Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа в сфере оброзования.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы видим, что  нет и, видимо, пока не может быть единого мнения о том, нужны ли России реформы в сфере высшего образования в стиле Болонского процесса. О плюсах и минусах европейской инициативы можно спорить бесконечно, но для того, чтобы данные дискуссии были конструктивными, необходимо понять изначальную причину разногласий, понять, в чем принципиальная разница между европейской системой образования и отечественной.

Мне представляется целесообразным за точку отсчета принять само отношение, подход к видению основного  предназначения высшего образования  как такового. Для России и для Европы, особенно в последние десятилетия, национальные системы образования выполняют не одинаковые социальные функции.

Так, Россия всегда видела в системе  образовании способ поддержания государственной мощи и влияния на мировой арене, поскольку система обязывалась поставлять государству больше ученых-атомщиков, больше инженеров ВПК, больше кадровых офицеров и т.д.

В Европе же относятся к образованию  прежде всего как к средству для достижения каждым конкретным человеком высоких результатов в жизни.

Таким образом, различное видение  предназначения образования и ведут  к разногласиям по поводу Болонского процесса. Те, кто склонен рассматривать  образование как средство поддержания и увеличения мощи,выступают против унификации систем российского и европейского образования. Те же, кто принимает европейское отношение к образованию, они положительно оценивают болонские реформы и поддерживают начинания России в этом направлении.

Однако «реорганизация не должна быть ради самой реорганизации»,  - отметил Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ (2005г.). И, вступая в Болонский процесс, необходимо четко выделить приоритеты политики государства в сфере высшего образования, причем эти приоритеты не должны повторять общепризнанные принципы образования, а должны отражать национальные интересы государства в сфере высшего образования на мировой арене.

Это означает, что нельзя сводить все реформы в образовании  только к Болонскому процессу. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции.

 

Можно сказать, что реализуемый  сейчас в стране Приоритетный национальный проект «Образование» (далее – ПНПО) задает такой вектор развития высшего профессионального образования, который сочетает в себе и необходимость включения в общемировые и европейские тенденции и стремление учесть российскую специфику высшего образования.

В рамках ПНПО предполагаются следующие мероприятия в сфере высшего профессионального образоавния:

    1. отбор инновационных вузов,
    2. создание бизнес-школ,
    3. создание двух национальных университетов.

 

Необходимость появления в России бизнес-школ качественно  нового уровня продиктована предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, глобализацией рынка труда и выходом все большего числа российских компаний на мировые рынки. В этих условиях отечественные предприятия вынуждены конкурировать не только между собой, но в большей степени с зарубежными корпорациями, поэтому вести бизнес необходимо по правилам, которые приняты во всем мире. Для того чтобы усилить конкурентные преимущества России, нужен корпус современных менеджеров. Для этих целей предполагается создание бизнес-школ, прежде всего в Москве и Санкт-петербурге, которые действовали бы в партнерстве с признанными зарубежными центрами делового образования и выдавали дипломы международного образца.

Вторым значительным мероприятием в рамках ПНПО является создание к 2008 году двух принципиально новых университетов – в Южном (Ростов) и Сибирском (Красноярск) федеральных округах. «Это университеты, которые должны стать лидерами в предоставлении качественного образования, это университеты, которые должны обеспечить симбиоз научных исследований и образования, продемонстрировать высокую эффективность как научной деятельности, так и качественную подготовку специалистов для экономики округа и России. Эти университеты должны стать существенным ресурсом развития этих округов»19.

Выбор именно этих двух регионов обосновывается наличием в них учебных, научных школ, развитой инфраструктурой, наличием долгосрочных планов развития регионов. Одним из важных параметров для этих университетов  является ориентация на региональный рынок труда, на запросы региональной экономики. Так, в Красноярске сейчас есть качественно новые экономические проекты, которые требуют улучшения кадровой обеспеченности. Недостаточно квалифицированных кадров и для тех проектов, реализация которых уже началась.  В Ростове же несколько иная ситуация. В этом регионе, наоборот, существует избыток рабочей силы, а также некоторые перекосы в определении потребностей, с одной стороны, и предложениями на рынке труда с другой. Южный Федеральный университета будет создаваться на базе Ростовского государственного  университета путем присоединения к нему шести вузов: Ростовского государственного педагогического университета, Ростовского государственного экономического университета, Донского государственного технического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовской-на-Дону государственной академии сельскохозяйственного машиностроения, Ростовского государственного  строительного университета.

Доминирующей  целью создания национальных университетов является интеграция науки и образования. Предполагается разработка новых образовательных программ, оснащение университетов современным оборудованием, массовое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация стажировок за рубежом. Принципиально важным является и создание новой системы управления вузом, включающей гораздо большую часть представителей  общественных институтов и бизнеса.

Следует отметить, что, как и программа поддержки  инновационных образовательных программ, так и создание национальных университетов, – это пилотные проекты, на базе которых в течение 1-2 необходимо сформировать предложения по модернизации и развитию системы высшего образования в целом. Создание университетов в Южном и Сибирском федеральных округах должно обеспечить отработку модели перспективного российского университета, распространение которой на другие регионы страны позволит20:

1. Повысить инновационный потенциал российской высшей школы на базе объединения кадровых, материальных, финансовых ресурсов для организации фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, в том числе, по разработке критических технологий. В рамках этой цели организационные мероприятия будут осуществляться по следующим направлениям:

    1. разработка и утверждение программы научно-технологических разработок в университете, которые подлежат приоритетной поддержке;
    2. создание научной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.), оснащение данных подразделений современным оборудованием;
    3. обеспечение переподготовки и повышение квалификации сотрудников, проведение международных обменов по приоритетным тематикам;
    4. открытие магистерских программ по направлениям, соответствующим тематике научно-исследовательских и внедренческих подразделений.

2. Внедрить современную организацию учебного процесса. Провести технологическую перестройку высшего профессионального образования, выражающуюся в модульной организации учебных планов, формировании гибких образовательных программ, обеспечивающих индивидуальные учебные траектории студентов. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

    1. формирование учебных программ и курсов, обеспечивающих студентам возможности выбора курсов и перехода с одной программы на другую в рамках родственных специальностей; создание модульной организации учебных процессов;
    2. проведение анализа структуры кафедр и факультетов и формирование новой структуры;
    3. обеспечение выбора студентами учебных курсов (в пределах 20-30% учебной нагрузки), формирование в университете тьюторской службы; внедрение кредитной системы оценки курсов, позволяющей фиксировать учебные достижения студентов в условиях гибких образовательных программ;
    4. проведение лицензирования вновь открытых программ подготовки, обеспечение выдачи международно  признанных приложений к диплому – Diploma Suplement;
    5.   разработка экспериментальных механизмов финансирования федеральных университетов;
    6. формирование корпоративной информационной системы.

3. Разработать и распространить современные методики преподавания, обеспечивающие формирование ключевых социальных и профессиональных компетенций, поддерживающих высокую мотивацию к учению и самообразованию. С этой целью будут осуществлены:

    1. разработка учебных программ, ориентированных на формирование компетенций; разработка и внедр<span class="rvps1401__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Политика российского государства в сфере образования в условиях административной реформы