Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 99.87 Кб (Скачать файл)

2. Референдумом. Не следует считать, что референдум  является сугубо демократическим  изобретением, конституционным по  содержанию и по последствиям. Референдум - это одна из процедур, которые могут быть использованы  для осуществления учредительной  власти. Так, накануне II мировой войны  референдум, проведенный в Германии, утвердил совмещение должностей  канцлера и президента в одном  лице. Это привело к изменению  одного из основополагающих элементов  государственного строя. Иногда  к конституционному референдуму  предъявляются "повышенные" процедурные  требования. Например, не простое,  а квалифицированное большинство  голосов влечет утверждение или   изменение   конституции. При  назначении конституционного референдума  требуется большее, чем для  обычного референдума, число подписей  под петицией о его проведении.

3. Законодательным  представительным органом или  же парламентом совместно с  главой государства. При этом  парламент действует по особой  процедуре, существенно отличающейся  от той, что применяется в  процессе принятия других  законов.  Так, в Латвии поправки в  Основной закон принимает парламент  на заседаниях в присутствии  не менее двух третей общего  состава депутатов, обсуждает  их в три чтения и принимает  по ним решения большинством  не менее чем в 2/3 голосов  присутствующих. Для принятия поправок  к литовской, итальянской конституциям  нужно провести два обсуждения  с промежутком не менее чем  в три месяца и два голосования.  И если поправка к  Конституции   Италии вызовет возражения, то, по  требованию части депутатов, областей  или некоторого количества избирателей  ее нужно утвердить на референдуме.

 Естественно,  для принятия и изменения основного  закона требуется квалифицированное  большинство. Это большинство  составляет 2/3 (в Норвегии, Литве)  или 3/5 (в Испании), возможно 3/4. При  этом голоса нередко учитываются  не от числа присутствующих, а  от общего числа депутатов.  Если Генеральные кортесы (испанский  парламент) поддержат предложение  о пересмотре  конституции   в целом или наиболее важных  ее разделов (статической части), то законодательный орган распускается, а решение о пересмотре основного  закона принимает уже другой  состав депутатов.

 Подобные  процессуальные сложности препятствуют  изменению условий гражданского  мира без достижения высокой  степени согласия в обществе.

4. Посредством  октроирования. Октроирование - это  односторонний акт, в результате  которого суверен устанавливает  или изменяет государственный  строй, условия осуществления  политической власти.

 Октроирование   конституции  означает акт  дарения политических и гражданских  свобод народу, полного или частичного  отчуждения в его пользу суверенных  прав. Октроирование может быть  выполнено абсолютным монархом, после чего его власть ограничивается, или же метрополией, которая  в результате этого утрачивает  суверенитет над колонией.[3, стр.143]

  Конечно, политически бесправная нация или население колонии сами могут объявить себя суверенными подобно тому, как это когда-то сделали Нидерланды, США. Но возможно и другое юридическое решение: в абсолютной монархии только глава государства имеет суверенитет и формально именно ему принадлежит право распорядиться властью, разделить ее с народом, который становится при этом сувереном. Территория колонии является объектом, которым управляет метрополия. Для образования на подвластной территории политически самостоятельного общества формально требуется, чтобы действующий суверен учредил на месте колонии независимое государство. Подобные решения оформляются актом дарования, октроирования  основных   законов.

  Например, в 1990 г. король Непала Бирендра даровал народу основной закон, названный конституцией. В последующем даритель обычно участвует в принятии конституционных поправок  и изменений. До 1982 г. конституционные законы Канады формально утверждались Великобританией, в свое время учредившей на территории "Северной Америки" доминион  и впоследствии - независимое государство. В султанатах Малайзии основные законы октроированы монархами, возглавляющими их.

 Признаки  октроирования имеет дарование  Корана - основного закона в исламских  теократиях. Считается, что суверенитет  Аллаха при этом не был ограничен.  Но через пророка Магомеда  и  его предполагаемых потомков  в одностороннем порядке Аллахом  были установлены политические  основы в общине правоверных.

  Необходимо также заметить, что многие государства используют не один, а несколько способов принятия  и  изменения  конституций. Так, поправки в американскую конституцию могут быть внесены как Конгрессом, так  и  учредительным органом - Конвентом США. В некоторых странах  изменение   конституции  допускается как парламентским способом, так  и  с использованием референдума (Италия, Испания).

 Федеративные  государства обычно запрашивают  согласие субъектов федерации  на  принятие   и   изменение   конституции.[27; 29]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституция Республики Казахстан - основной главный нормативный акт государства и общества.

 

2.1. Этапы  конституционного развития Конституции Республики Казахстана

 

 

Конституция  Казахской  АССР 1926 года

Первая  Конституция   Казахстана  была принята в окончательной  редакции Постановлением ЦИКа КазАССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учётом  Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной  Конституции   Казахстан являлся равноправной  республикой в составе РСФСР. Окончательную редакцию  Конституции КазССР должен был утверждать ВЦИК РСФСР, но им он не рассматривался. Тем не менее, ею руководствовались все республиканские и местные органы, она влияла на поведение граждан, лежала в основе установленного в республике  правопорядка.[16, стр.97]

 

 Конституция  Казахской  ССР 1937 года

  Конституция  Казахской ССР, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14  Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». В  Конституции  1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными  республиками  в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов и т. д. (ст. 19).

Также была установлена система  органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов  на основе всеобщего, прямого и равного  избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей - на их языке (ст. 83-90).

В  Конституции  1937 года были определены основные права и  обязанности граждан: право на труд (ст. 96), на отдых (ст. 97), материальное обеспечение  в старости, в случае болезни и  потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.[16, стр.97]

 

Конституция  Казахской  ССР 1978 года

  Конституция  Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета  республики  IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей.[16, стр.82] Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики  была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.[16,стр.83]

В  Конституции  1978 года были определены национально-государственное  и административно-территориальное устройство  республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (ст. 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.

В начале 1990-х годов в  Казахской ССР, а затем в  Казахстане  были приняты ряд законов, которые  внесли значительные поправки в  Конституцию  1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании  структуры государственной власти»  от 20 ноября 1990 года в  Конституцию  были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет  Министров был преобразован в  Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической  Республики » от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости  Республики   Казахстан » от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве  Республики   Казахстан » от 20 декабря 1991 года и другие.[16, стр.84]

 

 Конституция   Республики   Казахстан  1993 года

Первая  Конституция  независимого  Казахстана  была принята на IX сессии Верховного Совета  Казахстана  XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она  состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы  и 131 статьи.  Конституция  впитала  многие правовые нормы, принятые с момента  обретения  Казахстаном  государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость  государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу  Конституции  1993 года легла модель парламентской  республики. [9, стр.59; 17]

 

 Конституция   Республики   Казахстан  1995 года

Действующая  Конституция   Республики   Казахстан  была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным  праздником - Днём  Конституции   Республики   Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.[9, стр.61; 18]

 

 

2.2. Окончательное становление конституции независимого Казахстана

 

 

Для того, чтобы, понять причинны замены конституции 1993года   на  Конституцию 1995 года,  надо вспомнить, в какой политической и социально - экономической обстановке принималась  Конституция 1993 года. В обществе произошли огромные изменения. Конституция КазССР 1978 года уже не отражала происходящие демократические процессы. Тогда в результате политических и экономических реформ была признана необходимость в изменении самого характера взаимоотношений личности и государства. Политическая необходимость принятия новой Конституции заключалась и в том, что необходимо было на высшем правовом уровне закрепить суверенитет Республики. Да и в тот период сохранялась реальная угроза возврата к старому. Правовые основы были хрупки и ненадежны. Основной закон содержал много неясных и устаревших формулировок. Он изначально не соответствовал структурным полномочиям. Например, он не мог ответить, как может быть разрешен конфликт между полномочиями Президента и Парламента, если таковой возникнет. И, наконец, этому документу в целом недоставало легитимности или народной поддержки.

Думаем, что первопричина конституционной реформы 1995  г. обусловлена и характером того периода времени, когда разрабатывался и принимался первый Основной закон суверенного Казахстана. В нашей республике переход от одной общественной системы к другой осуществлялся эволюционным путём, но не без сопротивления со стороны уступающих место консервативных сил. И хотя в Казахстане борьба различных общественных сил в процессе принятия Конституции не носила столь открытый характер, как, например, в России, где принятие Конституции сопровождалось выходом танков на улицы, но и здесь отчетливо прослеживается противостояние блоков различной направленности: либерально-демократических, социалистических, национал-радикалистских и т.д. По определению Президента Н.А. Назарбаева Конституция Республики Казахстан 1993  г. - это была  Конституция компромиссов. В тот период казахстанское общество пребывало в состоянии «эйфории демократии», «эйфории свободы и независимости». Кроме того, ответы на многие вопросы государственного устройства в тот период не были ясны, и суть переходного периода с его метаморфозами, достаточно четко проявилась за время после принятия Конституции 1993 года. Все это не могло не отразиться в практике ее действия, после принятия. В те годы, одной из важнейших проблем, не решенных Конституцией  РК   1993  г., стало обеспечение межнационального согласия. Ее положения, будоражившие общество, явились нормы о характере казахстанской государственности и о статусе казахского и русского языков. Бесспорно, что Казахстан по сравнению с другими государствами СНГ отличается относительной стабильностью в межнациональных отношениях. Это существенное достижение нашего народа, которое необходимо беречь. Тем не менее, именно тогда в обществе наметился раскол по национальному признаку. Позиции каждой из сторон имели свои оправдания: национал-традиционалисты, стремясь к мононациональной модели государственного развития, отрицая статус русского языка как государственного, ратуя за скорейший перевод делопроизводства на казахский язык, стремились как можно быстрее вернуть утраченное в развитии казахской нации, возродить её национальную самобытность, язык, культу. Но это создавало болезненную ситуацию для других этносов. Происходили столкновения с негативными явлениями в отношениях людей разных этнических групп. Кроме того, глубинная причина безудержной миграции людей некоренной нации заключается в том, что люди чувствовали неуверенность в своем завтрашнем дне. Усложнению отношений в межнациональной сфере в немалой степени способствовали и лица, спекулировавшие на национальных чувствах. В тот период некоторые политические деятели не «стеснялись» использовать этнические интересы в качестве орудия борьбы за власть, как средство политической мобилизации граждан.

Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан