Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Глобализация, интернационализация и европеизация – это те понятия, которые определяют контекст болонских реформ, при этом все эти три тенденции по-разному воздействую на болонский процесс. Если глобализация представляет собой надъевропейскую, надболонскую тенденцию, то европеизация составляет суть болонских реформ. Интернационализация имеет свои зоны охвата, она развивается в логике сосуществования (применительно к Европе) с Болонскими реформами. Интернационализация относится к внутри – и межнациональным отношениям.
Многие авторы опасаются, что с глобализацией высшего образования из него выдавливается духовная составляющая и его воспитательная функция. Кроме того, глобализация обострила интерес к судьбе академических ценностей, на которые она может оказать свое доминирующее влияние. По этому вопросу также существуют различные мнения. Одни полагают, что именно в университетах происходят фильтрация негативных и позитивных аспектов глобализации, смягчения ее сторон, формируется «новая этика глобализации». Другие признают угрозы высшему образованию, исходящие от глобализации, но видят в этом неизбежный вызов университетам, побуждающий к ускорению их рыночной, ценностной и ролевой переориентации. Третьи настаивают на необходимости создать мощное сопротивление глобализации именно посредством защиты классических академических традиций и культуры. Четвертые призывают не прятаться от глобализации и использовать ее в интересах высшей школы. Можно встретить еще огромное количество различных точек зрения, что говорит о многоаспектности и сложности процесса глобализации.
Интернационализация высшего образования является адекватной реакцией на изменения демографических и языковых параметров современных государств. Выпускники вузов должны быть готовы работать в условиях нарастающего многообразия во взаимозависимом мире. Возрастает роль мультикультурного образования с такими его доминантами, как развитие человека-гражданина; участие личности в социальном реформировании; способность выпускников вузов к критическому мышлению. Все это требует изменения образовательных программ, интеграции в них международных аспектов.
Концепция европеизации высшего образования стала распространена с момента подписания Маастрихтских соглашений об учреждении Евросоюза, а как одна из ведущих целей европеизация заявлена в Болонской декларации. Отметим те факторы, которые вызывают нарастание напряженности между национальными структурами высшего образования и наднациональными требованиями:
Таким образом, европеизация
представляет собой переход от
общих начинаний к общим
Основные причины начала Болонского процесса следует разделить на две группы. К первой группе относятся факторы, которые влекут за собой необходимость изменений в национальных системах образования в связи с общемировыми тенденциями. В данном случае основной причиной реорганизации системы высшего образования являются изменения в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере, происходит быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий. Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью.
Изменения в экономических
процессах создали потребность
в ускорении мобильности, полноценного
использования
Вторая причина – это возрастание значимости научной сферы как основы конкурентоспособности. Теперь выигрывают те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый товар. Ввиду того, что наука и творчество приобретают ведущую роль в развитии экономики, организации стремятся набирать себе кадры не просто с высоким профессиональным образованием, а молодые (до 30 лет), способные нестандартно и по-новому, творчески мыслить.
Третьей причиной выступает внутренняя зацикленность системы образования, иначе говоря, внутривузовские ориентиры подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации. После окончания ВУЗа для эффективной работы выпускник должен пройти курс стажировки в компании или же ряд тренингов. В связи с этим в первые годы работы на предприятии выпускник вуза считается молодым специалистом, еще не вошедшим полностью в производственный процесс.
Проблема соотнесения фундаментальности образования и практических навыков остается дискуссионной, однако очевидно, что одной из основных задач ВУЗа является анализ рынка труда и подготовка специалистов, необходимых для эффективного функционирования экономики.
Ко второй группе отнесем причины, связанные с ситуацией, сложившейся в Европе.
Здесь основополагающей причиной начала Болонского процесса можно считать стремление Европы к интеграции, объединению экономического потенциала с целью обеспечения возможности конкуренции с США и Японией.
В силу политико-исторического
Вначале было принято политическое решение о формировании такого союза. Затем в результате переговоров удалось создать зону без границ, в которую вошли страны ЕС. Третьим шагом было формулирование общеевропейских правовых норм – было разработано и введено в действие так называемое «европейское право». Четвертым (чисто экономическим) шагом стало введение на территории этой группы стран единой денежной единицы (евро). Как мы видим, страны Европейского Союза последовательно движутся к сближению и объединению. Для этого были сделаны важнейшие политические, законодательно-правовые и экономические преобразования. Казалось бы, Европа стала единой. Однако в реальности этого не произошло. Следующим, весьма ощутимым и труднопреодолимым барьером стали национальные языки, трудовые законодательства и разнообразие уровней подготовки специалистов. Возникла объективная необходимость реформирования системы образования.
Общая цель всех реформ - повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран ЕС.
Итак, мы видим, что существуют мировые и европейские причины к проведению реформ в образовательной сфере. Наиболее острая ситуация наблюдается в странах Европы. Поэтому именно здесь началось движение по совершенствованию системы образования в целом.
Пять основных положений Болонской декларации определяют будущую архитектуру европейского высшего образования:
Во-первых, важной составляющей Болонской декларации является введение двухуровневой системы образования с присвоением степеней бакалавра (3-4 года) и магистра (1-2 года).
Зарубежные эксперты находят, что
переход к двухуровневой
Но насколько предлагаемая европейским образовательным сообществом система подходит для российских реалий? Каковы возможны сценарии развития данного положения болонской реформы в России?
В статье 6 закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливается трехступенчатая структура высшего образования:
Совмещение российской системы образования с общеевропейской, отвечающей целям Болонской декларации, потребует, по мнению С.Смирнова, следующих изменений16:
Вторым положением Болонской декларации является введение системы ECTS, которая играет заметную роль в продвижении мобильности и разработке международных образовательных программ.
Хотя система ECTS обладает целым рядом достоинств и способна, по-мнению многих специалистов, повысить конкурентоспособность национальной образовательной системы, в российском сообществе есть и немало противников введения системы зачетных единиц.
ECTS предполагает увеличение доли дисциплин по выбору студента. Однако всем очевидно, какими критериями будет руководствоваться студент при выборе той или иной дисциплины. В связи с этим возникает вопрос о сохранении комплексности и логической последовательности дисциплин, которые должен изучить студент, и, следовательно, о поддержании высокого уровня качества национальной системы образования. Введение системы ECTS сталкивается и с рядом формальных преград.
Во-первых, практически во всех российских
вузах академический час
Во-вторых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. И определение объема этих компетенций в расчете на зачетную единицу - большая, кропотливая методическая работа, которая должна проводиться по единым технологиям - для того, чтобы "вес" каждого "кредита" был хотя бы примерно одинаковым.
В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к "зачету" дисциплины, освоенные студентом "на стороне". Поэтому обязательным элементом обеспечения академической мобильности остается взаимное признание документов об образовании, основанное на непосредственных контактах вузов.
В-четвертых, на данный момент существует
жесткая конструкция
В-пятых, отсутствие условий для массовой мобильности студентов.
В-шестых, психологическая неготовность большой части академической среды воспринимать кредитную систему.
Несмотря на существование сдерживающих факторов введения ECTS в России, процесс по внедрению системы зачетных единиц уже запущен. В 2002 году Министерство образования РФ предложило методику расчета зачетных единиц, совместимую с ECTS17. Для реализации этого проекта на первое полугодие 2004 было запланировано проведение аналитического исследования зарубежного и отечественного опыта использования образовательных зачетных единиц. Решаются также вопросы, связанные с необходимостью обучения и повышения квалификации персонала, повышения их информированности о системе зачетных единиц, основанной на ECTS.