеристик
товаров и транспортных средств.
При использовании этого способа
таможенные
органы лишаются возможности сравнивать
данные, заявленные декларантом,
с результатами
досмотра, произведенного должностными
лицами таможенного органа,
что ведет
к снижению эффективности таможенного
контроля. Кроме того, отсутствие
таможенной
декларации привело бы к значительному
росту числа судебных и административных