Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа в сфере оброзования.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

Глобализация, интернационализация  и европеизация – это те понятия, которые определяют контекст болонских реформ, при этом все эти три тенденции по-разному воздействую на болонский процесс. Если глобализация представляет собой надъевропейскую, надболонскую тенденцию, то европеизация составляет суть болонских реформ. Интернационализация имеет свои зоны охвата, она развивается в логике сосуществования  (применительно к Европе) с Болонскими реформами. Интернационализация относится к внутри – и межнациональным отношениям.

Многие авторы опасаются, что с  глобализацией высшего образования из него выдавливается духовная составляющая и его воспитательная функция. Кроме того, глобализация обострила интерес к судьбе академических ценностей, на которые она может оказать свое доминирующее влияние. По этому вопросу также существуют различные мнения. Одни полагают, что именно в университетах происходят фильтрация негативных и позитивных аспектов глобализации, смягчения ее сторон, формируется «новая этика глобализации». Другие признают угрозы высшему образованию, исходящие от глобализации, но видят в этом неизбежный вызов университетам, побуждающий к ускорению их рыночной, ценностной и ролевой переориентации. Третьи настаивают на необходимости создать мощное сопротивление глобализации именно посредством защиты классических академических традиций и культуры. Четвертые призывают не прятаться от глобализации и использовать ее в интересах высшей школы. Можно встретить еще огромное количество различных точек зрения, что говорит о многоаспектности и сложности процесса глобализации.

      Интернационализация высшего образования является адекватной реакцией на изменения демографических и языковых параметров современных государств. Выпускники вузов должны быть готовы работать в условиях нарастающего многообразия во взаимозависимом мире. Возрастает роль мультикультурного образования с такими его доминантами, как развитие человека-гражданина; участие личности в социальном реформировании; способность выпускников вузов к критическому мышлению. Все это требует изменения образовательных программ, интеграции в них международных аспектов.

Концепция европеизации высшего образования стала распространена с момента подписания Маастрихтских соглашений об учреждении Евросоюза, а как одна из ведущих целей европеизация заявлена в Болонской декларации. Отметим те факторы, которые вызывают нарастание напряженности между национальными структурами высшего образования и наднациональными требованиями:

  • необходимость эффективного европейского рынка труда, что требует  устранения преград для академического и профессионального признания;
  • глобализация в сфере направлений подготовки;
  • продолжающаяся «утечка мозгов» из западноевропейских стран;
  • низкая активность европейских университетов на международном уровне;
  • расширение Евросоюза, что внесет еще большее разнообразие и усилит разнородность вузовского ландшафта.

 Таким образом, европеизация  представляет собой переход от  общих начинаний к общим действиям,  к единому развитию, подразумевающий  не только признание рядоположенности  друг к другу национальных  систем высшего образования, но и взаимное приспособление друг к другу. Кроме того, европеизация – это еще и создание единой системы стандартов для сравнения качества высшего образования.

Основные причины  начала Болонского процесса следует разделить на две группы. К первой группе относятся факторы, которые влекут за собой необходимость изменений в национальных системах образования в связи с общемировыми тенденциями. В данном случае основной причиной реорганизации системы высшего образования являются изменения в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере, происходит быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий. Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью.

Изменения в экономических  процессах создали потребность  в ускорении мобильности, полноценного использования высококвалифицированного персонала и соответственно необходимость взаимного признания дипломов университетов разных стран в Европейском сообществе. 

Вторая причина – это возрастание значимости научной сферы как основы конкурентоспособности. Теперь выигрывают те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый товар. Ввиду того, что наука и творчество приобретают ведущую роль в развитии экономики, организации стремятся набирать себе кадры не просто с высоким профессиональным образованием, а молодые (до 30 лет), способные нестандартно и по-новому, творчески мыслить.

Третьей причиной выступает внутренняя зацикленность системы образования, иначе говоря, внутривузовские ориентиры подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации. После окончания ВУЗа для эффективной работы выпускник должен пройти курс стажировки в компании или же ряд тренингов. В связи с этим в первые годы работы на предприятии выпускник вуза считается молодым специалистом, еще не вошедшим полностью в производственный процесс.

Проблема соотнесения  фундаментальности образования  и практических навыков остается дискуссионной, однако очевидно, что одной из основных задач ВУЗа является анализ рынка труда и подготовка специалистов, необходимых для эффективного функционирования экономики. 

Ко второй группе отнесем причины, связанные с ситуацией, сложившейся в Европе.

Здесь основополагающей причиной начала Болонского процесса можно считать стремление Европы к интеграции, объединению экономического потенциала с целью обеспечения возможности конкуренции с США и Японией.

В силу политико-исторического развития в Европе не сформировалось ни одного крупного государства. Большая раздробленность европейских стран сегодня является сильным сдерживающим фактором их дальнейшего развития. Поэтому для повышения своей конкурентоспособности большинство стран Европы договорились создать Европейский Союз, который бы объединял государства в единое целое.

Вначале было принято политическое решение о формировании такого союза. Затем в результате переговоров  удалось создать зону без границ, в которую вошли страны ЕС. Третьим  шагом было формулирование общеевропейских правовых норм – было разработано и введено в действие так называемое «европейское право». Четвертым (чисто экономическим) шагом стало введение на территории этой группы стран единой денежной единицы (евро). Как мы видим, страны Европейского Союза последовательно движутся к сближению и объединению. Для этого были сделаны важнейшие политические, законодательно-правовые и экономические преобразования. Казалось бы, Европа стала единой. Однако в реальности этого не произошло. Следующим, весьма ощутимым и труднопреодолимым барьером стали национальные языки, трудовые законодательства и разнообразие уровней подготовки специалистов. Возникла объективная необходимость реформирования системы образования.

Общая цель всех реформ - повышение  мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран ЕС.

Итак, мы видим, что существуют мировые и европейские причины  к проведению реформ в образовательной  сфере. Наиболее острая ситуация наблюдается в странах Европы. Поэтому именно здесь началось движение по совершенствованию системы образования в целом.

Пять основных положений Болонской декларации определяют будущую архитектуру европейского высшего образования:

      1. двухступенчатое высшее образование;
      2. система зачетных единиц (ECTS)15;
      3. мобильность студентов и преподавателей;
      4. общеевропейское Приложение к диплому о высшем образовании;
      5. контроль качества образования.

Во-первых, важной составляющей Болонской декларации является введение двухуровневой системы образования с присвоением степеней бакалавра (3-4 года) и магистра (1-2 года).

Зарубежные эксперты находят, что  переход к двухуровневой структуре  высшего образования является самой  сущностной стороной его реформирования.

Но насколько предлагаемая европейским образовательным сообществом система подходит для российских реалий? Каковы возможны сценарии развития данного положения болонской реформы в России?

В статье 6 закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливается  трехступенчатая структура высшего образования:

    1. бакалавр (не менее 4 лет)
    2. дипломированный специалист (не менее 5 лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами)
    3. магистр (не менее 6 лет)

 

Совмещение российской системы образования с общеевропейской, отвечающей целям Болонской декларации, потребует, по мнению С.Смирнова, следующих изменений16:

 

    1. Пересмотр Перечня направлений и специальностей подготовки для его сближения (или повышения степени узнаваемости) с проектируемым общеевропейским перечнем.
    2. Разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового типа, предполагающая:
      • построение стандартов на основе зачетных единиц;
      • приведение объема стандартов к единому значению;
      • унификацию учебных дисциплин с целью сближения их с европейскими названиями;
      • определение иного соотношения федеральных и вузовских компонентов;
      • перевод названий дисциплин на английский язык.

 

    1. Расширение возможностей введения нелинейного (асинхронного) обучения как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.
    2. Возрастание самостоятельности вуза в вопросах выбора содержания обучения. Оно является обязательным условием, если мы переходим на организацию учебного процесса по нелинейной схеме.

 

Вторым положением Болонской декларации является введение системы ECTS, которая играет заметную роль в продвижении мобильности и разработке международных образовательных программ.

Хотя система ECTS обладает целым рядом достоинств и способна, по-мнению многих специалистов, повысить конкурентоспособность национальной образовательной системы, в российском сообществе есть и немало противников введения системы зачетных единиц.

ECTS предполагает увеличение доли дисциплин по выбору студента. Однако всем очевидно, какими критериями будет руководствоваться студент при выборе той или иной дисциплины. В связи с этим возникает вопрос о сохранении комплексности и логической последовательности дисциплин, которые должен изучить студент, и, следовательно, о поддержании высокого уровня качества национальной системы образования. Введение системы ECTS сталкивается и с рядом формальных преград.

Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы.

Во-вторых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные  знания, точнее, компетенции. И определение  объема этих компетенций в расчете  на зачетную единицу - большая, кропотливая  методическая работа, которая должна проводиться по единым технологиям - для того, чтобы "вес" каждого "кредита" был хотя бы примерно одинаковым.

В-третьих, ни один вуз не обязан принимать  к "зачету" дисциплины, освоенные  студентом "на стороне". Поэтому  обязательным элементом обеспечения академической мобильности остается взаимное признание документов об образовании, основанное на непосредственных контактах вузов.

В-четвертых, на данный момент существует жесткая конструкция государственных  образовательных стандартов. Структура стандартов продолжает оставаться формализованной, а в их концептуальное основание положен приоритет содержательно-количественных характеристик и параметров.

В-пятых, отсутствие условий для  массовой мобильности студентов.

В-шестых, психологическая неготовность большой части академической среды воспринимать кредитную систему.

Несмотря на существование сдерживающих факторов введения ECTS в России, процесс по внедрению системы зачетных единиц уже запущен. В 2002 году Министерство образования РФ предложило методику расчета зачетных единиц, совместимую с ECTS17. Для реализации этого проекта на первое полугодие 2004 было запланировано проведение аналитического исследования зарубежного и отечественного опыта использования образовательных зачетных единиц. Решаются также вопросы, связанные с необходимостью обучения и повышения квалификации персонала, повышения их информированности о системе зачетных единиц, основанной на ECTS.

Информация о работе Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы