Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
1 Порядок образования Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь………………………………………………………… . 6
1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей………...6
1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8
1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9
2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11
2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11
2.2 Совет Палаты представителей ………………………………..................12
2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14
2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17
2.5 Секритариат Палаты представителей……………………………………17
3. Механизм и особенности функционирования Палаты представителей…21
3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21
3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…...........................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 80.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра теории и истории права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Конституционное право

на тему: Палата представителей Национального собрания     Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                    

 

 

Руководитель

ассистент кафедры                                                                             Т.В. Телятицкая

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 25 источников

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования

 

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления  в органах законодательной власти.

Предмет исследования – теоретические и практические аспекты функционирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь как представительного и законодательного органа

Цель работы: исследование Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь как представительного и законодательного органа государственного управления осуществляющего законодательную власть в Республике Беларусь.

Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, исторический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней правовой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

SYNOPSIS

Course work: 36 pp., 25 sources

The House of Representatives of National assembly of the Republic of Belarus: the order of formation, the mechanism and features of functioning

 

Research object – public relations developing in the field of public administration in the legistrature branch.

Research subject – theoretical and practical aspects of the functioning of the House of Representatives of the Republic of Belarus as a representative and legislative body.

 Work objective: study of the House of Representatives of the National Assembly of the Republic of Belarus as a representative and legislative organ of government exercising legislative power in the Republic of Belarus.

Study methods: formal legal, comparative-legal, logical and historical methods.

The author of the course work confirms that the above mentioned facts are correct and impartial in reflecting the development of the process under study and all the borrowed theoretical, methodological and methodical provisions and concepts from literary and other sources are attended by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5

1 Порядок образования  Палаты представителей Национального  собрания 

Республики Беларусь………………………………………………………… . 6

1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты  Палаты представителей………...6

 1.2 Регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей………….8

 1.3 Подведение итогов выборов в депутаты Палаты представителей …......9

2Структура органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь…………………………………………………………..11

2.1 Руководство Палаты представителей……………………………………..11

 2.2 Совет Палаты представителей  ………………………………..................12

2.3Постоянные комиссии Палаты представителей …………………………14

2.4 Депутатские группы Палаты представителей…………………………...17

2.5 Секритариат Палаты  представителей……………………………………17

3. Механизм и особенности  функционирования Палаты представителей…21

3.1 Компетенция Палаты представителей и основные организационно-правовые формы работы……………………………………………………....21

3.2 Рассмотрение проекта закона Палатой представителей………………..26

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованных  источников…...........................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Введение

 

Высшим органом законодательной власти является парламент. Первый парламент был образован в Англии в 19 в. и представлял собой орган сословного представительства. Функции органов народного представительства и современное место в системе разделения властей парламенты стран Западной Европы приобрели после буржуазных революций. В 17-18 вв. это произошло в Англии и Франции, а в первой половине 19 в. и в других европейских странах.

Парламентаризм в Республике Беларусь прошёл в своём развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет. В результате изменений и дополнений, внесённых в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделён на две палаты- Палату представителей и Совет Республики.

Парламент (от франц.Parliament- говорить) – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Национальное собрание имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституционный статус Национального собрания отражает принцип разделения властей, а также принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Беларусь. Срок полномочий белорусского парламента – 4 года.

Парламент состоит из двух палат: Палата представителей и Совет Республики. Согласно статье 91 Конституции в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Полномочия палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции. Первый состав Палаты представителей Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета 13-го созыва и утверждён Указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутатский корпус Палаты представителей дважды переизбирался на очередных выборах в 2000 и 2004 гг.

        В своей работе я  рассмотрю Палату представителей Национального собрания  Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования.

1 Порядок образования  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь

 

1.1 Выдвижение кандидатов в депутаты  Палаты представителей

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и определяют организационные мероприятия по обеспечению их проведения. В силу статьи  92 Конституции депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Под статусом депутата Палаты представителей понимаются правовые нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, а также правовые и социальные гарантии их деятельности. Депутат палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Порядок формирования Палаты представителей регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь. Так, согласно статье 60 Избирательного кодекса, право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов. Кандидатами в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими органами политических партий при условии, что на территории соответствующего избирательного округа имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии. Список зарегистрированных политических партий представляется Министерством юстиции Республики Беларусь в Центральную комиссию не позднее чем через пять дней после назначения выборов. (ст.62 ИК)[8].

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов организаций осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах. Собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах организаций, находящихся на территории избирательного округа, насчитывающих не менее 300 человек работающих и имеющих права юридического лица, созываются администрацией организации как по собственной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в количестве не менее 150 человек, работающих в организации. Решение собрания (конференции) трудового коллектива принимается большинством голосов его участников. Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких меньших коллективов с общей численностью работающих не менее 300 человек на их общем собрании. При этом от каждого трудового коллектива организации, имеющей права юридического лица, должно присутствовать более половины его состава. Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей.(cт.63 ИК).

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек. Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 65 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты. Окружная, территориальная избирательная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты (далее - подписной лист). Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей по избирательному округу группой избирателей, должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа. В подписных листах по сбору подписей в поддержку предложения о выдвижении кандидатом в депутаты должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе, в пределах территории избирательного округа.

 

 

 

1.2 Регистрация  кандидатов в депутаты Палаты представителей

       Решение о регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей принимает окружная избирательная комиссия по результатам проверки достоверности информации, содержащейся в документах о выдвижении. В силу статьи 66 ИК о выдвижении кандидата в депутаты высшие органы политических партий, собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах принимают решения, которые заносятся в протокол и в пятидневный срок, но не позднее чем за 40 дней до выборов представляются соответственно в окружную, территориальную избирательную комиссию. Окружные, территориальные избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты. О результатах проверки достоверности подписей избирателей в подписных листах окружные, территориальные избирательные комиссии составляют протоколы.

В силу статьи 73 ИК все кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

В силу статьи 74 ИК кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио, и по государственному телевидению. Нарушение этого права может быть обжаловано в окружную, территориальную избирательную комиссию, в Центральную комиссию.

Государственные органы, общественные объединения, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления обязаны содействовать организации встреч кандидатов  в депутаты с избирателями, а также обеспечивать предоставление необходимых им для проведения избирательной кампании справочных и информационных материалов, кроме материалов, пользование которыми ограничено законодательством Республики Беларусь. В силу статьи 75 ИК кандидат в депутаты имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, текст которой определяется кандидатом. Программа кандидата не должна содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, других кандидатов в депутаты. При нарушении требований статьи 75 Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата. В силу статьи 76 ИК кандидат в депутаты Палаты представителей может иметь до 15 доверенных лиц. Доверенные лица помогают кандидату в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в комиссиях. Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и в письменном заявлении сообщает о них соответственно в Центральную комиссию, окружную, территориальную избирательную комиссию для регистрации. Кандидат  в депутаты не может быть направлен без его согласия в длительную командировку, а также призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов. В силу статьи 72 ИК текст бюллетеня по выборам депутата Палаты представителей утверждается с окружной избирательной комиссией. В бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого кандидата  в депутаты. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Бюллетени печатаются на белорусском или русском языке. На оборотной стороне бюллетеня ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. В случае выбытия кандидата  в депутаты накануне выборов и невозможности изготовления новых бюллетеней соответственно Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия поручают участковым комиссиям сделать в каждом бюллетене чернилами или шариковой ручкой отметку "выбыл" против фамилии выбывшего кандидата. Об этом также вывешивается объявление в помещении для голосования и сообщается избирателям при выдаче бюллетеней. Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за семь дней до выборов.[24]

Информация о работе Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок образования, механизм и особенности функционирования