Надгосударственные политические объединения. Роль России в этих объединениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Россия, как развитое правовое государство так же состоит во многих международных политических организациях, таких как ООН, Большая восьмерка, Совет Европы, БРИК и других. Роль Российской Федерации в данных надгосударственных образованиях я рассмотрю в данной курсовой работе, начиная с истории вхождения РФ в них и заканчивая влиянием России на политику международных организаций, и их влияние на развитие и изменение права РФ, а так же на ее внутреннюю и внешнюю политику.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….3
2. Глава 1 Общая характеристика России в мире……………………………………………..4
3. Глава 2 Правосубъектность международных организаций, ее правовые основы………13
4. Глава 3 Характеристика наиболее важных надгосударственных учреждений и роль в них России…………………………………………………………………………………....15
a) Организация Объединенных наций……………………………………………………...…16
b) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе……………………………....19
c) Совет Европы………………………………………………………………………………...21
d) СНГ…………………………………………………………………………………………...22
e) ВТО………………………………………………………………………………………...…24
5. Заключение…………………………………………………………………………………...27
6. Список литературы…………………………………………………………………….........28

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая1.docx

— 78.38 Кб (Скачать файл)

       Чтобы выполнять свои функции, международные  организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что Организация Объединенных Наций  пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой  для выполнения ее функций и достижения ее целей. Аналогичные положения  содержатся в большинстве учредительных  актов.

       Анализ  учредительных актов международных  организаций, отмечается в науке  международного публичного права, свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем  право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции  о международной гражданской  авиации 1944 г.); либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них).

       Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических  сношениях. При них аккредитуются  представительства государств, они  сами имеют представительства в  государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями  между собой. В Москве имеются  Информационный центр ООН и представительства  ЮНЕСКО, МОТ. Международные организации  и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и  иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция  о привилегиях и иммунитетах  специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.)

       Как субъекты международного права международные  организации несут ответственность  за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут  выступать с претензиями об ответственности.

       Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные  лица, подчиняющиеся исключительно  международной организации и  действующие от ее имени и в  ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь  и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

       Международные организации действуют также  со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации  труда устанавливает, что МОТ  имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.

       Такие же права предоставлены ООН и  ее органам, программам и фондам, а  также их Объединенному представительству  Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г.

       Каждая  международная организация располагает  финансовыми средствами, которые  хотя и складываются в большей  части из взносов государств-членов, но расходуются исключительно в  общих интересах организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Характеристика наиболее важных надгосударственных учреждений и роль в них России 

       Организация Объединенных наций

       Организа́ция Объединённых На́ций, ООН —международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

       Основы  её деятельности и структура разрабатывались  в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

       Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

       Важным  инструментом поддержания мира и  международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

       Осуществление миротворческой операции ООН может  выражаться в:

  • Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
  • Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;
  • Содействии поддержанию законности и правопорядка;
  • Предоставлении гуманитарной помощи;
  • Наблюдении за ситуацией.

       Первой  миротворческой миссией ООН был  контроль за перемирием, достигнутым  в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году — для прекращения военных действий и восстановления порядка), в Грузии (в 1993 году — для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году — для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

       10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, после чего рекомендовала всем государствам-членам обнародовать текст Декларации путем «распространения, оглашения и разъяснения главным образом в школах и других учебных заведениях, без какого бы то ни было различия, основанного на политическом статусе стран или территорий».

       Несмотря  на свою уникальность, ООН дискредитировала себя недоработками и скандалами. Организация показала, что она  не всегда способна своевременно адаптироваться в соответствии с быстро меняющимися  мировыми политическими реалиями. В  связи с этим ООН часто критикуют  за неэффективность, недемократичность, недостаток внимания к проблемам развивающихся стран, бюрократизм, раздутость штатов и непомерный бюджет.

       24 декабря 1991 г. специальным посланием  российского президента Генеральный  секретарь ООН был информирован  о том, что членство СССР  в ООН, в том числе в Совете  Безопасности, во всех других  органах и организациях системы  ООН продолжается, при поддержке  стран СНГ, Российской Федерацией. В послании подчеркивалось,  что  РФ полностью сохраняет ответственность  за все права и обязательства  СССР в соответствии с Уставом  ООН, включая финансовые обязательства.  Как было разъяснено, переход  места в ООН от СССР к  РФ никаких согласований, одобрений  или утверждений не требует,  не было необходимости ни в  решениях Генеральной Ассамблеи ООН, ни Совета Безопасности, которых лишь уведомили о данной трансформации.

       Россия  исходит из того, что в общих  интересах человечества активно  содействовать повышению роли и  эффективности ООН как центрального элемента системы коллективной безопасности в осуществлении провозглашенной в ее Уставе высокой цели - "избавить грядущие поколения от бедствий войны". В этой связи важно отметить, что Россия заинтересована в использовании имеющихся у ООН возможностей во всех сферах международных отношений: в формировании новых региональных политических структур безопасности, как и будущей модели глобальной безопасности, в решении проблем разоружения, в том числе ядерного, в предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, развитии международного сотрудничества в экономической, социальной, экологической и других областях, в утверждении примата международного права и обеспечении прав и свобод человека.

       К вопросу о роли России в ООН  необходимо подходить под углом  зрения целей российской внешней  политики, направленных на обеспечение  наиболее благоприятных внешних  условий для проводимых в стране рыночных реформ и "включения России в мировое сообщество" на правах великой державы. С другой стороны, очевидно, что переживаемый Россией социально-экономический кризис, все более подрывающий ее национальную безопасность, серьезным образом ограничивают роль и возможности России в ООН.

       В соответствии с концептуальными  установками России центральная  задача заключается в том, чтобы  максимально полно использовать механизмы ООН для обеспечения  международного мира и безопасности, прежде всего в ключевых с точки  зрения России регионах, в первую очередь  СНГ. В более широком плане  ООН в настоящее время рассматривается  главным механизмом, способным обеспечить беспрепятственный переход от двухполюсного, конфронтационного к многополюсному демократическому миру. "ООН может и должна стать основным инструментом строительства новых международных отношений. Она обладает для этого необходимыми полномочиями. Ей необходимо для этого дать средства, в том числе финансовые Россия выполняет и выполнит свои обязательства перед ООН", - заявил президент РФ на специальном торжественном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по случаю 50-летия этой международной организации.

       В интересах России всецело использовать потенциал главного органа ООН по поддержанию международного мира и  безопасности - Совета Безопасности для  содействия урегулированию кризисов и  конфликтов, а также для предотвращения их возникновения с помощью "превентивной" дипломатии. При этом основными в  арсенале ООН должны быть политические и дипломатические средства для  мирного разрешения споров. Понятно  также, что, стремясь к расширению практики взаимодействия постоянных членов Совета Безопасности, Россия должна противостоять  наметившейся в последнее время "опасной тенденции" действовать  в обход Устава ООН и коллективной воли Совета Безопасности.

       Важным  направлением деятельности России в  ООН является содействие совершенствованию  механизмов оперативного реагирования на чрезвычайные гуманитарные ситуации, включая массовые и грубые нарушения  прав человека и национальных меньшинств. Вместе с тем должно, разумеется, учитываться, что Устав ООН ни в коей мере не дает ООН права  на вмешательство в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства и не требует  от членов ООН представлять такие  дела на разрешение в порядке Устава ООН. В Уставе ООН делается лишь одно исключение из этого принципа - применение Советом Безопасности принудительных мер на основе главы 7 Устава о действиях  в отношении угрозы миру, нарушений  мира и актов агрессии.

       Среди других направлений деятельности России в ООН необходимо отметить использование  ее возможностей для обеспечения  внешнеэкономической поддержки  российским реформам, мобилизации международных  финансово-технических ресурсов для  реализации конкретных проектов, привлечения, по мере необходимости, мирового экспертно-прогностического потенциала для оценки экономической  ситуации в РФ, перспектив ее развития, а также последствий шагов, предпринимаемых  в области экономического реформирования.

       На  главном направлении деятельности ООН - в сфере поддержания международного мира и безопасности, как впрочем, и на других направлениях, - Россия опирается  на многолетний опыт ООН, накопленный  в период до провозглашения Декларации о государственном суверенитете России от 12 июня 1990 г.

       Опираясь  на огромное позитивное политико-дипломатическое  и международно-правовое наследие ООН, Россия в своей деятельности в  этой международной организации  не может игнорировать и ее многочисленные неудачи и провалы, извлекая из них  соответствующие уроки.

       Россия  должна в полной мере учитывать, что  ООН никогда не была и не может  являться самодовлеющей организацией: ее действия так или иначе, прямо или косвенно отражают соотношение сил в мире, реальное влияние основных группировок государств и союзов на том или ином историческом отрезке времени. Именно собственные, корыстные, притом нередко весьма расширительно толкуемые "национальные интересы", а отнюдь не положения Устава ООН, как таковые, являются, как показывает практика, превалирующими в подходе к ООН некоторых великих держав, да и других крупных государств, претендующих, скажем, на роль лидеров в отдельных регионах мира.

       Распад  Советского Союза самым непосредственным образом сказался на изменении соотношения  сил в ООН. Хотя России удалось, в  немалой степени благодаря оперативной  и эффективной деятельности российской дипломатии, сохранить место постоянного  члена Совета Безопасности, ее позиции  в ООН с самого начала оказались  ослабленными и уязвимыми. Многочисленные официальные заявления российского  руководства насчет демократического имиджа новой России, которым, дескать, отныне и будет определяться настоящий  авторитет и влияние России в  ООН и других международных организациях, мало кого убедили. 

Информация о работе Надгосударственные политические объединения. Роль России в этих объединениях