Понятие и сущность права. Его признаки, функции и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать и сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, уяснить признаки, принципы и социальную ценность права, используя для этого различные методы: общенаучные, частнонаучные и специальные.

Содержание

Введение
1. Основные концепции правопонимания. Понятие и признаки права
2. Сущность права
3. Принципы права
4. Функции права
5. Социальная ценность права
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая ТГП 2013.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

2. Принцип гуманизма –  исторически меняющуюся систему  воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея  гуманизма пронизывает всю правовую  систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политики государства.

3. Принцип демократизма  – означает принадлежность всей  власти народу. «Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации является  ее многонациональный народ» (Ст.3 Конституция РФ). Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

4. Принцип единства прав и обязанностей – заключается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

5. Принцип  равноправия  граждан – является развитием  принципа справедливости и одной  из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой  принцип и юридическую категорию  необходимо отличать  от понятия  равенства. Последнее является  материальной основой равноправия. Равенство – более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Отсюда должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества)[17], а равенство всех перед законом, создание равных стартовых позиций (Ст.19 Конституции РФ). Помимо равенства перед законом и судом принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

6. Принцип сочетания убеждения  и принуждения – важнейшая  форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение  и принуждение – методы государственного  руководства. Главная задача демократического  правового государства состоит  в установлении их разумного  сочетания. Правильное решение  вопроса об их соотношение  приобретает особое значение  в период перехода от тоталитаризма  к демократии. Основным, главным  методом руководства общества  является убеждение, осуществляемое  в различных формах. Его непосредственным  выражением являются сами нормы  права. Знакомясь с содержанием  нормы, граждане убеждаются в  их целесообразности. К важным  формам убеждения относятся также  правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, основания их принятия. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. В демократическом обществе государственное принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления, свои особенности. Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второстепенным, вспомогательным, методом государственного управления, применяемым после убеждения. Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это исключает произвол (Ст. 21 Конституция РФ). Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания. Следовательно, оно включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Итак, принуждение – это сложное правовое явление, которое включает в себя довольно богатый арсенал воздействия: меры пресечения, восстановление и защита субъективных прав, предупреждение, юридическую ответственность, санкции и т.д.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более  отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между  собой отраслей (например, конституционное  и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное, другие). На межотраслевые полностью «налагаются» и общие принципы права. В каждой отдельной отрасли права или  же в группе отраслей они приобретают  свою специфику.

Отраслевые принципы права  распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное  и так далее. Соответственно на их основе создаются и реализуются  нормы права, составляющие только данную отрасль права.

Например, для земельного права России свойственны такие  правовые принципы, как: принцип множественности  и правового равенства форм собственности  на землю, принцип нахождения земли  в гражданском обороте, принцип  самостоятельного хозяйствования на земле  и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого характера использования  земли и  другие.

За многовековую историю  развития права постепенно сложились  также принципы, свойственные форме  права, которые в юридической  литературе получили название правовых аксиом[18]. В их число можно отнести  следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, то дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и тоже правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе (например, Уголовный кодекс статьи №3,4,5,6,7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции права

Раскрывая понятие «функции права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и  «правовое регулирование».

Правовое воздействие  – это не только чисто нормативное, но и психологическое воздействие, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия  относят, например, информационное и  ценностно-ориентационное влияние  права.

Правовое регулирование  – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических  норм, правовых отношений, правовых предписаний  и др.) упорядочение общественных отношений.

Правовое регулирование  является одной из форм правового  воздействия и соотносится с  последним как часть и целое.

Существование различных  форм правового воздействия позволяет  более четко проводить различие между собственно-юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функции права» охватывают оба названных вида воздействия.

Функции права – это  проявление его имманентных, специфических  свойств. В функциях аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности  как социального феномена:

1. Функция права вытекает  из его сущности и определяется  назначением права в обществе. Функция – это «свечение» сущности  права в общественных отношениях[19].

2. Функция права – это  такое направление воздействия  на общественные отношения, потребность  в осуществлении которого  порождает  необходимость существования права  как социального явления. Таким  образом, функция характеризует  направление необходимого воздействия  права, то есть такого, без которого  общество на данном этапе развития  обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

3. Функция выражает наиболее  существенные, главные черты права  и направлена на осуществление  коренных задач, стоящих перед  правом на данном этапе развития  общества.

4. Функция права представляет  направление его активного действия, упорядочивающего определенный  вид общественных отношений. Поэтому  одним из важнейших признаков  функций права является ее  динамизм.

5.  Постоянство как  необходимый признак функции  права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее  действия.

В целях более четкого  уяснения «функций права» нужно провести различие между близкими по смыслу понятиями, такими как «роль права», «задача права» и «функционирование  права».

Термин «роль права» говорит  о значение права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития, она  имеет  более общее значение по отношению  к «функции». Именно в этом обнаруживается различие  рассматриваемых категорий.

Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую  оно призвано решить. Задача права  указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой  оно должно всемерно содействовать  или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих  перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Следовательно,  «определенные  задачи» требуют «определенных  функций»[20]. Задачи же вытекают из экономических, политических и социальных потребностей общества, закономерностями развития государства, исторической обстановкой  т.п.  Зависимость функций права  от его задач выражается:

- во-первых, задачи нередко   непосредственно обуславливают  само существование функций;

- во-вторых, определяют их  содержание;

- в-третьих, самым существенным  образом влияют на формирование  и методы их реализации, предопределяют  конкретные направления правового  воздействия.

Термин «функционирования  права» подразумевает действие права  как элемента социальной системы  наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными  регуляторами. Другими словами, функционирование – это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Анализ функций права  как единой, целостной системы  позволяет более полно понять содержание каждой функции.

Система функций права  представляет собой сложное, многоуровневое образование и непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно  выделить 5 групп функций права, образующих систему их систему:

- общеправовые;

- межотраслевые;

- отраслевые;

- правовых институтов;

- нормы права.

Однако, исходя из общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в рамках самого права) и внешние (находятся за его  пределами).

Внутренние критерии классификации  права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение  людей, особенностей реализации. Выделяют следующие собственно-юридические  функции: охранительная и регулятивная.

Суть регулятивной функции  заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: 1) фиксировать  субъективный состав правонарушений; 2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление  тех или иных юридических последствий; 3) формировать права и обязанности  участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции  права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

Регулятивная функция  права реализуется через две  свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую[21]. В  основе регулятивной динамической функции  находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех  или иных социальных процессов (например, кредит, сделка).

Регулятивная статическая  функция реализует ту часть социального  назначения права, которая заключается  в закреплении статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, глава №1 конституции РФ закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы).

Содержанием охранительной  функции заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений  опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального  и экономического благополучия. В  основе охранительной функции находятся  в основном запрещающие нормы  права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической  ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной).

Следует иметь в виду, что разграничение регулятивной и охранительной функций как  самостоятельных направлений правового  воздействия имеет определенную теоретическую условность, так как  обе функции реализуют основное социальное назначение. В этом смысле через охранительную функцию  право  определенным образом охраняет социальные ценности, указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесообразные пути реализации их интересов

Внешним объективным критерием  классификации функций права  являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или  системы – экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции  права называются социальными. Как  правило, их определяют как направления  обратного правового воздействия  на соответствующие сферы общественной жизни.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, отметим, что не следует рассматривать  их как неизменное образование. Потому что, как только какая-либо сфера  общественной жизни становится особенно значимой, то она начинает регулироваться нормами права – правомерно ставить  вопрос о существовании соответствующей  функции[22].

В каких же формах реализуются  функции права?  Выше было отмечено, что функции права состоят  из  форм информационного, ориентационного  и правового регулирования. В  соответствии с этими формами  выделяют три формы реализации функций  права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информация о работе Понятие и сущность права. Его признаки, функции и принципы