Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.
Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................
государства. [5]
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить
свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится
на эквивалентности
общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который
гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его
является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается
господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и
независимым судом, где признаются
и гарантируются права и
где в основу организации государственной власти положен принцип разделений
законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором
обеспечиваются права и
(непосредственно или через
[6]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры,
развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается
возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и
убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и
функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом
плюрализме, в свободе прессы и т. п.
Признаки правового
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
функционировании различных
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6.
Стабильность законности и
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в
массовом сознании;
-
грамотности;
-
противостоять произволу;
-
функций;
-
управления государством;
-
-
правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,
трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из
самоизоляции и использование
опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым
проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по
двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим
рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего
рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия -
реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная
технократия - демагогически популистские силы)
[7].
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и
свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в
государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как
демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,
либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в
общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С
помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым
способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое
государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни
всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового
государства от государства как такового? Государство как таковое
характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства
от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны
государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое
государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго
в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,
ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую
защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое
государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и
внешней политики.
2. Оно представляет собой
соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным
4. Обладает определенной административно-
своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его
структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения
властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные
властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в
своей специфической форме
части и элементы правового государства всю свою деятельность строго
сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут
персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,
гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и
свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм
правового государства является способом его существования. Функции правового
государства реализуются с помощью его механизма.
[9]
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и
административно-командных мето
обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.
В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития
гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает
известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития
правового государства присущи определенные особенности, отражающие его
политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества -
это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы
средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап -
утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,
обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной
деятельности средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные
признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению государственной
власти в правовом государстве.
Глава 2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это
обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти
правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и
какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории
разделения властей.
Разделение властей- это политико-правовая доктрина и конституционный принцип,
лежащий в основе организации власти демократического правового государства.
[10]
Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель),
была развита в эпоху
правителем Монтескье) в противовес
абсолютизму и феодальному
Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся
мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить
Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э),
Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно,
двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками
революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и
французу Шарлю Монтескье (1689-1755).
Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и стройный вид. И, что
не менее важно, в его интепретации кончепция разделения властей получила свое
отражение и закрепление в
свое действие и по сегодняшний день.
Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости
Североамериканских Соединенных Штатав от 4 июля 1776г. и французская Декларация
прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной
частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для
выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип
разделения властей, представляет статья 15 Декларации. “Любое общество, в
котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, -
гласит эта статья, - не имеет конституций. Под словом “конституция” они
подразумевали
демократический
реализации основных прав и свобод человека и разделением властей. Обращает на
себя внимание, что Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы,
два разнопорядковых принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На
первый взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть
результат редакционной погрешности
[11]. В действительности это не так.
Проблема осуществления прав с свобод и принцип разделения властей тесно
взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом
единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это
своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и
аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации
власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или
ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не
считаясь ни с правовыми предписаниями,
ни с правами и свободами
Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации
власти, стали концепция и
наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления
пронизывают всю историю политической мысли. Аристотель, конечно, еще весьма
далек от принципа разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня.
Проблема соотношения свободы и власти привлекает внимание видных мыслителей
во все последующие века.
“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных
законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и
правительства”,- констатирует Дж. Локк
[12]. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции
разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны
быть разделены.
Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым
условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии. Но эта
последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В
условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная
власть именно она, по Локку, и образует “первую ветвь власти”.
[13]
Наиболее полно и
трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде “О духе законов”,
принесшим наибольшую славу автору. Анализируя различные способы правления и
Информация о работе Понятие и сущность правового государства