Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Именно на выполнение этой первоочередной задачи государственной образовательной политики нацелены такие документы в области образования как «Национальная доктрина развития образования в России», ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», различные федеральные целевые программы, а также Приоритетный национальный проект «Образование». Однако прежде чем рассмотреть, в чем же состоит суть данной доктрины, и почему именно ее принятие можно считать точкой отсчета новой государственной политики, следует отметить, что всякая образовательная политика исходит из того, что в ее основе лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития общества и совершенствования личности.
Основные положения и принципы государственной политики в области образования определены в Законе «Об образовании». К ним относятся:
Именно через требования этих принципов реализуются цели и задачи современной образовательной политики.
В «Национальной доктрине развития образования в России» перечисляются основные задачи государства в сфере образования. Этот раздел включает 43 позиции, отражающих широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти, так и к разным уровням государственной власти и управления. Кроме того, среди этих целевых требований встречаются требования к содержанию и качеству образования в иной редакции по сравнению с теми целями, которые перечислены в других законодательных актах (Закон РФ «Об Образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»).
В соответствии с действующим
ФПРО определяет своей главной
целью «развитие системы
Аналогичные недостатки присущи как совокупности задач ФПРО, так и совокупности ее основных мероприятий: они разнородны, плохо упорядочены (отсутствуют явно выделенные приоритеты) и, что особенно важно, не всегда могут быть реализованы силами только системы образования и системы управления ею, поскольку требуют привлечения других Министерств и ведомств.
В связи с этим мне представляется разумным ввести некоторую классификацию целей и требований государства в сфере образования, которая позволила бы более содержательно оценивать основные цели государства в образовательной сфере.
Во-первых, в проанализированных законодательных актах предъявляются целевые требования к результатам функционирования системы образования и ее эффективности. К этому типу требований относятся, например, «достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений», «интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций».
Во-вторых, можно выделить требования к процессу достижения этих результатов. К таковым относятся, например, «сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства», «доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе».
В-третьих, законодательство предъявляет ряд требований и к самому государству, например, «создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование», «формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием».
В соответствии с выделенными выше типами основных целей политики можно систематизировать и основные мероприятия российского государства по развитию системы образования.
Деятельность государства по улучшению качества образования будет рассмотрена на примере информатизации образования.
Основные направления
И, наконец, основными требованиями
к государству являются совершенствование законодатель
Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных направлений.14
Информатизация образования является одной из приоритетных областей политики российского государства, что говорит о постепенном правильном восприятии руководством российского государства в целом накопленного мирового опыта и ориентации конкретных шагов на те области в образовании, которые являются важнейшими для всех развитых государств. Информатизация образовательной системы также является необходимым условием и важнейшим этапом информатизации России в целом, что предусмотрено и федеральной целевой программой «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.). В качестве приоритетных направлений реализации программ можно назвать следующие:
Необходимость внедрения информационных технологий в учебный процесс осознается не только государством. Например, нефтяная компания ЮКОС – одна из крупнейших системообразующих компаний России – приступила в 2000 году к реализации масштабного проекта «Поколение. ru». Суть проекта – организация массового обучения работников среднего образования использованию Интернет-технологий в образовательной деятельности. В рамках проекта, с 2000 по 2005 год в 50 регионах в партнерстве с региональными органами власти, будут созданы Центры Интернет-образования. Объем инвестиций ЮКОСа в проект на 2002 год составлял свыше 20 миллиона долларов. Реализацию проекта «Поколение. ru» осуществляет Федерация Интернет Образования (ФИО), которая нашла поддержку и в Правительстве РФ. Создание региональных центров Интернет-образования (за первые полтора года было создано 19 центров по всей стране) и организация учебного процесса в них – это только часть деятельности ФИО. Федерация работает в тесном партнерстве с Министерством образования РФ и стремится содействовать проводимой в стране модернизации образования.
Переходя к анализу реформ, направленных на изменение функционирования системы образования, следует отметить, что несмотря на перечисленные выше недостатки «Национальной доктрины развития образования в России», именно с этим документом связывается новый этап в развитии образования, и это неслучайно.
Национальная доктрина развития образования
потому и называется национальной,
поскольку она касается всей нации,
всех граждан России, а не только
руководящей элиты или
Направления государственной
политики, относящиеся по нашей
классификации к третьему виду,
связаны преимущественно не с
проведением конкретных реформ
и мероприятий, а предполагают
совершенствование самой
Совершенствование законодательства об образовании должно быть нацелено на разрешение существующих в нем противоречий:
Правовые противоречия проявляются, в первую очередь, в несоответствии российской Конституции отдельных положений федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Право на образование гражданам России в пределах государственных образовательных стандартов гарантируется государством на основании Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”. Эти законодательные акты представляют систему общего среднего образования как преимущественно государственную. Вместе с тем, Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также Бюджетный кодекс Российской Федерации относят организацию, содержание и развитие общеобразовательных и других учреждений для детей исключительно к предмету ведения местного самоуправления, что противоречит Конституции Российской Федерации.
Что это означает на практике? Школа фактически перестает быть государственной, она становится муниципальной: органы местного самоуправления, выступающие в большинстве случаев учредителями, не входят в систему органов государственной власти; финансирование школ осуществляется за счет местных бюджетов и не поддерживается практически со стороны федерального центра.
Социально-правовые противоречия проявляются в ущемлении конституционных прав граждан на получение образования. В реальной образовательной практике нарушаются такие положения Конституции, как право на образование и гарантии его получения, равенство прав на получение образования, независимо от различных обстоятельств.
Экономико-правовые противоречия проявляются в необеспеченности целого ряда ключевых статей законодательства об образовании необходимыми для их реализации финансовыми и материально-техническими ресурсами.
Все вышеизложенное свидетельствует о “недостаточности” правовой базы образования и необходимости ее серьезного и интенсивного совершенствования. В последние годы в данном направлении было уже много сделано. Однако, рассматривая проводимую законотворческую деятельность в области образования с точки зрения ее организации, следует признать, что до сих пор эта работа не имеет достаточно системного характера. Нередко законы разрабатываются под давлением ситуации, а не в едином русле стратегии формирования законодательной базы образования. Следует отметить, что большое значение для создания комплексной законодательной базы должно сыграть и законодательство субъектов РФ.
На настоящем этапе глобализаци
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы под болонским заявлением о формировании единого европейского пространства высшего образования появилась подпись России. Тем самым по взаимному согласию всех сторон наша страна влилась в Болонский процесс как его равноправный участник.