Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 99.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит  конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата.

Вне всякого сомнения,  конституция  - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие  граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его  должностных лиц и представителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

В современном понимании  конституции  возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма.  Конституция  рассматривалась  в качестве  основного  документа  государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

По словам американских профессоров Д. Кор-ри и Г. Эбрегэма: «Конституция - это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства». Получается, что с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.

Первыми  буржуазными  конституциями  в  собственном смысле слова были Американская 1787 г. и Французская 1791 г.

Ныне   действующие   конституции   имеют   разный   возраст. Это дает основания разделить  их на поколения. Исторические обстоятельства принятия  конституций, государственно-правовой опыт, которым обладали страны  и  правоведы, наложили свой отпечаток  на каждое из поколений.

Каждая из ныне действующих конституций  обладает специфическими индивидуальными  чертами. В них нашли отражение  социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности стран.

Семнадцать лет назад  граждане независимого Казахстана, сделали свой выбор: была принята Конституция -  Основной   Закон страны, закрепивший фундаментальные принципы общественного и государственного устройства нашей молодой Республики.

  30 августа 1995 года народ выразил свою волю и стремление к утверждению страны демократическим, светским, правовым и социальным государством.

  Конституция   Республики   Казахстан  стала результатом цепи непростых событий в нашей истории, итогом преобразований первых лет становления независимого Казахстана. В итоге она закрепила целый комплекс наших побед и достижений и одновременно явилась основой модернизации всего общества.

Народ Республики признал  основной  ценностью жизнь, права и свободы человека, единство народа, объединение на казахстанской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой.

 За время своего  существования  Конституция   показала свою эффективность,  заслужила признание, авторитет  и в рамках СНГ, и на международной  арене.  Основной   закон   страны стал фундаментом демократического  законотворчества, который гарантирует  гражданам основные права и  свободы, и окончательно закрепил  независимость государства. Были  решены основные задачи: построено  крепкое государство, обеспечен  рост благосостояния граждан  и достойное место в международном  сообществе. Мы, граждане независимого  Казахстана, сами можем видеть, что  казахстанский путь показал, в  чем заключается подлинная мощь  народа. Это единство и согласие, твердая политическая воля, ясное  понимание приоритетов стратегии  нашего развития. Главной гарантией  дальнейшего процветания является  единство нашего многонационального  народа, вклад каждого из нас  в общее дело.

 Объект исследования - общественные отношение, регулируемые Конституцией.

Предмет исследования - основной закон государства, в нашем случае это Конституция.

Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
  2. Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
  3. Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.

Методологической  основой исследования послужили  такие методы познания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта. В нашей курсовой работе мы использовали труды таких ученых как, Мишина A.A., Арановского К.В., Сапаргалиева Г.С., Андреевой   Г.Н.

Наша курсовая работа состоит  из двух глав. Название первой главы  «Понятие и характеристика конституции». Данная глава состоит из двух подпунктов, где раскрываются понятия и особенности Конституций. Также в этой главе рассматривается классификация конституций, ее принятия и изменения.

Во второй главе «Конституция Республики Казахстан - основной главный нормативный акт государства и общества» мы подробно рассматриваем этапы конституционного развития, черты, которые отличают Конституцию РК от других НПА, и окончательное становление конституции независимого Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. понятие и характеристика конституций.

 

    1. Понятие и особенности конституций

 

 

Понятие конституции сложилось  и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми  буржуазными  конституциями  в  собственном смысле слова были Американская 1787 г. и Французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, который понимался как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что Американская Конституция назвала «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивными.

Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные  нормы отличаются тем, что они  закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти. Предмет правового регулирования конституционных норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью, поскольку они касаются самых основных условий политического бытия всего общества. Этим, прежде всего, объясняется относительная стабильность конституций, которые не являются  продуктом повседневной нормо-устанавливаюшей деятельности. Дата принятия конституции в истории любого государства представляет собой важнейшую веху, отмечающую переломный момент его развития. Конституция в принципе не может быть актом законодательного произвола, ее принятие, как правило, исторически обусловлено.

В науке конституционного права  понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется: появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, на практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти, называется, фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

Фактическая и юридическая конституции  могут либо совпадать, либо расходиться. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность части положений основного закона. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путем принятия поправок к тексту конституции, и ее толкованием органами конституционного надзора.

В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции. Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления. Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Кор-ри и Г. Эбрегэма: «Конституция - это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства». Получается, что с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе. [1, стр. 34; 2, стр. 19]

В настоящее время насчитывается  более ста действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г., Швейцарии 1874 г. До второй мировой войны были приняты и ныне действуют конституции Австралии, Мексики, Ирландии. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Это конституции стран Азии, Африки, Америки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Каждая из ныне действующих конституций  обладает специфическими индивидуальными  чертами. В них нашли отражение  социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответстющих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

  1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. Конституция США (преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию...». В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях. Конституция Бельгии 1831 г.: «Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25). В статье 1 Конституции Итальянской Республики сказано: «Италия - демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции». В статье 1 Конституции Испании 1978 г. сказано: «1. Испания - социальное, правовое и демократическое государство... 2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства». Конституция Филиппинской республики в редакции 1984 г. говорит о «суверенном Филиппинском народе».
  2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институт частной собственности.
  3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Итальянская, Французская, Конституция ФРГ) концепция разделения властей не выражена семантически точно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (Американская, Датская, Японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и противовесов», положен в основу Американской Конституции. Три первые статьи Конституции начинаются следующими положениями: «Все законодательные полномочия, сим установленные, принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов...» (Ст. I, разд. 1); «Исполнительная власть принадлежит Президенту Соединенных Штатов Америки...» (Ст. II, разд. 1); «Судебная власть Соединенных Штатов принадлежит одному Верховному суду...» (Ст. III, разд. 1). В Японской Конституции содержатся    такие    предписания по    этому    предмету «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства» (ст. 41); «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом» (ст. 65); «Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду...» (ст. 76). В Датской Конституции концепция   властей  сформулирована  в  одной  статье: «Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть - судам»              (Гл. I, § 3).
  4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте Основного закона. Так, Конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления...» (Ст. IV, разд. 4). В преамбуле к Конституции Индии сказано: «Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную   демократическую   республику...».   Монархическая форма правления большей частью определяется косвенно или выводится логически из текста конституции, хотя прямых положений по этому поводу может и не быть. Так, в Конституции Нидерландов говорится о «территории Королевства Нидерландов» (Гл. I, ст. 1). Форма правления Японии не определена в тексте Основного закона, но поскольку главой государства является наследственный Император, власть которого ограничена в сфере законодательной и исполнительной, естественно предположить, что Япония - парламентарная монархия. Аналогичное положение о форме правления содержится в Конституции Швеции 1974 г.: «В государстве главой государства является Король». В Конституции Испании 1978 г. о форме правления сказано прямо: «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия».
  5. Конституции устанавливают и  закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте Основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны. Но и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин «федерация» или его производные. В ряде случаев конституция пользуется синонимами. Так, конституции США и Индии говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит термин «Союзное государство». Конституции Канады и Швейцарии говорят также о Союзе, но в официальных документах и публикациях они иногда именуются конфедерациями. Прямое упоминание о федерации содержится в конституциях ФРГ, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики.
  6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. Обычно в самом тексте Основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с точки зрения технико-юридической разработано весьма обстоятельно, с множеством деталей. В конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.).
  7. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 г., некоторых франкоязычных стран Тропической Африки. В первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах. Во Французской Конституции об этом говорится в преамбуле: «Французский народ торжественно провозглашает свою принадлежность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 г.».
  8. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран.

Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан