Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа в сфере оброзования.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

Именно на выполнение этой первоочередной задачи государственной образовательной политики нацелены такие документы в области образования как  «Национальная доктрина развития образования в России», ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», различные федеральные целевые программы, а также Приоритетный национальный проект «Образование».  Однако прежде чем рассмотреть, в чем же состоит суть данной доктрины, и почему именно ее принятие можно считать точкой отсчета новой государственной политики, следует отметить, что всякая образовательная политика исходит из того, что в ее основе лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития общества и совершенствования личности.

Основные положения  и принципы государственной политики в области образования определены в Законе «Об образовании». К ним относятся:

      1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
      2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
      3. общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, слушателей;
      4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
      5. свобода и плюрализм в образовании;
      6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Именно через требования этих принципов  реализуются цели и задачи современной  образовательной политики.

В «Национальной доктрине развития образования в России» перечисляются основные задачи государства в сфере образования. Этот раздел включает 43 позиции, отражающих широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти, так и к разным уровням государственной власти и управления. Кроме того, среди этих целевых требований встречаются требования к содержанию и качеству образования в иной редакции по сравнению с теми целями, которые перечислены в других законодательных актах (Закон РФ «Об Образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»).

В соответствии с действующим законодательством  Федеральная программа развития образования (ФПРО) призвана конкретизировать государственную политику в сфере  образования на среднесрочный период. В этой связи естественно ожидать  от ФПРО четких и ясных целевых требований в области государственного управления образованием. Однако анализ и этого документа показывает, что логическая совокупность целей государственного управления образованием, которая позволила бы жестко ориентировать систему образования на достижение желаемых конечных результатов, в нем отсутствует.

ФПРО определяет своей главной  целью «развитие системы образования  в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской федерацией приоритета образования». При этом детализация этой цели в разделе 2 ФПРО включает 10 целей, которые, как было отмечено выше, ни коим образом не систематизированы.

Аналогичные недостатки присущи как  совокупности задач ФПРО, так и  совокупности ее основных мероприятий: они разнородны, плохо упорядочены (отсутствуют явно выделенные приоритеты) и, что особенно важно, не всегда могут  быть реализованы силами только системы образования и системы управления ею, поскольку требуют привлечения других Министерств и ведомств.

В связи с этим мне представляется разумным ввести некоторую классификацию  целей и требований государства  в сфере образования, которая  позволила бы более содержательно оценивать основные цели государства в образовательной сфере.

Во-первых, в проанализированных законодательных  актах предъявляются целевые  требования к результатам функционирования системы образования и ее эффективности. К этому типу требований относятся, например, «достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений», «интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций».

Во-вторых, можно  выделить требования к процессу достижения этих результатов. К таковым относятся, например, «сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства», «доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе».

В-третьих, законодательство предъявляет  ряд требований и к самому государству, например, «создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование», «формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием».

    В соответствии с выделенными выше типами основных целей политики можно систематизировать и основные мероприятия российского государства по развитию системы образования.

Деятельность государства по улучшению  качества образования будет рассмотрена  на примере информатизации образования.

Основные направления реформирования  функционирования системы образования  и его органов представлены в  основном в Национальной доктрине, и к ним относятся: обновление принципов связи высшей и средней школы; упрочение государственного статуса учителей школ, преподавателей вузов; развитие и укрепление федеральных основ системы образования.

И, наконец, основными требованиями к государству являются совершенствование законодательства в сфере образования и системы финансирования.

Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных направлений.14

 

Информатизация образования является одной из приоритетных областей политики российского государства, что говорит о постепенном правильном восприятии руководством российского государства в целом накопленного мирового опыта и ориентации конкретных шагов на те области в образовании, которые являются важнейшими для всех развитых государств. Информатизация образовательной системы также является необходимым условием и важнейшим этапом информатизации России в целом, что предусмотрено и федеральной целевой программой «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.). В качестве приоритетных направлений реализации программ можно назвать следующие:

    • компьютеризация городских и поселковых школ;
    • создание электронных учебников по всем дисциплинам базового учебного плана;
    • организация и создание доступа сельских, городских и поселковых школ к образовательным ресурсам;
    • создание системы общеобразовательных и специализированных порталов.

 

Необходимость внедрения информационных технологий в учебный процесс осознается не только государством. Например, нефтяная компания ЮКОС – одна из крупнейших системообразующих компаний России – приступила в 2000 году к реализации масштабного проекта «Поколение. ru». Суть проекта – организация массового обучения работников среднего образования использованию Интернет-технологий в образовательной деятельности. В рамках проекта, с 2000 по 2005 год в 50 регионах в партнерстве с региональными органами власти, будут созданы Центры Интернет-образования. Объем инвестиций ЮКОСа в проект на 2002 год составлял свыше 20 миллиона долларов. Реализацию проекта «Поколение. ru» осуществляет Федерация Интернет Образования (ФИО), которая нашла поддержку и в Правительстве РФ. Создание региональных центров Интернет-образования (за первые полтора года было создано 19 центров по всей стране) и организация учебного процесса в них – это только часть деятельности ФИО. Федерация работает в тесном партнерстве с Министерством образования РФ и стремится содействовать проводимой в стране модернизации образования.

Переходя к анализу реформ, направленных на изменение функционирования системы  образования, следует отметить, что  несмотря на перечисленные выше недостатки «Национальной доктрины развития образования  в России», именно с этим документом связывается новый этап в развитии образования, и это неслучайно.

Национальная доктрина развития образования  потому и называется национальной, поскольку она касается всей нации, всех граждан России, а не только руководящей элиты или образовательной  отрасли, она реализуется на федеральном, региональном, местном уровнях в каждой школе, каждом вузе, каждом общественном объединении. Она призвана выполнять стабилизирующую и укрепляющую роль в отношениях государства и образования. Идейный каркас доктрины образуют следующие проблемы, на решение которых она и нацелена: обновление принципов связи высшей и средней школы; упрочение государственного статуса учителей школ, преподавателей вузов; развитие и укрепление федеральных основ системы образования. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных проблем.

   Направления государственной  политики, относящиеся по нашей  классификации к третьему виду, связаны преимущественно не с  проведением конкретных реформ  и мероприятий, а предполагают  совершенствование самой деятельности государства, в частности, улучшение законодательной деятельности органов государственной власти и механизма финансирования.

Совершенствование законодательства об образовании должно быть нацелено на разрешение существующих в нем противоречий:

      1. правовых (в сфере законодательства);
      2. социально-правовых (между реальной образовательной практикой и существующим законодательством);
      3. политико-правовых (между законодательством и Конституцией - с одной стороны, решениями и действиями правительства, исполнительной власти на местах - с другой);
      4. экономико-правовых (между требованиями законодательства и реальными возможностями государства по их исполнению, обеспечению и реализации).

Правовые противоречия проявляются, в первую очередь, в несоответствии российской Конституции отдельных положений федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Право на образование гражданам  России в пределах государственных  образовательных стандартов гарантируется государством на основании Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”. Эти законодательные акты представляют систему общего среднего образования как преимущественно государственную. Вместе с тем, Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также Бюджетный кодекс Российской Федерации относят организацию, содержание и развитие общеобразовательных и других учреждений для детей исключительно к предмету ведения местного самоуправления, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Что это означает на практике? Школа фактически перестает быть государственной, она становится муниципальной: органы местного самоуправления, выступающие в большинстве случаев учредителями, не входят в систему органов государственной власти; финансирование школ осуществляется за счет местных бюджетов и не поддерживается практически со стороны федерального центра.

Социально-правовые противоречия проявляются в ущемлении конституционных прав граждан на получение образования. В реальной образовательной практике нарушаются такие положения Конституции, как  право на образование и гарантии его получения, равенство прав на получение образования, независимо от различных обстоятельств.

Экономико-правовые противоречия проявляются в необеспеченности целого ряда ключевых статей законодательства об образовании необходимыми для их реализации финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Все вышеизложенное свидетельствует о “недостаточности” правовой базы образования и необходимости ее серьезного и интенсивного совершенствования. В последние годы в данном направлении было уже много сделано. Однако, рассматривая проводимую законотворческую деятельность в области образования с точки зрения ее организации, следует признать, что до сих пор эта работа не имеет достаточно системного характера. Нередко законы разрабатываются под давлением ситуации, а не в едином русле стратегии формирования законодательной базы образования. Следует отметить, что большое значение для создания комплексной законодательной базы должно сыграть и законодательство субъектов РФ.

 

  1. Высшее образование России как одна из важнейших сфер государственной политики Российской Федерации

 

На настоящем этапе глобализации актуализировался ряд проблем, касающихся роли, характера и функций образования в разных странах и в мире в целом. В частности, остро встал вопрос о конкурентоспособности и «конвертируемости» национальных систем образования; происходят изменения структуры образовательных учреждений, результатом чего является конвергенция традиционных и дистанционных форм образования; идет поиск наиболее эффективных способов управления развитием образования; наконец, усиливаются тенденции формирования региональных систем образования. Указанные проблемы занимают ведущее место в полемике о путях изменения системы высшего образования в условиях глобализации.

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы под болонским заявлением о формировании единого европейского пространства высшего образования появилась подпись России. Тем самым по взаимному согласию всех сторон наша страна влилась в Болонский процесс как его равноправный участник.

Информация о работе Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы