Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель: определить понятие и характеристики Конституций, как основного главного нормативного акта государства и общества Республики Казахстан.
Задачи:
Раскрыть понятие, сущность, классификацию конституций.
Рассмотреть основные черты и этапы развития, присущие Конституции Республики Казахстан.
Изучить причины замены Конституции 1993 года, на Конституцию 1995 года.
2. Референдумом.
Не следует считать, что
3. Законодательным
представительным органом или
же парламентом совместно с
главой государства. При этом
парламент действует по особой
процедуре, существенно
Естественно,
для принятия и изменения
Подобные
процессуальные сложности
4. Посредством
октроирования. Октроирование - это
односторонний акт, в
Октроирование
конституции означает акт
дарения политических и
Конечно, политически бесправная нация или население колонии сами могут объявить себя суверенными подобно тому, как это когда-то сделали Нидерланды, США. Но возможно и другое юридическое решение: в абсолютной монархии только глава государства имеет суверенитет и формально именно ему принадлежит право распорядиться властью, разделить ее с народом, который становится при этом сувереном. Территория колонии является объектом, которым управляет метрополия. Для образования на подвластной территории политически самостоятельного общества формально требуется, чтобы действующий суверен учредил на месте колонии независимое государство. Подобные решения оформляются актом дарования, октроирования основных законов.
Например, в 1990 г. король Непала Бирендра даровал народу основной закон, названный конституцией. В последующем даритель обычно участвует в принятии конституционных поправок и изменений. До 1982 г. конституционные законы Канады формально утверждались Великобританией, в свое время учредившей на территории "Северной Америки" доминион и впоследствии - независимое государство. В султанатах Малайзии основные законы октроированы монархами, возглавляющими их.
Признаки
октроирования имеет дарование
Корана - основного закона в исламских
теократиях. Считается, что суверенитет
Аллаха при этом не был
Необходимо также заметить, что многие государства используют не один, а несколько способов принятия и изменения конституций. Так, поправки в американскую конституцию могут быть внесены как Конгрессом, так и учредительным органом - Конвентом США. В некоторых странах изменение конституции допускается как парламентским способом, так и с использованием референдума (Италия, Испания).
Федеративные
государства обычно
2.1. Этапы конституционного развития Конституции Республики Казахстана
Конституция Казахской АССР 1926 года
Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа КазАССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учётом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР. Окончательную редакцию Конституции КазССР должен был утверждать ВЦИК РСФСР, но им он не рассматривался. Тем не менее, ею руководствовались все республиканские и местные органы, она влияла на поведение граждан, лежала в основе установленного в республике правопорядка.[16, стр.97]
Конституция Казахской ССР 1937 года
Конституция Казахской ССР, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов и т. д. (ст. 19).
Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей - на их языке (ст. 83-90).
В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (ст. 96), на отдых (ст. 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.[16, стр.97]
Конституция Казахской ССР 1978 года
Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей.[16, стр.82] Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.[16,стр.83]
В Конституции 1978 года
были определены национально-государственное
и административно-
В начале 1990-х годов в
Казахской ССР, а затем в Казахстане
были приняты ряд законов, которые
внесли значительные поправки в Конституцию
1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании
структуры государственной
Конституция Республики Казахстан 1993 года
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. [9, стр.59; 17]
Конституция Республики Казахстан 1995 года
Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником - Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.[9, стр.61; 18]
2.2. Окончательное становление конституции независимого Казахстана
Для того, чтобы, понять причинны замены конституции 1993года на Конституцию 1995 года, надо вспомнить, в какой политической и социально - экономической обстановке принималась Конституция 1993 года. В обществе произошли огромные изменения. Конституция КазССР 1978 года уже не отражала происходящие демократические процессы. Тогда в результате политических и экономических реформ была признана необходимость в изменении самого характера взаимоотношений личности и государства. Политическая необходимость принятия новой Конституции заключалась и в том, что необходимо было на высшем правовом уровне закрепить суверенитет Республики. Да и в тот период сохранялась реальная угроза возврата к старому. Правовые основы были хрупки и ненадежны. Основной закон содержал много неясных и устаревших формулировок. Он изначально не соответствовал структурным полномочиям. Например, он не мог ответить, как может быть разрешен конфликт между полномочиями Президента и Парламента, если таковой возникнет. И, наконец, этому документу в целом недоставало легитимности или народной поддержки.
Думаем, что первопричина конституционной реформы 1995 г. обусловлена и характером того периода времени, когда разрабатывался и принимался первый Основной закон суверенного Казахстана. В нашей республике переход от одной общественной системы к другой осуществлялся эволюционным путём, но не без сопротивления со стороны уступающих место консервативных сил. И хотя в Казахстане борьба различных общественных сил в процессе принятия Конституции не носила столь открытый характер, как, например, в России, где принятие Конституции сопровождалось выходом танков на улицы, но и здесь отчетливо прослеживается противостояние блоков различной направленности: либерально-демократических, социалистических, национал-радикалистских и т.д. По определению Президента Н.А. Назарбаева Конституция Республики Казахстан 1993 г. - это была Конституция компромиссов. В тот период казахстанское общество пребывало в состоянии «эйфории демократии», «эйфории свободы и независимости». Кроме того, ответы на многие вопросы государственного устройства в тот период не были ясны, и суть переходного периода с его метаморфозами, достаточно четко проявилась за время после принятия Конституции 1993 года. Все это не могло не отразиться в практике ее действия, после принятия. В те годы, одной из важнейших проблем, не решенных Конституцией РК 1993 г., стало обеспечение межнационального согласия. Ее положения, будоражившие общество, явились нормы о характере казахстанской государственности и о статусе казахского и русского языков. Бесспорно, что Казахстан по сравнению с другими государствами СНГ отличается относительной стабильностью в межнациональных отношениях. Это существенное достижение нашего народа, которое необходимо беречь. Тем не менее, именно тогда в обществе наметился раскол по национальному признаку. Позиции каждой из сторон имели свои оправдания: национал-традиционалисты, стремясь к мононациональной модели государственного развития, отрицая статус русского языка как государственного, ратуя за скорейший перевод делопроизводства на казахский язык, стремились как можно быстрее вернуть утраченное в развитии казахской нации, возродить её национальную самобытность, язык, культу. Но это создавало болезненную ситуацию для других этносов. Происходили столкновения с негативными явлениями в отношениях людей разных этнических групп. Кроме того, глубинная причина безудержной миграции людей некоренной нации заключается в том, что люди чувствовали неуверенность в своем завтрашнем дне. Усложнению отношений в межнациональной сфере в немалой степени способствовали и лица, спекулировавшие на национальных чувствах. В тот период некоторые политические деятели не «стеснялись» использовать этнические интересы в качестве орудия борьбы за власть, как средство политической мобилизации граждан.
Информация о работе Нормативный акт государства и общества Республики Казахстан