Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство общего и профессионального образования.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

органов гос. власти Российской Федерации  и совместному ведению органов

государственной власти Российской Федерации  и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации; договоров  между органами государственной  власти

Российской Федерациии органами государственной  власти субъектов Российской

Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской

Федерации; не вступивших в силу международных  договоров. А также разрешает

споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между

органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами

субъектов Российской Федерации.[27]

Наряду с Конституционным Судом  специализированный контроль в Российской

Федерации  осуществляют также конституционные (уставные) суды, комитеты и

палаты ее субъектов. В настоящее  время они действуют в тридцати из них:

Республика Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми,

Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан а также в Иркутской и

Свердловской областях.

Можно сказать , что споры о целесообразности создания таких судов завершены:

Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

От 31 декабря 1996 года  в этом отношении, образно говоря" поставил точку"

Конституционные (уставные ) суды законодательно стали реальностью судебной

системы Российской Федерации.

Необходимо создание Конституционного суда назрела и в нашей, Чувашской

республике. Способ разрешений противоречий через федеральные суды- это

длительный и дорогой механизм.

К тому же наша судебная власть продолжает испытывать давление со стороны

исполнительной власти и не всегда готова разрешить вопрос соответствии с

законом.

Нужен ли Чувашской республике Конституционный  суд ?

Автор придерживается мнения, что конституционный суд нужен если все органы,

исполнительная власть, другие строго будут соблюдать нашу конституцию- это

идеально.

Конституционный суд создается  только для того, чтобы следить  за исполнением

нашего  основного закона- Конституции.

Поэтому практика других регионов где  конституционные суды уже созданы,

подтверждает, что они эффективно действую.

В современном демократическом  государстве эффективность правового  закона

сопряжена с наличием единого правового  пространства, в котором приоритетное

значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и

выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными

актами. Подзаконные акты, включая  ведомственные распоряжения, приказы,

инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут

быть опротестованы, обжалованы и  аннулированы по мотивам нарушения  законности

или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции и  иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В странах  Западной

Европы концепция правового  пространства наряду с концепцией европейского

экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в

борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между

правоохранительными органами[28].

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые

обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические,

политические, юридические и международные  гарантии. Политические гарантии

законности - это прежде всего демократизм  общественного и государственного

строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное

участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические

гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых

условий для их развития, обеспечение  им равной защиты, свободное

предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к

производительному и творческому  труду, справедливые условия найма, увольнения,

оплаты и охраны труда и т. д. К юридическим гарантиям относятся  следующие:

нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех

общественных отношений, нуждающихся  в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а  также

правоохранительных органов, привлечение  к юридической ответственности

должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным

гарантиям относятся: деятельность международных  организаций, специализированных

органов ООН по контролю за соблюдением  прав человека в различных странах,

инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается

законодательство, закрепляющее права  и свободы граждан, право граждан

обращаться в международные  органы за защитой своих нарушенных прав.

[29]

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них

несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения

законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как  правовое

государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,

выполняющим функции публичной  власти. Поэтому реализация режима правового

государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных

структур - государственных органов  власти, управления, суда и прокуратуры  и их

должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению

закона в самостоятельную, объективную  силу жизнедеятельность которой  не зависит

от отношения к ней.[30]

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему

разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции

правового государства.

         ГЛАВА IV. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.         

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как

разновидности нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов,

сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества

действующим законодательством. В  правовом государстве любое ущемление прав

человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно  и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и  защищать их. В этой связи принципиальное

значение приобретает проблема правового равенства в различных  сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством

надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных  актах. Это прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах,

Международный пакт о гражданских  и политических правах, принятых на ХХI

сессии Генеральной Ассамблеи  ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных  в указанных актах закреплен  и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без  презумпции

невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое

государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или

невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует  решать

только в судебном порядке. Более  того, при рассмотрении уголовных дел по

которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы

его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49

Конституции Российской Федерации.[31]

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит

из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и

равными по своему достоинству и  правам. Они наделены разумом и  совестью и

должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней

указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,

обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого

человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку

возможности приобретать права  и осуществлять обязанности, предусмотренные

законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному

аресту, задержанию или изгнанию, что  каждый человек имеет право на равную

защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации

также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в  личную и

семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну

корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека,

которые должны быть признаны и уважаться  всеми государствами (свобода мысли,

совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право

убежища в других странах, право  на труд, на равную оплату, право на свободный

выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и

т. д. ). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак

правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя

в условиях такого плюрализма, различные  социальные силы в лице своих

политических организаций ведут  борьбу за власть в государстве цивилизованными

методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками.

Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои

программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в

пользу своих идеологических концепций.

[32]

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением

демократизма общества, позволяет  каждому его члену самому решать вопрос о

своей приверженности к той или  иной политической организации, и

идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство

не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать

преимущество для той или  иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные  в Декларации, должны быть реально  обеспечены

в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь

разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей  сфере

общественных отношений. В числе  международных документов о правах человека

также следует указать Международный  пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию

о правах ребенка.[33]

В закреплении основ правового  положения человека и гражданина большое значение

имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным

советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение:

общепризнанные международные  нормы, относящиеся к правам человека, имеют

преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают

права и обязанности граждан  Российской Федерации.

[34]

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской

Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8,

13-14, а также полностью глава  2 - права и свободы человека  и гражданина ст.

ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права  и свободы человека и гражданина могут

быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности

государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает

возможности ограничения ряда важнейших  прав человека и гражданина даже в

условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность

частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,

свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,

причиненного государственными органами или их должностными лицами.

[35]

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является

обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что  в

Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В

соответствии со ст.17 права и  свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат

каждому от рождения, являются непосредственно  действующими (ст.18). Это

означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей

деятельности непосредственно  руководствуются и применяют  нормы Конституции.

На основании статьи 80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской

Информация о работе Понятие и сущность правового государства