Коммунизм: основные принципы и идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: состоит непосредственно в более углубленном изучении данного вопроса, так как меня, в частности, очень интересует, что же послужило конкретным толчком к развертыванию политики коммунизма, а также, почему и ради чего народ терпел подобные лишения. Идеи коммунизма были популярны в начале и середине 20 века. В 1917 году коммунизм победил в России. В 1922 году был образован СССР, в который вошли в том числе и республики Средней Азии.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик к.р. по политологии.docx

— 161.27 Кб (Скачать файл)

 

Основная статья: Научный  коммунизм

 

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна  из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в  широком смысле для обозначения  марксизма-ленинизма в целом.»[20]

 

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года.[21] Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской  философией» до июня 1990 года.[22]

 

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры  пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

 

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения  марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс  обосновали необходимость изменений  в общественном устройстве изменениями  в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического  движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем.[источник не указан 667 дней]

 

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического  общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную  потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными  процессами, коренным образом изменится  семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в  будущем небывалый научный, технический  и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе  «люди, а вместе с ними все отрасли  их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное  до сих пор». "[23]

 

 

 

 

↑ Коммунизм. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

↑ Частная собственность  должна быть также ликвидирована, а  её место заступит общее пользование  всеми орудиями производства и распределение  продуктов по общему соглашению, или  так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности  даже является самым кратким и  наиболее обобщающим выражением того преобразования всего общественного  строя, которое стало необходимым  вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно  выдвигают главным своим требованием  уничтожение частной собственности. (Фридрих Энгельс «Принципы коммунизма»)

↑ С введением социалистического  общественного строя государство  само собой распускается и исчезает. <…> [Рабочий] получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом  его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое  затрачено столько же труда. <…> Когда вместе с всесторонним развитием  индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного  богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного  права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (К.Маркс  «Критика готской программы»)

↑ Фридрих Энгельс Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные Сочинения. — М.: Государственное  издательство политической литературы, 1985. — Т. 3. — С. 122.

↑ Маркс. Экономическо-философские  рукописи 1844 года, часть «Коммунизм» (название работы и части присвоено  Институтом марксизма-ленинизма при  ЦК КПСС; русский перевод по рукописи). // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 114 (курсив — как  в источнике).

↑ Маркс. Экономическо-философские  рукописи 1844 года, часть «Коммунизм» (название работы и части присвоено  Институтом марксизма-ленинизма при  ЦК КПСС). // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 116 (курсив — как  в источнике).

↑ Толковый словарь живаго великорускаго языка Владиміра  Даля. — Второе изданіе. СПб, 1881, Том II, стр. 149, статья «Комуникація».

↑ Брокгауз-Ефрон. Философский  словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии  под редакциею Э. Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 131.

↑ С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1690.

↑ Малатеста Э. Краткая  система анархизма в 10 беседах. —  Харьков: 1917. — 70 с.

↑ В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун (ПСС, т. 39, стр. 380.)

↑ Философский словарь. под  ред. И. Т. Фролова, М.: Издательство политической литературы, 1987, стр. 206.

↑ Словарь иностранных  слов. — 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988, стр. 240.

↑ communism Словарь Merriam-Webster Online Dictionary (англ.).

↑ См. интервью А. И. Солженицына  «Выбраться из-под обломков коммунизма»: «Известия» 1994, № 83, 4 мая, стр. 5.

↑ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер Социологический словарь = The Penguin Dictionary of Sociology. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: ЗАО «Издательство  «Экономика», 2004. — С. 203. — 620 с. — ISBN 5282023342

↑ Коммунизм. Школьный этимологический  словарь русского языка

↑ Т.Кампанелла лат."Civitas solis" («Город солнца»)

↑ О культе личности и  его последствиях. Доклад XX съезду КПСС.(Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева  на закрытом заседании XX съезда КПСС 25 февраля 1956 г. До сведения общественности доведён в устной форме. Опубликован  позже в «Известия ЦК КПСС», 1989 г., N 3)

↑ Значение слова «Научный коммунизм» в Большой советской  энциклопедии

↑ А. М. Ковалёв. Научный коммунизм

↑ Госкомитет СССР по народному  образованию упраздняет государственный  экзамен по «марксизму-ленинизму  и научному коммунизму» в вузах  страны. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004.

Марк↑с и Энгельс том 20, предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. — ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА—ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС. — М.: Т. 20. — С. 13.

↑ /go.php?http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной  собственности и государства

↑ Семенов Ю. И. Первобытная  коммуна и соседская крестьянская община //Становление классов и  государства. М., 1976. С. 25-37; его же. Основные этапы эволюции первобытной экономики //Народы Азии и Африки. 1984. № 1.

↑ 11. Radcliffe-Brom A. R. Andaman Islanders. N. Y., 1961 (1 ed.- 1922), Spencer G. В., Gillen F. J. The Arunta. A Stud} of Stone Age People. V. I. L., 1927. P. 37; Sharp L. Ritual Life and Economics of Yir-Yoront of Cape York Peninsula. Oceania. 1934 V. 5. N 1. P 38; Bunzel R. The Economic Organisation of Primitive Peoples // General Anthropology. 1938. P. 346; Goldman S. Tribes of Uaupes-Cagueta Regionb // Handbook of South American Indians. Washington, 1948. V. 3. P. 785; idem. The Cubeo. Indians of the Northwest Amazon. Urbana, 1963. P. 75. Thomas E. M. The Harmless People. I,., 1959. P. 21.

↑ Ю. И. Семёнов. Брак и семья: возникновение и развитие

↑ Первобытнообщинный строй // Большая советская энциклопедия. Т. 19. М. Издательство «Советская энциклопедия». 1975. С. 356—359.

↑ Сантьяго Каррильо «Еврокоммунизм и государство» (1977)

↑ Дамье В. В. Из истории  анархо-синдикализма. (Опубликовано: Дамье  В. В. Анархо-синдикализм в XX веке. —  М.: ИВИ РАН, 2001)

↑ «Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение  перемрёт. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить  это общество…Поколение, которому теперь 15 лет… через 10—20 лет будет  жить в коммунистическом обществе…(Гром аплодисментов)» — В. И. Ленин  «Задачи союзов молодёжи» // Речь на III Всероссийском съезде Российского  Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. Ленин. ПСС. Том 41. стр. 317. М. 1963 г.

↑ Маркс К. Критика Готской  программы

↑ Ленин В. И. Государство  и революция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Термин “военный коммунизм”  ввел в оборот выдающийся марксистский теоретик А.А. Богданов, причем это понятие  он связывал  с армией, которую  определял как авторитарно-регулируемую организацию массового паразитизма  и истребления. В истории России под политикой “военного коммунизма”  понимается комплекс  чрезвычайных мер реализованных с 1918 по 1920 годы – период оказавший огромнейшее  влияние на дальнейшую историю России.

 

“Военный коммунизм” включал  в себя следующие меры: продразверстка, введенная в январе 1919 г., представлявшая собой развитие принципа продовольственной  диктатуры и распространившаяся не только на зерно, но и почти на все виды сельскохозяйственной продукции; ускоренная национализация крупной, средней, мелкой промышленности и транспорта; ликвидация товарно-денежных отношений  и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством; создание уравнительной системы распределения; введение всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизаций как основной формы привлечения к труду.

 

Режим ХХХХ в мирных условиях  пришел в вопиющее противоречие с  интересами крестьянства, которое от экономических форм протеста (сокращение посевных площадей) переходило к вооруженным  формам борьбы. Вооруженное сопротивление  крестьян тамбовской губернии, начатое  летом 1920 г. (“антоновщина”), стало  катализатором массового крестьянского  протеста. Крестьянские формирования действовали на Украине, Урале, в  Сибири, Поволжье.

 

Также сложное положение  сложилось в городе. Хозяйственная  разруха, остановка предприятий, подрывали  основу установившийся власти. На закрытие заводов, сокращение хлебной нормы, угрозу голода рабочие отвечали демонстрациями, а затем и забастовками. Антибольшевистские выступления в городах, вооруженная  борьба крестьянства повлияли на настроение армии. 1 марта 1921 г. начался мятеж  военных моряков в Кронштадте. Разразился глубокий общественно-политический кризис.

 

Итогом "военного коммунизма" стал неслыханный спад производства: в начале 1921 года объем промышленного  производства составил только 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна -2.5%. Объем  продуктов, шедших на продажу, сократился на 92%, государственная казна на 80% пополнялась за счет продразверстки. С 1919 года целые районы переходили под  контроль восставших крестьян. Весной и летом в Поволжье разразился жуткий голод: после конфискации  не осталось зерна. Эмигрировало около 2 млн. Россиян, большинство из них - горожане.

 

     В отечественной  историографии  проводимая сразу  после революции  политика  оценивается как вынужденная.  К примеру, вот что пишет  о продразверстке Л.Н.Троцкий   в 1922г. : “Советская власть застала не вольную торговлю хлебом, а монополию, опиравшуюся на старый торговый аппарат. Гражданская война разрушила этот аппарат. Государству ничего не оставалось, как создать наспех государственный аппарат для изъятия хлеба у крестьян и сосредоточения его в своих руках.”[1]

 

     “Военный коммунизм”  характеризуется как мера осажденной  крепости, а не социалистического  хозяйства. Чудовищный спад в  промышленности объяснялся диспропорцией  в ее отраслях, внесенной империалистической, а затем и гражданской войнами.  Чтобы извлечь самые необходимые  продукты для воюющей армии  и для рабочего класса был  создан временный централизованный  аппарат, который признавался  громоздким и неповоротливым. “Политика  изъятия излишков у крестьян  вела неизбежно к сокращению  и понижению сельскохозяйственного  производства. Политика уравнительной  заработной платы вела неизбежно  к понижению производительности  труда. Политика централизованного  бюрократического руководства промышленностью  исключала возможность действительно  централизованного и полного  использования технического оборудования  и наличной рабочей силы.”[2]

 

     Так же усугубляло  положение России отсутствие  какой либо помощи с запада, где вопреки ожиданиям так  и не разгорелся пожар мировой  революции. Вместо технической  и организационной помощи, от  туда приходила одна военная  интервенция за другой. Зачастую, при рассмотрении этого вопроса,  ссылались на письмо Маркса  Н.Даниэльсону (1883 г.): “если европейский  пролетариат овладеет властью  до того, как русская община  будет окончательно ликвидирована  историей, то в России и община  сможет стать исходным пунктом  коммунистического развития.” Эффективность  военизированной формы организации  труда доказывалась быстротой  завершения  и победным исходом  гражданской войны. 

 

     Безусловно, подобные  высказывания нельзя назвать  необосновынными – во многих  странах в периоды гражданских  войн, локальных и глобальных  конфликтов проводилась во многом  схожая политика, причем, вне зависимости  от существовавшего в них строя  (во время Великой Французской  революции, в Германии на протяжении  Первой мировой войны). Подобные  чрезвычайные меры помогали мобилизировать  производственые силы и переориентировать  промышленность на военные нужды.  С другой стороны, ввиду сложившигося  в СССР строя, объективность  советских ученых сомнительна.

 

     В западной  историографии сложилось абсолютно  противоположное мнение: “Военный  коммунизм” – попытка большевиков  воплотить свои программные идеалы. Влияние же военной ситуации  на проводимую ими политику  считалось малозначительным. В качестве  примера можно привести высказывание  Р.Пайпса: “Конечно, в какой-то части  политика военного коммунизма  вынужденно решала неотложные  проблемы. Однако в целом она  была отнюдь не “временной  мерой”, но самонадеянной и, как  оказалось, преждевременной попыткой  ввести в стране полноценный  коммунистический строй”[3]

 

     Мнение зарубежных  ученых не стоит безоглядно  принимать как истинное. Долгое  время советское общество было  практически полностью закрытым  и, в отсутствии доступа к  документам, в западном обществе  складывались многие, зачастую не  верные, стереотипы. Объективность  зарубежных авторов также можно  подвергнуть сомнению – на  многие работы наложила отпечаток  ситуация холодной войны. Наконец,  ни в коем случае нельзя  сбрасывать со счетов военную  ситуацию в стране. Любая сила, пришедшая к власти, может осуществлять  политику, относительно независимую  от положения дел в государстве,  только в случае, если она имеет  запас финансовых и производственных  ресурсов и полностью контролирует  ситуацию в стране. Большевики  после революции получили ограниченный  запас денег, находящуюся в  глубоком кризисе промышленность, интервенцию и гражданскую войну.  Ни о какой свободе действий  не могло быть и речи.

Информация о работе Коммунизм: основные принципы и идеи