Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:17, дипломная работа
В настоящее время электронное таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) получает все более широкое распространение среди российских участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования играет текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.
1. «Автоматический обмен сообщениями с АПС»;
2. «Авто прием от КПС Интеллект маршрутизация»;
3. «ДТ возвращенные декларанту».
После того, как пакет с новой поданной декларацией был принят от АПС «Электронное представление сведений» и был сформирован новый документ в АИС «АИСТ-М», он помещается на этап «Очередь на подачу ДТ» (рис.2.15).
Рис. 2.15. Модуль обработки документов.
Отправка на номер. Как и при оформлении обычных ДТ, при выборе данного пункта производится присвоение декларации порядкового номера, при этом формируется сообщение с уведомлением о регистрации для системы декларанта. После этого происходит отправка декларации на сервер на обработку в ПЗ «Модуль автоматической обработки документов».
Возврат (отказ в приеме). При выборе данного пункта декларанту будет сформировано и отправлено уведомление об отказе в приеме ДТ. При выборе данного действия необходимо обязательно заполнить поле «Примечание»: сообщение из данного поля будет отправлено декларанту в качестве объяснения причин отказа в приеме. Сама декларация перемещается на этап «Архив отказанных в приеме ДТ». Подача исправленной ДТ должна осуществляться в рамках той же процедуры.
Отложить в очереди на подачу. При выборе данного пункта ДТ остается на том же этапе («Очередь на подачу ДТ») и перемещается в конец очереди. Декларанту при этом никакая информация не отправляется.
Возврат декларанту протокола ошибок. При выборе данного пункта декларанту будет отправлен протокол ошибок, а сама декларация будет перемещена на этап «ДТ возвращенные декларанту», где будет находиться до того времени, пока от декларанта не поступит исправленная декларация.
Как только декларант внесет требуемые изменения в ДТ и направит ее на таможенное оформление, декларация автоматически переместится с этапа «ДТ возвращенные декларанту» на этап «Очередь на подачу ДТ».
Начало обработки ДТ.
После присвоения номера и обработки декларации ПЗ «Модуль автоматической обработки документов» ДТ перемещается на этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК». Как только данная декларация будет взята в обработку любым инспектором, автоматически формируется сообщение о начале обработки ДТ, которое будет отправлено декларанту даже в том случае, если инспектор отменит обработку данной декларации. После перехода на данный этап откроется окно, в котором можно работать с ДТ (рис.2.19 -2.20).
Рис. 2.19. Окно работы с ДТ.
Рис. 2.20. Электронная форма декларации на товары.
После взятия ДТ в обработку и списания таможенных сборов осуществляется запрос электронных документов.
Выделяют два типа документов при формировании запроса:
а) запрос документов из архива декларанта;
б) запрос документов лично у декларанта.
В архив декларант помещает документы, которые имеют большой срок действия. В описи, приложенной к декларации, такие документы отмечаются специальным значком .
Для запроса электронных документов используется экранная форма редактирования требования документов (рис.2.21). Попавшие в систему документы отображаются в окне электронных документов (рис.2.22).
Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..21. Редактирование требования электронных документов.
Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..22. Редактирование требования электронных документов.
По результатам проверки декларации должностное лицо таможенного органа принимает решение о формах таможенного контроля.
Если в результате применения системы управления рисками должностным лицом принято решение о проведении таможенного осмотра (досмотра), то такие сведения доводятся декларанту путем авторизованного сообщения. Результаты таможенного осмотра (досмотра) оформляются актом, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП должностного лица и направляется декларанту.
Если в ходе применения системы управления рисками выявлена необходимость консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода ТН ВЭД, применения мер нетарифного регулирования, стоимости и начисления таможенных платежей и т.п., то уполномоченное лицо направляет авторизованное сообщение (либо ЭДТ с прилагающимися документами) в функциональное отделение таможни и уведомляет об этом декларанта. Срок проверки декларации в этом случае увеличивается на время, необходимое на принятие решений.
Уполномоченное лицо проставляет в декларации отметки, формализующие итоги таможенного контроля, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, отказе в выпуске, о внесении изменений, об отзыве и другие подобные отметки.
Данные отметки удостоверяются ЭЦП таможенного органа.
После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме владельцу СВХ направляется разрешение на выдачу товаров с СВХ.
В случае, если выпуск товаров осуществляется до подачи декларации на товары, то для выпуска декларант направляет в таможенный орган обязательство в электронной форме о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а так же другие документы в электронном виде.
Хранение электронной декларации и иных документов в электронной форме, подаваемых в таможенный орган, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим внесение в них изменений.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
Вступление России в ВТО18, формирование единого экономического пространства потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур.
Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений, удаленный выпуск).
Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги.
В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг». Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет:
а) исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящихся в их информационных ресурсах;
б) проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг.
Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащимися в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также в информационных ресурсах, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров.
Таким образом, представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссии Таможенного союза(в т.ч. Евразийской экономической комиссии) , которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров.
Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.
Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. По состоянию на февраль 2013 года в России функционирует 26 центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде.
Для оптимизации совершения
порядка осуществления
1. Совершенствование структуры таможенных органов, а также методов их управления, с целью:
а) обеспечения концентрации товаров в местах, максимально приближенных к государственной границе, на крупных логистических терминалах;
б) сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций;
в) перенос основной тяжести по декларированию товаров в таможенные посты, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов.
2. Создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.
3. Создание перспективных интегрированных технологий совершения таможенных операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет для всех операций таможенного оформления и таможенного контроля. Это операции в пункте пропуска, операции по доставке.
4. Развитие международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Это организация обмена информации о декларируемых товарах с таможенными службами стран-контрагентов.
5. Совершенствование таможенного, гражданского, налогового, административного, уголовного и иного законодательства, которое затрагивает вопросы осуществление таможенных операций по таможенному контролю, в том числе по таможенному контролю после выпуска товаров.