Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ 5
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2. Общие черты и различия государственной и муниципальной власти 9
Глава 2. Основы взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления 13
2.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 13
2.2. Модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 15
2.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 19
Глава 3. Проблемы реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях 25
Заключение 42
Приложение………………………………………………………………………45
Список нормативно-правовых актов и литературы 47
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра теории и истории права и государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право»
на тему: Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Студента (ки) 1 курса
Соколовой Алины Васильевны
Группы ЮБ-23У
Руководитель старший преподаватель
Козлова Наталья Васильевна
Оценка после защиты
______________________________
Подпись
Новосибирск
2013
Оглавление
Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений. В последнее время нет единых точек зрения относительно правовой природы местного самоуправления, а также соотношения государственной власти и местного самоуправления. Последнее обстоятельство послужило основанием для выработки общих подходов государственной политики в области местного самоуправления в России.
Особенно актуальное значение и звучание приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.
Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление. Становление местного самоуправления в Российской Федерации находится на самом начальном этапе современного переходного состояния нашего общества. Необходимо заметить, что на сегодняшний день до конца не отработаны концепции и правовые основы местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве, проблеме взаимоотношений государства и местного самоуправления.
Кроме того, в современных кризисных условиях крайне остро стоят проблемы обеспечения самостоятельности местного самоуправления, прежде всего, в экономической и финансовой сферах. Несмотря на законодательное закрепление принципа самостоятельности местного самоуправления, в практике муниципального управления зачастую данный принцип не реализуется.
Цель курсовой работы заключается в выявлении природы и проблем взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- рассмотреть конституционные принципы организации местного самоуправления в РФ;
- выявить понятие и
сущность местного
- определить основы
взаимоотношений
- выявить проблемы реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях.
Предмет данной работы – взаимоотношение органов Государственной власти и органов местного самоуправления.
Объект данной работы является орган государственной власти РФ и орган местного самоуправления РФ.
Методы исследования – формально-логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, историко-правовой.
В процессе выполнения данной работы использованы нормативные правовые акты, в частности, Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», а также работы и труды следующих авторов: Н.С.Бондаря, Л.А.Велихова, М.Ю.Каверзина, Е.М.Ковешникова, Марченко О.В., Н.Л.Пешина, А.А.Сергеева, В.И.Фадеева, В.Б.Чиркина, Е.С.Шугриной и др.
В научной и учебной литературе нет единства мнений относительно правовой природы и сущности местного самоуправления.
Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение термину «местное самоуправление»: «внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе»1. Здесь необходимо отметить, что данное определение было дано в то время, когда местного самоуправления в нашей стране не существовало.
В соответствии со ст. 3 Европейской
Хартии местного самоуправления под
местным самоуправлением
Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ является Конституция РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Статья 12 также подчеркивает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Законодательное определение местного самоуправления дается в ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу 19.04.2013), в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основе данного определения Чаннова С.Е. выделяет следующие аспекты местного самоуправления4:
1) местное самоуправление
– одна из основ
2) местное самоуправление
– это право граждан,
3) местное самоуправление
– это сама деятельность
4) местное самоуправление
– одна из предусмотренных
Конституцией РФ форм
5) так как местное самоуправление направлено на управление обществом, оно является одним из видов социального управления;
6) местное самоуправление
– основополагающий принцип
Судья Конституционного
Суда Н.С.Бондарь отмечает, что «сущность
местного самоуправления обуславливает
его трехаспектное
Е.С.Шугрина выделяет особенности местного самоуправления (см. таблицу 1)6.
Таким образом, местное
самоуправление существенно отличается
от других форм самоуправления (постоянных
и временных объединений гражда
Рассмотрим далее отличительные и общие черты местного самоуправления и государственного управления, как разновидностей публичной власти в государстве.
Говоря о соотношении
государственной и
Как отмечает М. Ю. Каверзин, «местное самоуправление – важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единую систему управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ. Рассматривая институт местного самоуправление не только как властный, но и как общественный, следует иметь в виду, что в этом случае объект и субъект управления совпадают. Самоуправление основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционно рассматривается альтернативой государственному управлению»7.
Автор в данной статье
разводит понятие государственного
управления и местного самоуправления,
государственной и
- возможность принимать
общеобязательные решения и
- возможность принимать нормативные акты в пределах предоставленных полномочий. Так, органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обладают правом и способностью принимать нормативные правовые акты, действующие в рамках муниципального образования;
- общеобязательность принимаемых решений;
- верховенство власти
в пределах определенной
- наличие специального управленческого аппарата, выполняющего распорядительные, охранительные и иные общественные функции.
Как подчеркивает Е.С.Шугрина,
«и государственная и
Вместе с тем, имеются и признаки, отличающие муниципальную власть от государственной власти.
Так, Л. А. Велихов отмечал следующие признаки, отличающие местное самоуправление от центральной правительственной власти9:
1. Различия в характере
власти. Государственная власть
– есть власть суверенная, верховная,
органы местного
2. Разграничение в
сфере компетенции властей
3. Самостоятельные источники средств (государственная и муниципальная собственность, государственный и местный бюджеты);
4. Территориально-ограниченный выборный принцип.
Говоря о понимании местного самоуправления, необходимо отметить, что местное самоуправление является объективным явлением жизни общества, одной из форм его самоорганизации. Государство, так же как и местное самоуправление, является по своей природе социальным институтом и представляет собой одну из форм социальной жизни, одну из форм самоорганизации общества.
Исторический анализ исследуемого вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления и развития государства, его выделения из общества и функционирования как относительно самостоятельного многопланового социального явления. На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима10.
Информация о работе Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления