Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Таким образом, мы видим, что нет и, видимо, пока не может быть единого мнения о том, нужны ли России реформы в сфере высшего образования в стиле Болонского процесса. О плюсах и минусах европейской инициативы можно спорить бесконечно, но для того, чтобы данные дискуссии были конструктивными, необходимо понять изначальную причину разногласий, понять, в чем принципиальная разница между европейской системой образования и отечественной.
Мне представляется целесообразным за точку отсчета принять само отношение, подход к видению основного предназначения высшего образования как такового. Для России и для Европы, особенно в последние десятилетия, национальные системы образования выполняют не одинаковые социальные функции.
Так, Россия всегда видела в системе образовании способ поддержания государственной мощи и влияния на мировой арене, поскольку система обязывалась поставлять государству больше ученых-атомщиков, больше инженеров ВПК, больше кадровых офицеров и т.д.
В Европе же относятся к образованию прежде всего как к средству для достижения каждым конкретным человеком высоких результатов в жизни.
Таким образом, различное видение предназначения образования и ведут к разногласиям по поводу Болонского процесса. Те, кто склонен рассматривать образование как средство поддержания и увеличения мощи,выступают против унификации систем российского и европейского образования. Те же, кто принимает европейское отношение к образованию, они положительно оценивают болонские реформы и поддерживают начинания России в этом направлении.
Однако «реорганизация не должна быть ради самой реорганизации», - отметил Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ (2005г.). И, вступая в Болонский процесс, необходимо четко выделить приоритеты политики государства в сфере высшего образования, причем эти приоритеты не должны повторять общепризнанные принципы образования, а должны отражать национальные интересы государства в сфере высшего образования на мировой арене.
Это означает, что нельзя
сводить все реформы в
Можно сказать, что реализуемый сейчас в стране Приоритетный национальный проект «Образование» (далее – ПНПО) задает такой вектор развития высшего профессионального образования, который сочетает в себе и необходимость включения в общемировые и европейские тенденции и стремление учесть российскую специфику высшего образования.
В рамках ПНПО предполагаются следующие мероприятия в сфере высшего профессионального образоавния:
Необходимость появления в России бизнес-школ качественно нового уровня продиктована предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, глобализацией рынка труда и выходом все большего числа российских компаний на мировые рынки. В этих условиях отечественные предприятия вынуждены конкурировать не только между собой, но в большей степени с зарубежными корпорациями, поэтому вести бизнес необходимо по правилам, которые приняты во всем мире. Для того чтобы усилить конкурентные преимущества России, нужен корпус современных менеджеров. Для этих целей предполагается создание бизнес-школ, прежде всего в Москве и Санкт-петербурге, которые действовали бы в партнерстве с признанными зарубежными центрами делового образования и выдавали дипломы международного образца.
Вторым значительным мероприятием в рамках ПНПО является создание к 2008 году двух принципиально новых университетов – в Южном (Ростов) и Сибирском (Красноярск) федеральных округах. «Это университеты, которые должны стать лидерами в предоставлении качественного образования, это университеты, которые должны обеспечить симбиоз научных исследований и образования, продемонстрировать высокую эффективность как научной деятельности, так и качественную подготовку специалистов для экономики округа и России. Эти университеты должны стать существенным ресурсом развития этих округов»19.
Выбор именно этих двух регионов обосновывается наличием в них учебных, научных школ, развитой инфраструктурой, наличием долгосрочных планов развития регионов. Одним из важных параметров для этих университетов является ориентация на региональный рынок труда, на запросы региональной экономики. Так, в Красноярске сейчас есть качественно новые экономические проекты, которые требуют улучшения кадровой обеспеченности. Недостаточно квалифицированных кадров и для тех проектов, реализация которых уже началась. В Ростове же несколько иная ситуация. В этом регионе, наоборот, существует избыток рабочей силы, а также некоторые перекосы в определении потребностей, с одной стороны, и предложениями на рынке труда с другой. Южный Федеральный университета будет создаваться на базе Ростовского государственного университета путем присоединения к нему шести вузов: Ростовского государственного педагогического университета, Ростовского государственного экономического университета, Донского государственного технического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовской-на-Дону государственной академии сельскохозяйственного машиностроения, Ростовского государственного строительного университета.
Доминирующей
целью создания национальных университетов является
интеграция науки и образования. Предполагается
разработка новых образовательных программ,
оснащение университетов современным
оборудованием, массовое повышение квалификации
профессорско-
Следует отметить, что, как и программа поддержки инновационных образовательных программ, так и создание национальных университетов, – это пилотные проекты, на базе которых в течение 1-2 необходимо сформировать предложения по модернизации и развитию системы высшего образования в целом. Создание университетов в Южном и Сибирском федеральных округах должно обеспечить отработку модели перспективного российского университета, распространение которой на другие регионы страны позволит20:
1. Повысить инновационный потенциал российской высшей школы на базе объединения кадровых, материальных, финансовых ресурсов для организации фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, в том числе, по разработке критических технологий. В рамках этой цели организационные мероприятия будут осуществляться по следующим направлениям:
2. Внедрить современную организацию учебного процесса. Провести технологическую перестройку высшего профессионального образования, выражающуюся в модульной организации учебных планов, формировании гибких образовательных программ, обеспечивающих индивидуальные учебные траектории студентов. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
3. Разработать и распространить современные методики преподавания, обеспечивающие формирование ключевых социальных и профессиональных компетенций, поддерживающих высокую мотивацию к учению и самообразованию. С этой целью будут осуществлены: