Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:43, дипломная работа
Цель – изучение и анализ избирательной системы и избирательного права в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучит принципы избирательного права;
- рассмотреть основные виды избирательных систем;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие, основные виды и принципы избирательного права и избирательных систем…………………………………………………………….9
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права……………...9
1.2 Понятие и виды избирательных систем……………………………..11
Глава II Особенности избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика избирательного права и его основные принципы…………………………………………………………………………22
2.2 Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь....25
Глава III Особенности избирательного процесса в Республике Беларусь. (На примере организации избирательных кампаний в Круглянском районе)……………………………………………………………………………36
3.1 Выборы Президента Республики Беларусь………………………....36
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики…………………………………52
3.3 Основные требования к организации и проведению выборов в местные Советы депутатов……………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При проведении повторных
выборов кандидатами в
Сообщение об итогах выборов Президента передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования в течение трех дней с момента подписания протокола об итогах выборов.
Во время выборов в 2010 году по данным ЦИК, в выборах приняли участие 6 441 031 избиратель (90,65% от 7 105 660 избирателей, внесенных в списки), из которых 5 130 557 (79,65%) отдали свои голоса Лукашенко (67,65% в Минске и 82,15% в областях). (Таблица 2)
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Парламент -Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента - четыре года. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.
Депутаты Палаты представителей избираются по одномандатным избирательным округам непосредственно гражданами. Выборы производятся по мажоритарной системе. В Конституции Республики Беларусь определено, что выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории государства.
Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства [6, с 32].
Вместе с тем одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Законодательством также предусмотрено, что кандидатами в депутаты Палаты представителей не могут быть выдвинуты граждане, имеющие судимость.
Порядок проведения выборов в Палату представителей определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся е позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.
Руководство избирательным процессом возлагается на избирательные комиссии.
Проведение выборов в Палату представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии:
Окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами, а участковые комиссии - районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а также местными администрациями (в городах с районным делением).
Окружные и участковые комиссии формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан. При этом число представителей политических партий и других общественных объединений должно быть, как правило, не менее одной трети состава комиссии, а число государственных служащих - не более одной трети ее состава. Кроме того, в состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит трем субъектам: политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими органами политических партий, а от трудовых коллективов - собраниями избирателей в трудовых коллективах.
Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу одного кандидата в депутаты Палаты представителей.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативными группами граждан. Регистрацию инициативных групп осуществляют соответствующие окружные комиссии.
При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в избирательном округе.
Подписные листы с подписями избирателей по окончании срока сбора подписей сдаются в окружные комиссии, которые проверяют достоверность собранных подписей.
Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты Палаты представителей, представляет в окружную комиссию документы, необходимые для его регистрации кандидатом. Перечень этих документов содержится в Избирательном кодексе [10, с 196].
Окружная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей требованиям избирательного законодательства и принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом, равно как и решение об отказе в регистрации инициативной группы, может быть обжаловано в Центральную комиссию, а решение Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатом либо об отказе в регистрации инициативной группы - в Верховный Суд Республики Беларусь.
Порядок проведения предвыборной агитации подробно регламентирован в Избирательном кодексе. Агитация может проводиться в следующих формах: в средствах массовой информации, путем организации массовых мероприятий, а также выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Всем кандидатам в депутаты Палаты представителей предоставляется право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, на участие в дебатах, на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Количество и продолжительность выступлений кандидатов по государственному телевидению и радиовещанию определяет Центральная комиссия.
Государство берет на себя расходы по изготовлению агитационной печатной продукции кандидатов и информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями.
Кандидаты и их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в уведомительном порядке.
Кандидаты в депутаты Палаты представителей вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования дополнительных расходов по предвыборной агитации. Закон устанавливает максимальный размер такого фонда: не более 1000 базовых величин. Кандидаты могут за счет средств избирательного фонда получить эфирное время и печатную площадь в государственных и негосударственных средствах массовой информации, арендовать необходимые для проведения избирательной кампании здания и помещения, оплачивать оказание консультационных, агитационных и иных услуг.
