Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство общего и профессионального образования.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

инистерство общего и профессионального  образования              

                              Российской Федерации                             

                   Международный открытый университет  Поволжья                  

                          Кафедра юриспруденции                         

                                ДИПЛОМНАЯ РАБОТА                               

                                    на тему:                                   

                   “Понятие и сущность правового                        

     государства ”

Выполнил:

студент группы ДЮ-12-96 юридического факультета

Захаров А.Н.

Научный руководитель:

доктор  юридических наук, профессор Чинчиков

Александр Александрович

Чебоксары

1999

                           С О Д Е Р Ж А Н И Е                          

    

Введение ....................................................................

Глава 1. Понятие и признаки правового  государства. .....................................................................

Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................

Глава 3. Верховенство закона. ..............................

Глава4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................

Заключение ...............................................................

Список использованной литературы....................

3

6

20

37

51

62

68


 

                                    Введение                                   

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина,

общества и права, их правовое равенство  перед законом.

Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере

подчиняются все: от высших должностных  лиц государства, органов

государственной власти до рядовых  граждан. Человек как субъект  права свободен

распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Право, являясь формой и мерой  свободы, призвано максимально раздвинуть

границы, сковывающие личность.

Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни. На

протяжении целого ряда поколений  конца XVIII и середины XIV века корифеи

отечественной мысли М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев,

А.И.Герцен поднимали вопрос о реорганизации  Российского общества.

Первые практические шаги в этом направлении были предприняты во время

правления Александра II :

1861 г. отмена крепостного права;

1864 г. начало судебной реформы,  результатом которого стало более  независимое

судопроизводство.

Революционные события 1905 года дали толчок реформированию: учреждение

Госдумы, столыпинские реформы. В это  время отечественные правоведы

М.М.Ковалевский, Н.М.Коркумов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, В.М.Рессен

обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более

современную концепцию правового  государства, применимую к Российской

действительности.

Правовое государство. Каковы его  принципы и механизмы? А самое  главное,

какова его основа?

Понятие "правовое государство" настолько широко, что одной дисциплине не под

силу достаточно глубоко его  изучить. Но возможно, такая задача в едином

усилии по плечу ряду общественных и естественных наук.

Предлагаемая вниманию работа посвящена  в первую очередь понятию правового

государства и развитии ее концепции  на современном этапе.

Основная цель настоящей работы - раскрытие понятия правового  государства и ее

основополагающих принципов. Соответственно предпринимается попытка осветить

существующие в отечественной  юридической литературе мнения и  взгляды и

систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.

В процессе подготовки и создания данной работы были изучены труды  как

классиков теории правового государства  как И.Канта, Ш.Монтескье, российских

правоведов Н.М.Кроунова, Г.Ф.Шершеневича , так и современных специалистов

А.Б.Венгерова, В.В.Лазарева, Н.Г.Александрова, В.К. Бабаева, Г.Н.Чеботарева

и.т.д.

Кроме того в настоящей работе приводится ряд примеров по Чувашской республике.

           Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.           

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт  нового

времени. Ни древность, ни средние  века не знали правового государства. Хотя,

как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими

корнями в античное общество. В  основе современных концепций правового

государства лежат идеи немецкого  философа Канта (1724-1804гг.), французского

просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских

просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени

Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,

бюрократическому государству  эпохи абсолютизма (которое Кант называл

государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе

которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения  личности и государственной власти в

условиях правового государства  принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность  ее правом и законом.

Концепция правового государства  у И. Канта сводятся к следующим  тезисам:

источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или

свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился

до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом; в своем

поведении личность должна руководствоваться  требованиями категорического

императива, который сводится к  следующему: "поступай так, чтобы ты всегда

относился к человечеству и в  своем лице; и в лице всякого  другого так же, как

к цели, и никогда не относился  бы к нему только как к средству" и "поступай

так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения

людей с целью, чтобы свободное  волеизъявление одного лица не противоречило

свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,

цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества

людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким

оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";

государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах

суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов  и

содержание  законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это

добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме

государства относится демократия, при которой  верховная власть принадлежит всей

массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,

посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности

народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,

поддержку существующих порядков, равенство и  умеренность состояний, охрану

семейного достояния[1].

Теоретическая конструкция правового  государства, сложившаяся в политико-

правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и  судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового  регулирования в соответствии с  юридическим

принципом "дозволено все, что  не запрещено законом", установление реальных

гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического

развития. Еще несколько лет  назад словосочетание "правовое государство"

привычно ассоциировалось с  теми разделами университетского курса, где

критиковались различные модификации  западных доктрин с аналогичным названием и

провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение

научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство".

Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму

собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового

государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более

того, идея правового государства уже  подразумевает антисоциалистичность, т. е.

частную собственность в качестве первичной  и исходной. В нашем государстве

делается  попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и

претворить  ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет  долгим, сложным и

противоречивым.[2]

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться  набором хотя и важных, но все  же внешних характеристик

(связанность  государства правом, разделение  властей, наличие конституции),

определенной  системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства

не  в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов, - и то и

другое  есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства

правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей,

направленности  на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал,

что хорошие законы ведут к процветанию  государства, а свободная собственность

есть основное условие блеска его. [3]

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового

государства является социальной ценностью  всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового  строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система  экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения

своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на

принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами

и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского

общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,

общество  и народ противопоставлены государству как политическому аппарату

власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское

общество  предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

организаций, которые служат барьером против монополизма  и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не

только "гражданственность", известную  степень политической свободы, но и

"буржуазность", т. е. экономическую независимость  человека, возможность

получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса  институтов государства в демократическом  обществе

устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает

проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов,

характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо

указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде

всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные

и контрольные функции; наличие  муниципального самоуправления; подчиненность

всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие

государственной власти в отдельных  блоках, включая исполнительную власть.

[4]

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому

по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда  и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть  простор всем видам собственности; 2) заменить

административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3)

сделать главенствующим принцип "разрешено  все, что не запрещено", 4) обеспечить

эквивалентный характер обмена, 5) утвердить  равноправие и добросовестность в

выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая

экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к

рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового

Информация о работе Понятие и сущность правового государства