Механизм правового регулирования: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• необходимо изучить понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования
• исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
• для наиболее полного раскрытия вопроса необходимо рассмотреть

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования

Глава 2. Способы и пределы правового регулирования

Глава 3. Понятие и структура механизма правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, цель механизма правового регулирования  – это обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов к  ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования  заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

     Механизм  правового регулирования – система  различных по своей природе и  функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой, - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то, или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.

     Механизм  правового регулирования – это  организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или  иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности. Как и  иной любой управленческий процесс, правовое регулирование стремиться к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития содержания полезных общественных отношений.

     В связи с тем, что механизм правового  регулирования – сложное понятие, включающие систему правовых средств, возникает потребность ограничить его от другой не менее сложной категории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении[3].  Названные категории соотносятся как часть (Механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «Механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическую практику», «господствующую правовую идеологию».

     Под предметом понимается то, на что  направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

     На  первый взгляд, предметом правового  регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы  проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

     Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

     Основным  средством согласования противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

     Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

     Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

     Политические  отношения охватывают всю сложную  и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

1.        Отношения между органами государства,  в которые они вступают в  процессе осуществления предоставленных  им полномочий;

2.        Отношения государства и его  органов на международной арене; 

3.        Отношения, в которые вступает  государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;

4.        Отношения между государством  и его органами с общественными  объединениями и политическими  партиям;

5.        Отношения между классами, иными  слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

     Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

     Предмет правового регулирования носит  объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными  закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы и пределы  правового регулирования 

     Чтобы побудить граждан к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает 6 таких способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

     Запрет  понимается, как возложенная на граждан  обязанность воздерживаться от запрещенной  нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимыми и безразличными, если лицо не совершает действий запрещенной нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.

     Дозволение  выражается в предоставлении права  лицам действовать определенным образом. Причем это право может  быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

     Дозволение  как способ правового регулирования  находит широкое применение в  нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации её способности, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные интересы, а так же интересы других лиц, общества и государства.

     Правомочие  представляет собой такой способ правового регулирования, когда  норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, не может реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями. Он неизбежно должен прибегнуть к помощи другого лица.

     Несовпадение  в одном лице управомоченной и  обязанной сторон объясняется, прежде всего, общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь общеобразовательных и медицинских учреждений, магазинов, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремонтных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в которые человек вступает с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сводятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязанной стороны правоотношения.

     Правомочие, как дозволение, является мерой возможного поведения. Обладая каким либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должностное лицо не могут обязать его реализовать соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочнении и развитии семейных отношений, воспроизводстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться общественным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либо принудительных мер к гражданину и предписывать ему под страхом уголовного или юридического наказания исполнить предоставленное право на вступление в брак.

     Особым  способом правового регулирования  является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии и т.д.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику, пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и т.д.).

     Применение  позитивного обязывания как способа  правового регулирования обуславливается  использованием в праве правомочий, которое без соответствующих  действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни, в конкретных правоотношениях. По этому количество закрепленных в праве позитивных обязанностей неизменно соответствует числу правомочий. В противном случае могут создаваться ситуации, когда правомочие будет некому исполнять, и оно останется только на бумаге.

Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие и структура