Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:43, дипломная работа
Цель – изучение и анализ избирательной системы и избирательного права в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучит принципы избирательного права;
- рассмотреть основные виды избирательных систем;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие, основные виды и принципы избирательного права и избирательных систем…………………………………………………………….9
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права……………...9
1.2 Понятие и виды избирательных систем……………………………..11
Глава II Особенности избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика избирательного права и его основные принципы…………………………………………………………………………22
2.2 Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь....25
Глава III Особенности избирательного процесса в Республике Беларусь. (На примере организации избирательных кампаний в Круглянском районе)……………………………………………………………………………36
3.1 Выборы Президента Республики Беларусь………………………....36
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики…………………………………52
3.3 Основные требования к организации и проведению выборов в местные Советы депутатов……………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Местное самоуправление – это
форма организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы социальных,
экономических, политических и культурных
вопросов местного значения исходя
из интересов населения и особенностей
развития административно-
К основным задачам местного управления и самоуправления в Республике Беларусь следует отнести:
• обеспечение социально ориентированного устойчивого инновационного развития территории на основе эффективного использования местных природных, материальных, финансовых ресурсов, производственного, научного, образовательного и кадрового потенциала;
• создание благоприятных производственных, жилищно-бытовых и социокультурных условий жизнедеятельности различных половозрастных групп населения данной территории, внедрение социальных стандартов;
• обеспечение эффективной работы предприятий, учреждений образования и здравоохранения, организаций торговли, бытового и социального обслуживания, транспорта и связи, энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения;
• распределение социальных благ и адресная поддержка наименее социально защищенных групп населения (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и других категорий);
• обеспечение высокой культуры обслуживания, общественного порядка, охраны окружающей среды, экологической и пожарной безопасности.
В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к основным принципам местного управления и самоуправления относятся следующие:
• народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
• законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
• взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
• разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
• единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
• самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов жизни населения на конкретной территории;
• выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;
• гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
• сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
• ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений органами местной власти.
Важно отметить, что местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы призваны решать вопросы местного значения исключительно исходя из сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Они отвечают за исполнение решений вышестоящих государственных органов и в тоже время принимают решение по актуальным проблемам социально-экономического развития территории [ 9, с 56].
Основным звеном местного самоуправления
являются местные Советы депутатов —
представительные органы, обладающие
правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения, действующие
на территории соответствующих административно-
Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. Например, каждый Совет самостоятельно утверждает местный бюджет, программы экономического и социального развития территории исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, историко-культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.
В соответствии со статьей 5 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. Советы депутатов осуществляют следующие функции:
1. Проводят мероприятия
по совершенствованию
2. В целях совершенствования организации работы с гражданами и юридическими лицами Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
2.1. рассматривают обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;
2.2. принимают необходимые
меры для полного, объективного,
всестороннего и
2.3. организуют личный
прием граждан, в том числе
индивидуальных
2.4. осуществляют административные
процедуры, на систематической основе
проводят мероприятия по их
упрощению, в том числе путем
сокращения количества
Основной формой деятельности местного Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Система местных Советов депутатов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы депутатов.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов.
Минский городской Совет депутатов обладает также правами Совета базового уровня [8, с. 34].
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы депутатов.
В Конституции Республики Беларусь
определено, что местные Советы депутатов
избираются гражданами соответствующих
административно-
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики, а также Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 557 выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва назначены на 23 марта 2014 г.
Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста (18 лет) имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.
Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.
Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
Прямое избирательное право – избиратель принимает решение отдать свой голос «за» или «против» кандидата самостоятельно.
Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.
Избирательный кодекс Республики Беларусь был принят в 2000 году и на данный момент неоднократно редактировался. При разработке, принятии и внесении изменений в законодательство учитывается как международный, так и отечественный опыт организации и функционирования местного управления и самоуправления.
Последние изменения и дополнения затронули Избирательный кодекс Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов», который вступил в силу 8 декабря 2013 г.
В соответствии с Законом, в этом году кандидаты в депутаты местных Советов депутатов вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов по предвыборной агитации. Избирательный кодекс устанавливает предельную сумму всех расходов из средств избирательного фонда: для кандидата в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – не более 30 базовых величин, кандидата в депутаты районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов — не более 10 базовых величин. Кандидаты в депутаты могут использовать средства избирательных фондов для оплаты расходов, непосредственно связанных с проведением предвыборной агитации, в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией [11, с. 45].
В то же время кандидату не будут предоставляться бюджетные средства на изготовление предвыборных материалов. Освободившиеся средства направят на изготовление избирательными комиссиями информационных материалов о всех кандидатах.
Согласно законодательству, при проведении избирательных кампаний и кампаний по референдуму вводится запрет на совершение действий, побуждающих к срыву, отмене или переносу срока выборов, референдума.
Предусмотрено установить предельный десятидневный срок подачи обращений о нарушении избирательного законодательства после проведения выборов или референдума.
Предусмотрен ряд дополнений в данные, которые предоставляют о себе кандидаты в депутаты. Претенденты будут обязаны указывать все свои уголовные судимости, которые сняты либо погашены. Кроме того, декларация о доходах и имуществе кандидата дополняется указанием того, за счет какого источника существует кандидат в депутаты, если у него нет официальных источников дохода.
При внесении изменений в законодательство был учтен опыт проводимых избирательных кампаний и рекомендации международных наблюдателей, в том числе из ЕС и ОБСЕ.
Процесс внесения изменений и дополнений дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставляет местным органам все необходимые полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.
Проведение выборов в местные Советы депутатов обеспечивают следующие избирательные комиссии:
Cо дня опубликования
Указа Президента Республики 27 декабря
2013 г. в Круглянском районе состоялос
31 января в районном доме культуры прошла учеба-семинар для идеологического актива предприятий и организаций Круглянщины под лозунгом «Выборы 2014 – наше будущее». Одной из важнейших тем, которые на ней рассматривались, стал вопрос по основным аспектам выборов в местные Советы депутатов двадцать седьмого созыва. ( Рисунок 2)
Открыл семинар начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома С.А.Лазовский. Он отметил, что мы стоим на пороге значимых политических событий в стране. Выборы -– это то мероприятие, которое во многом определяет наше будущее. Именно поэтому необходимо отнестись к их подготовке и проведению с особой внимательностью и серьезностью. Идеологов это касается в особенности, ведь большинство из них входят в районную и местные избирательные комиссии и непосредственно работают с людьми.
Информация о работе Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь