Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
Поле притяжения мигрантов из бывшего Союза составляло пять основных стран – Германия, Израиль, США, Канада, Греция. Например, по данным статистики в целом по России к 1990 г. по сравнению 1986 г. число выехавших за границу на постоянное место жительство возросло с 2,9 тыс.человек до 103,6 тыс.человек в 36 раз [54].
Известный демограф Б. Татимов говорил «для нашего молодого
государства Казахстан ближайшие 10-15 лет более интенсивнее будет
иммиграция, чем естественный прирост населения. Поэтому как
решаются миграционные проблемы в развитых странах изучить очень
важно, в этой связи ценны опыт по приему соотечественников –
иммигрантов таких стран как Германия, Израиль, Греция, Латвия,
Эстония. «Небольшой» Израиль за тридцать лет собрал три миллиона
соотечественников» [55].
Следует отметить, что в мировой практике издавна существует традиция установления всесторонних связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, оказания им поддержки в культурно-духовной, образовательной сфере, содействия их возвращению на историческую родину. Однако, единственного и наиболее эффективного механизма репатриации для всех стран не существует. Опыт таких государств, как Германия, Польша, Израиль, Южная Корея и других стран, активно поддерживающих связи со своими соотечественниками, показывает, что на него воздействуют самые различные обстоятельства и факторы, которые в каждом конкретном случае требуют специального изучения. В связи с этим в диссертации вкратце рассматривается зарубежный опыт по приему соотечественников на примере таких государств как Германия, Канада и Израиль, отдельные позитивные моменты, которые можно использовать и в Республике Казахстан.
В развитии этого направления Казахстан может использовать положительный опыт Германии.
Германский опыт, например, основан на постоянном регулировании миграционных процессов и, особенно, иммиграционных, путем принятия особого «Закона об иностранцах», который ориентирован на широкое привлечение мигрантов к развитию бизнеса, инновационного предпринимательства, укрепление профессиональной базы страны кадрами высокой квалификации.
Суммарное число иностранцев в Германии составляет по самым скромным оценкам 11,5 – 12 млн. человек. И только о части из них можно с уверенностью сказать, что они приехали сами, и их никто не звал. Из 82 миллионов жителей Германии на легальных и общепризнанных иностранцев приходится сегодня около 8,9 %. Многие экономисты и социологи считают, что без их притока в страну было бы невозможно послевоенное немецкое экономическое чудо. Девяностые годы прошлого века для Германии стали по существу временем самого, что ни есть обвального исхода российских немцев из республик бывшего СССР. Более 56 % немецких иммигрантов из стран СНГ приехали из Казахстана, 33 % - из России, на остальные республики приходился всего 11 % [56]. В немецкой иммиграционной политике официальными опорными столпами являются следующие две установки: на интеграцию проживающих в Германии иностранцев, в особенности наемных рабочих и членов их семей; на ограничение дальнейшего притока иностранцев из «третьих стран», включая сюда помощь добровольной репатриации. Основой такого подхода положил обновленный Закон об иностранцах, вступивший в силу 1 января 2000 г. Он призван одновременно ограничить приток новых иностранцев из третьих стран и облегчить интеграцию иностранцев, уже находящихся в Германии, в том числе и упрощение процедуры получения ими немецкого гражданства. В то же время сторонники иммиграции утверждают, что увеличение численности населения путем активной иммиграции приносит стране реальную пользу. Иммигранты, обладающие высокой квалификацией, способны укрепить профессиональную базу страны; будучи представителями самых разных культур и традиций они создают и стимулируют развитие новых видов услуг, идут на эксперименты, проявляют творческий подход, усиливают специализацию и привносят элемент новаторства [57].
Таким образом, германский опыт основан на постоянном регулировании миграционных процессов и ориентирован широкое привлечение мигрантов к развитию бизнеса, инновационного предпринимательства, укрепление профессиональной базы страны кадрами высокой квалификации и т.п. Споры сторонников и противников миграции ведутся давно и не только в Германии. До недавнего времени веским аргументом второй стороны была аргументация об экономическом бремени, которое иммигранты возлагают на страну прибытия. В современной экономической литературе приводится немало доводов и об экономической пользе, которую дает рост иммиграции. За последнее десятилетие многие из ранее наиболее распространенных экономических аргументов против иммиграции были опровергнуты. В качестве подтверждения можно привести некоторые из основных выводов ряда недавних научных исследований, предметом изучения которых были экономические последствия иммиграции и экономический потенциал иммигрантов.
Иммигранты в большей степени, чем не иммигранты, склонны к созданию новых предприятий и тем самым напрямую участвуют в создании рабочих мест[58]. Иммигранты не всегда являются причиной перераспределения рабочих мест, а кроме того, они способны на деле увеличивать производительность и повышать международную конкурентоспособность своей новой родины. Сумма налогов, которые платят иммигранты, как правило, превышает стоимость потребляемых ими услуг в сфере социальной защиты и обучения [59]. Природные ресурсы с каждым последующим десятилетием все меньше являются источником экономического богатства. Самым важным капиталом, в котором нуждается сегодняшняя новая экономика, становится человеческий фактор - умения и знания людей. Иммигранты привозят этот капитал с собой.
Опыт Канады основан, во-первых, на том, что иммигрантов рассматривают, прежде всего, в качестве потенциальных потребителей, нежели работников, статус которых они могут принять не сразу. Позже иммигранты так или иначе увеличивают потребительский спрос, способствуя расширению внутреннего рынка; во-вторых, иммиграционная политика Канады привязана не столько к краткосрочным требованиям рынка труда, а к решению долгосрочных задач рождаемости и увеличения численности населения; в-третьих, периодический сбор (например, в течение десяти месяцев) у населения конкретных предложений по поводу иммиграции и квот, а также дальнейшей судьбе иммигрантов и др.
Канада принимала в основном иммигрантов со специальным образованием, поэтому, принимающей стране уже не приходилось вкладывать средства в их образование, следовательно, страна сразу извлекала выгоды из их разнообразных способностей [60]. В Канаде с незапамятных времен идут споры, сколько иммигрантов должна пускать к себе Канада. Между тем вопрос о том, каких иммигрантов следует пускать, имеет не меньшее значение. Контролируя численность и категории иммигрантов, правительство пытается решить разные задачи, характер которых, конечно, меняется с течением временем. В самом начале XX в. привлекали опытных фермеров с достаточным капиталом, которые могли бы поселиться на западе страны. В основном внимание правительства переключилось на опытных технических работников и другие кадров. Следовательно, опыт Канады указывает на необходимость большей гибкости в иммиграционной политике страны, что, безусловно, является актуальным и для Республики Казахстан.
Наиболее системным и последовательным представляется опыт Израиля по управлению репатриацией и миграционными процессами в целом. Израиль придавал большое значение профессиональному состава иммигрантов, резким увеличением числа специалистов - врачей, инженеров, учителей и т. п. А в иммиграционном притоке после 1967 г. доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием достигала 50%, квалифицированные рабочие и служащие составляли 40%. Государство приступило к более комплексному решению проблемы адаптации иммигрантов [61]. Во-первых, были созданы так называемые центры абсорбции, куда направлялись иммигранты с высшим образованием. Они жили в этих центрах в течение нескольких месяцев до получения постоянной работы и собственного жилья, изучали иврит, знакомились с жизнью в новой для них стране. Возникла сеть курсов для изучения иврита (улъпанов) — дневных, вечерних, интернатов и заочных. Во-вторых, часть приезжих расселялись во вновь образованных сельских поселениях - мошавах, условия жизни в которых больше соответствовали привычному им укладу.
Следует отметить, что израильская политика абсорбции, будучи в целом успешной и привлекая внимание других стран, столкнувшихся с аналогичными проблемами, не была лишена существенных просчетов, негативно сказавшихся на социально-экономической адаптации иммигрантов. Как серьезную ошибку, имевшую далеко идущие последствия, характеризуют изначальный курс на расселение по этническому принципу [62]. Иммиграция и абсорбция выходцев из мусульманских стран была сопряжена с многочисленными трудностями, в первую очередь в культурно-социальной и экономической областях. Нехватка жилплощади стала одной из основных причин их социальных затруднений в течение последующих десятилетий.
Города развития, куда направлялись имевшие невысокий жизненный уровень выходцы из стран Азии и Африки, располагались, как правило, вдали от экономических центров и рынков рабочей силы, вследствие чего возникла известная географическая изоляция их от старожилов, ставшая еще одним фактором, осложнившим их социально-экономическую абсорбцию. Населенные в основном сефардами, эти города к началу 90-х годов оставались центрами высокой безработицы. Традиционные профессиональные навыки восточных евреев лишь в малой степени находили применение в израильской экономике, а на создание современных хозяйственных структур и соответствующую переквалификацию работников выделялось недостаточно средств. В результате осуществления государственной программы «Обновление» здесь несколько повысился качественный уровень жилого фонда, ускорилось развитие социально-экономической инфраструктуры. Однако слабая проработанность экономических аспектов размещения многих городов развития продолжала отрицательно сказываться на положении их населения, тормозила вовлечение его экономически активной части в воспроизводственный процесс.
Субсидия давалась потребителю, но не удешевляла предмета потребления. Проблемы обеспечения жильем и социальное обеспечение были разграничены. Цены на квартиры устанавливались в соответствии с их реальной стоимостью. Размеры помощи, предоставляемой правительством различным категориям нуждающихся в жилье, основывались на четко определенных критериях. Распределение квартир проводилось в момент заселения домов, и параллельно для каждого населенного пункта устанавливались размеры материальной помощи в приобретении жилья в соответствии с социальным положением претендента и районом страны. Решение жилищной проблемы осуществлялось путем аренды, покупки или аренды с дальнейшей возможностью покупки жилья. Выбор определялся семейным и экономическим положением претендента. В результате, новая жилищная политика правительства, которая распространялась в равной степени на иммигрантов и на других граждан, во многом облегчила жилищную проблему. Чтобы сократить сроки пребывания иммигрантов в центрах абсорбции, правительство арендовало для них по рыночным ценам готовые квартиры. Однако неконтролируемый поток иммиграции, с одной стороны, и нежелание иммигрантов селиться в предлагаемые квартиры – с другой, создали достаточно сложную ситуацию для правительства. Постоянно пустовало до тысячи квартир, за которые надо было платить высокую арендную плату. Вместе с тем процедуры получение государственных субсидий для иммигрантов и прежде всего для иммигрантов из СССР не были технически разработаны, что вызывало недовольство иммигрантов и раздражение у чиновников.
В целом в ходе развития израильской иммиграционной политики в тех или иных формах стали практиковаться и в разных пропорциях сочетаться два варианта абсорбции – «прямой» и «непрямой». По какому из этих вариантов пройдет каждый конкретный репатриант, определяли представители Еврейского агентства и правительства в центрах приема иммигрантов или еще в стране исхода. «Непрямая абсорбция» - через первоначальное поселение в специальных центрах - предлагается главным образом семьям, хотя бы один из членов которых имеет академическую профессию. Были созданы десятки центров абсорбции, где новоприбывшие жили и учили иврит в улъпане, получая поддержку от служб повседневной помощи, а также информационных служб по вопросам занятости, таможенного права, налогов и т. д. Этот вариант имеет свои недостатки, провоцируя у иммигрантов иждивенческие настроения. В частности, предполагается, что в этих центрах иммигранты могут находиться лишь временно - шесть месяцев, в течение которых они должны получить основные знания языка, найти работу и жилье. В действительности иммигранты часто злоупотребляют предоставленными им возможностями и, даже имея работу, отказываются покинуть центры абсорбции, пока им не платят субсидированное жилье в районе по их выбору. «Прямая абсорбция» предполагает, что иммигрантам предоставляются обставленные и оснащенные домашней утварью квартиры в домах, построенных государством, причем большая часть арендной платы компенсируется правительством. Предполагается, что новоприбывшие с первого дня будут жить в «нормальных» условиях и за короткий срок найдут работу, определят своих детей в школу или детский сад, будут посещать вечерний улъпан.
Заслуживают внимания и решение проблемы профессиональной адаптации иммигрантов. В первые годы существования Израиля первоочередная задача состояла, как уже указывалось, в скорейшей экономической абсорбции иммигрантов, которая помимо прочего включала профессиональную адаптацию. Большую часть переселенцев составляли торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, а многие вообще не имели квалификации, в то время как требовались квалифицированные промышленные и строительные рабочие, инженеры, агрономы. Наиболее интенсивно в первые годы происходило приспособление к труду в аграрном секторе, который, по замыслу руководства страны, должен был выполнять функции своеобразного «котла адаптации». Ее отличие от американского аграрного варианта состояло в том, что среди еврейских поселенцев преобладали не индивидуализм, а общинная психология и общинный способ жизнедеятельности. Исторически сложилось так, что еврейским иммигрантам пришлось возрождать сельскую общину в форме кооперативных поселений — кибуцев и мошавов, которым отводилась большая роль в расселении и трудоустройстве прибывающих. Помимо этого это движение оказало сильное влияние на самоощущение возрождающейся нации, стало своеобразным национально-государственным символом. В этих условиях состояние полной занятости достигалось в значительной степени путем организации общественных работ, которые рассматривались государством в качестве переходной формы трудоустройства. Например, расселенные в сельской местности иммигранты, были заняты не столько непосредственно в сельскохозяйственном производстве, сколько в мелиорации, лесонасаждении, осушении болот, строительстве дорог и т.д. [63].
Советская иммиграция вызвала необходимость реформ в политике абсорбции, в том числе и в области трудоустройства. Были созданы специальные курсы переподготовки специалистов, курсы дополнительного обучения и центры профессионального обучения. Неработающим иммигрантам Министерство абсорбции выплачивало пособия. Были созданы специальные программы для поощрения предпринимателей, которые брали «советских» иммигрантов на работу. На начальный период Министерство абсорбции (иммигрантов) субсидировало им часть заработной платы. Однако эти программы охватывали в основном ученых, высококвалифицированных и способных специалистов, которые могли проходить обучение на рабочем месте, был создан Центр по абсорбции ученых. Важным аспектом в абсорбции иммигрантов правительство считало интеграцию новоприбывших в систему израильского образования. Несмотря на существование закона об обязательном образовании с 5 до 14 лет, стало очевидно, что формальное равенство не может компенсировать неравенство экономических возможностей. Была выработана политика финансовой помощи многодетным и нуждающимся семьям для покрытия части расходов, связанных с обучением детей. Министерство абсорбции финансировало частные уроки для детей иммигрантов. Были разработаны программы обучения, принимавшие в расчет различия в исходной подготовке учеников. Абитуриентам-иммигрантам было разрешено сдавать некоторые вступительные экзамены на родном языке. Велась образовательная работа со взрослыми - была создана сеть школ и курсов по изучению иврита и ликвидации пробелов в формальном образовании.
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество