Антидемпинговое законодательство государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений изучения экономики предприятия приобретает особую актуальность, поскольку самое предприятие является основным субъектом хозяйственной деятельности страны. Предприятия как самостоятельные звенья экономики вырабатывают продукцию, предоставляют разнообразные услуги как с целью удовлетворения нужд населения, так и для собственного производства. Современное предприятие - это сложная система, которая объединяет и использует разнообразные ресурсы: человеческие, материальные, финансовые, информационные и т.п.. Эффективное управление предприятиями невозможное без изучения их сущности и взаимосвязей. От того, как предприятия используют собственные ресурсы, насколько качественной и конкурентоспособной есть произведенная ими продукция, как они осуществляют инновационные преобразования, в значительной мере зависят благосостояние населения и экономическое могущество государства вообще.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАСЯГИН.docx

— 84.74 Кб (Скачать файл)

Метод выведения  цены на рынках третьих стран в  результате этого становится настолько  искусственным, что его также  относят к числу протекционистских  мер по защите национального рынка. А поскольку он применяется к  случаям торговли с бывшими социалистическими  государствами, то опасность активного  применения антидемпинговых мер  как протекционистских обращена, прежде всего, против этих государств.

В США  антидемпинговое законодательство, регламентируя применение данного  метода при определении цены рынка  третьих стран, так же, как и  законодательство Канады, исходит из необходимости обеспечивать сопоставимость уровней стоимости рабочей силы и других составляющих общую сумму материальных затрат при изготовлении экспортируемого товара. Искусственность при применении метода подсчета цены на рынках третьих стран послужила основанием для его критики*(12). "Хотя ГАТТ и признает антидемпинговые меры как исключение из общего принципа недискриминации в торговле, однако практика отдельных стран свидетельствует о неправильном их применении или о злоупотреблении антидемпинговыми мерами. В результате эти меры становятся препятствием на пути нормального развития торговли"*(13).

Таким образом, из всех трех методов определения  обычной (справедливой) стоимости товара и, соответственно, антидемпинговой  разницы, которые предусмотрены  в национальном законодательстве США  и Канады, только первый из применяемых  в торговле между странами с рыночной экономикой отвечает целям, поставленным ГАТТ. Очевидно, что именно поэтому ГАТТ рассматривает его в качестве основного метода, стимулируя тем самым переход стран - участниц ГАТТ от системы прямого регулирования цен к системе рыночной экономики. Сохранение же системы прямого регулирования цен и одновременное участие в ГАТТ может привести к созданию неравноправных условий торговли для стран с нерыночной экономикой. Вступление в ГАТТ страны с нерыночной экономикой может лишь усилить уже сложившееся к этому моменту ее экономическое неравенство по отношению к промышленно развитым странам, участвующим в ГАТТ.

Названные три метода определения обычной (справедливой) стоимости товара с  целью квалифицировать отдельные  случаи продажи иностранным экспортером  своего товара как демпинг составляют часть процедуры расследования, по завершении которой могут быть введены антидемпинговые пошлины. Обычно квалификация конкретного случая продажи как демпинга - предварительная  часть официальной процедуры. После  того как компетентные органы квалифицируют  конкретный случай продажи импортного товара как демпинг, начинается так  называемая официальная процедура расследования, куда входят подсчет причиненного материального ущерба, определение размера и взимание антидемпинговой пошлины.

б) Определение  материального ущерба в процедуре  принятия антидемпинговых мер

Национальное  законодательство США и Канады уделяет  большое внимание также официальной  части процедуры проведения расследования  случаев демпинга. Соблюдение всех правил процедуры - своего рода гарантия того, что государство не отклонилось  от принципа свободы торговли, зафиксированного в ГАТТ. Принятие же антидемпинговых мер следует рассматривать как средство защиты от действий иностранного экспортера, характеризуемых как недобросовестная конкуренция.

Процедура антидемпингового расследования предполагает представление в компетентный орган  заявления от национального изготовителя о том, что был осуществлен  демпинг и национальной промышленности был причинен материальный ущерб. На этом первом этапе процедуры расследования  существенными являются два момента:

чтобы заявление  было сделано от имени всей отрасли  промышленности, а не конкретного  изготовителя;

чтобы отрасли, а не конкретному изготовителю, был  причинен материальный ущерб в результате демпинга.

В основе определения отрасли и материального  ущерба, содержащегося в национальном законодательстве, лежат соответствующие  определения ГАТТ. В соответствии с определениями, содержащимися  в Антидемпинговом кодексе, под  отраслью понимается группа производителей аналогичного товара. Вопрос о том, как в заявлении формулируются  положения о защите интересов  отрасли, решается на основе национального  законодательства.

Материальный  ущерб определяется в соответствии с критериями, к которым относятся  сокращение объема выпуска продукции, падение занятости, падение цены акций компаний, чья деятельность оказалась затронутой демпингом, замедление темпов роста производства, уменьшение получаемой прибыли. Перечень критериев, свидетельствующих о материальном ущербе, не носит закрытый характер. Это позволяет государствам - участникам ГАТТ принимать в своем законодательстве в случае необходимости дополнительные критерии определения материального ущерба от демпинга.

Определение материального ущерба, которое содержится в антидемпинговом законодательстве США, отличается от определения, содержащегося  в ГАТТ. Антидемпинговое законодательство США определяет материальный ущерб  как "вред, который не является незначительным и нематериальным"*(14). При этом закон обязывает компетентный орган проанализировать следующие данные в их взаимосвязи: объем экспорта товаров по демпинговым ценам, изменение внутренней цены в результате демпинга, изменение экономического положения изготовителей. Если в США соответствующий компетентный орган большое внимание уделяет статистическому анализу, в Канаде такой же орган руководствуется приблизительной оценкой причинной связи между демпинговой разницей в ценах и материальным ущербом, причиненным отрасли. И тот, и другой подход таят в себе достаточно много субъективизма в оценке этой связи*(15).

Общим для  процедуры расследования, применяемой  в США и Канаде, является то, что  квалификация обстоятельств как  демпинга производится одним органом (Министерство в Канаде и Управление в США), а определение материального  ущерба осуществляется другим органом (Суд в Канаде и Комиссия по международной  торговле в США)*(16). Официальная процедура расследования демпинга в Канаде начинается после того, как Министерство проверит достоверность данных, содержащихся в заявлении о демпинге. При этом антидемпинговый закон Канады допускает возможность возбуждения официального расследования по инициативе самого органа.

В круг действий по проверке достоверности фактов демпинга входит получение от импортера демпингового товара исчерпывающей информации о  ценах на аналогичный товар, продаваемый  на рынке страны-экспортера, и принятие соответствующего решения о том, имел ли место демпинг. При наличии  положительного решения Министерства о факте демпинга Суд начинает официальную процедуру, которая  включает в себя определение материального  ущерба и окончательного размера  вводимой антидемпинговой пошлины.

Размер  антидемпинговой пошлины соответствует  сумме антидемпинговой разницы. При этом антидемпинговая разница, выявленная в ходе предварительного расследования при участии DMNR, лежит  в основе предварительной таможенной пошлины, взимаемой с иностранного экспортера. Если Суд не подтверждает наличие материального ущерба, то расследование прекращается и сумма  предварительной пошлины, уплаченной экспортером, компенсируется этому  экспортеру.

В США  Комиссия по международной торговле совершает действия по выявлению  материального ущерба и возбуждению  официальной процедуры, если для  этого имеется достаточно оснований. Отличие от канадской практики проведения процедуры расследования заключается  в том, что Комиссия по международной  торговле руководствуется данными  о ценах, полученными не только от импортера, но также и из других источников. В соответствии с антидемпинговым  законодательством США*(17), а также ст.5(1) ГАТТ "компетентные органы должны получить достаточные и весомые доказательства наличия демпинга и материального ущерба". Слова "достаточные" (sufficient) и "весомые" (significant) позволяют компетентным органам США обращаться к самым разнообразным источникам информации.

Процедура расследования демпинга, принятая в  Канаде, отличается от соответствующей  процедуры в США также и  тем, что Суд в Канаде может  при принятии антидемпинговых пошлин руководствоваться соображениями "публичного интереса". Если Суд придет к выводу о том, что введение антидемпинговых пошлин противоречит "публичным интересам", он обязан представить отчет о своем решении для опубликования в официальном издании ("Canada Gazett") и одновременно в Министерство финансов, которое обладает исключительным правом отмены антидемпинговых пошлин.

Норма о  публичном интересе, содержащаяся в  канадском законодательстве, с одной стороны, позволяет государству более активно проводить политику защиты национального рынка, а с другой - не нарушать требования ГАТТ, направленные против протекционизма в международной торговле. Введение нормы о публичном интересе в антидемпинговое законодательство в 1984 г. свидетельствует о политике правительства Канады, направленной на защиту национального частного предпринимательства.

Нормы антидемпингового законодательства США отличаются от соответствующего законодательства Канады также и в части определения  порядка взимания антидемпинговых  пошлин. Если в Канаде оно производится по мере пересечения товаром границы (on an еntry-by-entry basis) и компании, импортирующие демпинговый товар, заранее знают размер взимаемых антидемпинговых пошлин, то в США антидемпинговые пошлины взимаются ретроспективно. После того, как будет завершена процедура расследования и определен окончательно причиненный демпингом материальный ущерб, таможенные органы могут пересмотреть окончательную демпинговую разницу в конце года, с тем чтобы в окончательной сумме антидемпинговой разницы учесть весь объем проданных на внутреннем рынке демпинговых товаров. В случае превышения в конце года демпинговой разницы, определенной при введении предварительной антидемпинговой пошлины, импортер демпингового товара обязан довнести недостающую сумму.

Таким образом, антидемпинговое законодательство США направлено против его нарушений  в одинаковой степени как со стороны иностранных экспортеров демпингового товара, так и со стороны национальных предпринимателей - импортеров антидемпингового товара. Если учесть, что положение американского антидемпингового законодательства более активно применяется против импорта из стран с нерыночной экономикой, то можно предположить, что американские импортеры, вероятнее всего, будут проявлять осмотрительность при заключении внешнеторговых сделок с экспортерами из этих стран, дабы избежать риска возникновения ситуации, требующей доплаты антидемпинговых пошлин. При существующем в США порядке взимания антидемпинговой пошлины импортер демпингового товара может оказаться перед фактом необходимости доплаты ранее объявленной ему "оценочной" суммы антидемпинговой пошлины*(18).

Важную  часть процедуры введения антидемпинговых  пошлин составляет право обжалования  решения компетентного органа об их введении. Национальное антидемпинговое  законодательство, как правило, не ограничивает право обжалования решения, принимаемого компетентным органом в судебном порядке. В ГАТТ и в других международных соглашениях о торговле допускается обращение государства страны-экспортера с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших в связи с неправомерным принятием антидемпинговых пошлин, в арбитражный орган, созданный на основании соглашений ГАТТ/ВТО. Жалоба иностранного экспортера на неправомерное введение антидемпинговых пошлин в государстве-импортере может быть рассмотрена только после того, как она получит поддержку государства страны-экспортера и будет представлена в созданный на основе ГАТТ арбитражный орган (Panel).

Процедура разрешения межгосударственных споров в области внешней торговли, в  том числе и в связи с  принятием антидемпинговых пошлин, предусмотрена не только в Генеральном  соглашении о торговле и тарифах, но также и в дву- и многосторонних соглашениях о свободной торговле. Так, для рассмотрения разногласий в связи с осуществлением торговли между США и Канадой в Соглашении о свободной торговле, заключенном этими странами, предусмотрена процедура разрешения споров между ними.

Введенные антидемпинговые пошлины могут  действовать лишь в течение определенного  времени, после чего, если это действительно  необходимо, подается новое заявление  от пострадавших от демпинга предпринимателей и проводится новая процедура  расследования. Это положение содержится в статье IX Антидемпингового кодекса ГАТТ. Аналогичные положения предусмотрены в антидемпинговом законодательстве большинства стран - участниц ГАТТ. Они получили в литературе название "закатные положения" (sunset clauses). Такие положения присутствуют, в частности, в антидемпинговом законодательстве Австралии и Канады. Норма о прекращении действия антидемпинговой пошлины по истечении определенного срока отсутствует в законодательстве США. В практике США встречаются случаи, когда антидемпинговые пошлины сохраняют свое действие и после истечения пяти лет - срока действия антидемпинговых пошлин, предусмотренного в ГАТТ. Отсутствие "закатных положений" в антидемпинговом законодательстве США рассматривается как основание для злоупотреблений антидемпинговым законодательством во внешнеторговой политике страны и для осуществления протекционизма при защите внутреннего рынка. 

 

3. Практика применения  антидемпингового законодательства  в международной торговле 

 

Антидемпинговое законодательство активно используется для регулирования внешней торговли в практике развитых капиталистических  стран. Когда необходимо оградить национальный рынок от импорта какого-либо товара или национальную промышленность от конкуренции со стороны иностранных  экспортеров, или внутренний рынок  от поставок товаров из-за рубежа, часто  обращаются к такому средству, как  антидемпинговые пошлины. Осуществление антидемпинговых мер в соответствии с нормами ГАТТ и соответствующего национального законодательства является легальным средством регулирования экспорта и импорта.

В торговых отношениях между отдельными государствами  существуют традиционные виды товаров, по которым конкурентная борьба между  национальными производителями  и иностранными экспортерами ведется  достаточно остро, и государство  оказывает активную поддержку национальным предпринимателям, ставя на пути импорта  конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин. Например, во внешней торговле США и Японии среди таких товаров, в отношении  торговли которыми государство осуществляет постоянное активное вмешательство, включая  принятие антидемпинговых мер, можно  назвать продукцию сталелитейной  промышленности, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией  такими товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция  электронной промышленности. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные товары и продукция сталелитейной  промышленности. Большой резонанс вызвало  возбуждение в США расследования  и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции  сталелитейной промышленности из 19 стран в 1992 году.

Информация о работе Антидемпинговое законодательство государства