Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания
Введение
Активизация политической
борьбы, акций протестов и массовых
волнений, произошедших сразу после
выборов депутатов
В этой вязи актуальность данной темы определена высокой значимостью для государственно-парового строительства роли политических партий, а так же парламентаризма в целом.
Объектом данного исследования служит правовой статус политических партий и парламентаризм в целом.
Предмет исследования - законодательство о политических партиях в Российской Федерации, а также те положения, которые регламентируют деятельность парламента целом.
Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Анализ литературы. Значимость рассматриваемой проблемы ведущие философы, политологи, юристы и другие исследователи осознали достаточно давно, но при господстве авторитарных, монархических и иных форм правления, идеи о парламентаризме носили, по большей части, лишь теоретический характер, не имея практической реализации. Однако, при активизации процесса развития демократических институтов по всему миру, Россия не осталась в стороне и за весьма короткий срок было создан государственный институт парламентаризма, носивший в советскую эпоху лишь декоративный характер, начали появляться политические партии.
Интерес исследователей
к этой проблеме не остывает и в
последние годы, т.к. перманентное изменение
действующего законодательства нуждается
в анализе и выявлении
Особо следует отметить
труды современных
В работе анализировалась судебная практика Конституционного суда Российской Федерации, поскольку изучение во многом декларативных и рекомендательных (международных) норм не может дать полного представления о действительном положении дел. Кроме того, по вышеназванным вопросам возникает очень много споров и позиция высших судов имеет важное значение для гармонизации политической жизни.
Согласно статье 13 Конституции РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность1. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
Высокая социальная значимость политических партий легко объяснима. Согласно ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» политические партии призваны выражать политическую волю граждан, обеспечивать их участие в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представлять интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления2. Являясь необходимым элементом демократического общества, политические партии в не меньшей степени необходимы и для демократического государства.
Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность», элемент политической системы3.
Политическая партия - одно из важнейших достижений цивилизации, обусловливающее нормальную общественную жизнь. Ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Причем обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.
Исходя из вышеизложенного, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления4.
Нижняя палата российского парламента одобрила 13 марта 2009 г. в первом чтении законопроект о поэтапном снижении минимальной численности политических партий. За принятие документа проголосовали 389 депутатов5.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, поправки в Федеральный закон «О политических партиях» направлены на реализацию положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части поэтапного снижения минимальной численности членов политических партий, требуемой для их создания и деятельности, а также проведения ротации руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политических партий.
Согласно одобренному документу с 1 января 2010 г. минимальная численность партии должна сократиться с 50 тыс. до 45 тыс. человек, а с 1 января 2012 г. - до 40 тыс. человек. В региональных отделениях не менее чем в половине субъектов РФ численность должна составлять соответственно 450 и 400 человек6.
Кроме того, Закон обязывает
партии предусмотреть в своем
уставе ротацию руководителей
В своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президент РФ подчеркнул: «Многопартийная система в Российской Федерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть»7.
Также в Послании Президент предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, а именно:
- ввести единый критерий
установления численности
- в перспективе отказ от сбора подписей как метода допуска партии к выборам;
- непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий;
- упорядочить осуществление
досрочного голосования на
- во всех субъектах Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах8.
Необходимо заметить,
что политические партии как самостоятельные
субъекты политики имеют ряд общих
черт с другими общественно-
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти10.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции11:
1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.
2. Выражают и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.
3. Создают долгосрочную
социальную и идейно-
4. Формируют правящую
элиту, местные органы власти,
вначале теневой, а затем и
реальный состав правительства,
Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.
Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе.
Организаторская функция партии выражается в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Причем в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения являются их политические и профессиональные качества.
Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов.
ФЗ «О политических партиях» детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий12.
Кроме того, в рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние.
Изучение этого массива законодательных актов нельзя рассматривать отдельно от развития той нормативно-правовой сферы, которая предшествовала современному этапу существования нашей государственности.
Во время работы Государственной Думы третьего созыва принимается специальный Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях», который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества13. Закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10000 членов. Фактически данное положение противоречит не только Конституции Российской Федерации (в части равного права каждого гражданина на создание и участие в деятельности общественных объединений), но и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 22)14 и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 11)15. Однако, Конституционный Суд Российской Федерации практически «благословил» законодателя на уменьшение числа политических партий16.
Постепенно принимается
ряд поправок к законам, в соответствии
с которыми политическим партиям
предоставляется исключительное право
на участие в выборах в
Более того, важнейшим
шагом властей, связанным с укрупнением
политических партий, явился отказ
от выборов депутатов
Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