Завершающей стадией избирательной кампании по выборам депутатов Палаты представителей является голосование и подсчет голосов избирателей. Избирательный кодекс обеспечивает реализацию гражданами права на участие в голосовании.
Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участках для голосования по месту своего временного пребывания: в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях. Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения избирателей. Голосование на выборах является тайным: избиратель заполняет бюллетень в кабине или комнате для тайного голосования.
В целях обеспечения открытости избирательного процесса в Избирательном кодексе предусмотрено, что при проведении всех видов голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. На участках для голосования при подсчете голосов могут присутствовать и сами кандидаты в депутаты Палаты представителей.
Для определения результатов выборов используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре выборов и относительного большинства во втором. Выборы в первом туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины избирателей округа, включенных в списки избирателей, а во втором туре - более 25 процентов. Итоги выборов депутатов Палаты представителей устанавливает Центральная комиссия и публикует об этом сообщение.
Исходя из данных по выборам депутатов в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь V созыва, которые проходили 23 сентября 2012 года из избранных депутатов 21 депутатов избраны повторно, 88 депутатов избраны впервые, из которых 29 человек составляли женщины (26,6%), на 6 женщин меньше чем в прошлом созыве. Все избранные депутаты старше 30 лет.
Выбранные депутаты являются следующими представителями следующих отраслей:
• 43 депутата являются служащими госорганов (свыше 40%);
• 25 человек (23%) работники сферы образования, культуры, науки, здравоохранения;
• 14 человек (12,8%) – работники сферы промышленности, транспорта и строительства;
• 8 человек (7%) - работники правоохранительных органов и военнослужащие;
• 4 человека (3%)- работники сферы торговли и бытового обслуживания населения;
• 3 человека (менее 2%) - работники сельского хозяйства;
• 12 человек (11%) - заняты в других сферах деятельности (спорт, журналистика, банковское дело).
Было подано 494 заявки, из них 204 — выдвиженцы восьми политических партий. Всего было зарегистрировано 363 кандидата, из которых 70 кандидатов представляют «Либерально-демократическую партию», 35 — «Объединённую гражданскую партию» (эта партия подавала 48 заявок), 30 — «Партию БНФ» (подавала 33 заявки). (Рисунок 1)
Однако были отмечены кандидаты которым было отказано в регистрации, как Александр Милинкевич, лидер движения «За Свободу», Анатолий Левкович, бывший лидер Белорусской социал-демократической партии и другие деятели.
И в последствии ко дню голосования осталось 293 кандидата. Это кандидаты от партий Объединённая гражданская партия и Белорусский Народный Фронт сняли своих кандидатов с выборов и в связи с этим, по 16 округам выборы производились на безальтернативной основе.
За предвыборной компанией осуществлял наблюдение Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан.
За время предвыборной компании в центральную избирательную комиссию поступило 122 жалобы, из которых 11 удовлетворены.
Можно отметить, что особенностью данных выборов было:
• Впервые проводились теле- и радиодебаты;
• Оппозиционные партии призывали к бойкоту выборов;
• Две оппозиционные партии сняли своих кандидатов с выборов;
• ЦИК Республики Беларусь запретил допуск к радио- и телеэфиру кандидатов, призывающих к бойкоту;
• Тема взаимоотношений с Российской Федерацией не являлась предметом дискуссий между кандидатами;
И так, по окончанию выборов депутатов в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь наблюдатели сделали следующий вывод: «Выборы 23 сентября 2012 года проведены согласно Конституции Республики Беларусь и соответствовали общепризнанным демократическим нормам, были прозрачными и открытыми, и обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь» [6, с. 89].
Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании. Выборы членов Совета Республики являются свободными: депутат соответствующего местного Совета депутатов базового уровня лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Все депутаты местных Советов депутатов базового уровня участвуют в выборах членов Совета Республики на равных основаниях.
Выборы членов Совета Республики от областей и города Минска являются равными:
Выборы членов Совета Республики являются косвенными: граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, делегируют депутатам местных Советов депутатов базового уровня и города Минска право избирать членов Совета Республики.
Голосование на выборах членов Совета Республики является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Информация о работе Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь