Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа
Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.
ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные пути преодоления правового
- повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;
- совершенствование законодательства;
- профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
- уважение и всемерная защита прав личности;
- массовое просвещение и правовое воспитание населения;
- подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
- скорейшее проведение правовой реформы.
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан.
Общеизвестно, что, появившись на свет, человек застает уже сложившиеся формы политико-правового бытия общества, которые существуют в сложных системно-функциональных связях с экономической и в целом социально-культурной жизнью социума на конкретном этапе его исторического развития. Персонально человек не создает, да и не может создать эти связи, отношения, придать им некую форму по причине ограниченных собственных психофизических, социально-культурных, духовно-творческих ресурсов в начале своего жизненного пути. Позже, по мере взросления и формирования личности, эта ограниченность ресурсов человека сохраняется, например, при получении необходимой информации и соотнесения с нею своих социально значимых, в том числе и политико-правовых, действий.
Развитие социальных черт, кристаллизация личностных качеств и свойств гражданина, распредмечивание собственного творческого, созидательного потенциала происходит не только «здесь», но и главным образом «сейчас». Эти параметры (сейчас), в свою очередь, заданы исходными основаниями первичной, надприродной, то есть общественной среды обитания человека, где и существуют материальные (в широком значении) предпосылки, условия для всестороннего и полноценного развития личности. «Погружение» в историческую ретроспективу общества при анализе инициативной деятельности индивидуального субъекта политико-правовых отношений, думается, может способствовать прояснению вопроса, какое влияние на публичную активность гражданина оказывают цивилизационные факторы.
Историческое время за счет оставляемого позади и постоянно увеличивающегося в объеме прошлого общества раздвигает границы бытия человека (гражданина), обусловливает пределы его жизненного пространства принадлежностью к определенной культуре и типу локальной цивилизации20.
Специфическое своеобразие политико - правовой активности личности, ее отличие от иных форм поведения гражданина в политической сфере гражданского общества, находится в тесной связи с ценностями права и правами человека. В данном случае право и права человека рассматриваются не только как научные конструкции, абстрактные категории, существенным образом корректирующие смысловое пространство самого понятия «политико-правовая активность личности». Учитывая заголовок статьи, подчеркну, что право и права человека прежде всего являются «центральным принципом западноевропейской цивилизации»21 продуктом ее многовекового развития. Примечательно, что, отвечая на собственный вопрос, какой же была наиболее часто встречающаяся во времени и пространстве проблема Европы, Ф. Бродель утверждает, что «таковой стала проблема свободы или – точнее сказать – европейских свобод»22.
Они (права человека и представления о свободе), как хорошо известно, определили представления о праве и правовом порядке в западноевропейском варианте.
Политические права человека (гражданина) в полиструктурном комплексе прав человека обладают сущностным своеобразием и несомненной функциональной достаточностью. Функциональная значимость политических прав и свобод граждан, порождающих общие и специальные статусы, обусловлена тем, что в отличие от иных категорий публичные права и свободы предоставляют личности возможность участия в политической жизни общества – как в процессе легитимного формирования и осуществления государственной власти на всех ее уровнях, так и на уровне местного самоуправления. И такое участие само по себе демонстрирует доверие, внутреннюю расположенность граждан к данным социальным институциям. Тем самым политические права в отличие, например, от группы личных (гражданских) прав изначально ориентированы на то, чтобы привлечь человека (гражданина) к обустройству не только его персонального жизненного пространства, обычно конструируемого по собственному усмотрению и без необходимого согласования с другими людьми, но и общего, коллективного, совместного жизненного пространства. Оно в телеологическом измерении предстает как совокупность более комфортных условий существования для всех.
Социокультурный фон, своеобразный антропологический ландшафт для той модели прав человека, которую в научной литературе принято именовать «классической», сформирован интегральным единством специфических констант и западноевропейских особенностей (экономических, политических, идеологических и др.) в процессе их исторического развития.
Права человека в европейском обществе «впитали» богатое наследие разных периодов развития – Античности, Возрождения (протестантизм), буржуазных преобразований с программой Просвещения, и др. Они развивались в процессе борьбы различных институтов власти за свое превосходство (светская и религиозная власти).
Права человека, их идейный потенциал использовались в качестве революционных лозунгов самыми различными социальными движениями в стремлении изменить ход истории, не исключая и насильственные методы переустройства. Как идея права человека всегда выступали предметом многочисленных дискуссий и политических акций. В целом же их становление в Европе происходило в атмосфере социального плюрализма. Именно поэтому права человека в западноевропейском цивилизационном пространстве содержательно отражают многообразие (экономическое, политическое, идеологическое и др.) форм бытия человека в обществе, измеренных представлениями о его достоинстве и нацеленных на его всемерную поддержку. Со временем они обрели секулярный, светский характер.
Научному дискурсу хорошо известны характеристики социума, востребовавшего права человека в их первозданном, договорном варианте. Воспроизведу наиболее существенные из них. Специфическое своеобразие западноевропейского сообщества проявляется в таких базовых характеристиках и атрибутивных свойствах, как:
- рациональный способ ведения рыночного хозяйства, основанного на признании и уважении института частной собственности;
- использование опыта демократии античного полиса и рецепция римского права;
- формирование гражданского общества как необходимого условия становления и функционирования правового государства;
- развитие юридической науки – знаний о праве как воплощенной справедливости, обеспечившей преемственность правовых ценностей и носящей инструментальный характер;
- значительное влияние иудеохристианской традиции и ее представлений о человеке как о духовном существе, ответственном за собственную жизнь (традиция ранних гностиков, позже протестантская этика);
- концепция морали и понимание человеческого разума как активного начала, способного к рациональному постижению смысла бытия, и др.23
Своеобразие, уникальность и неповторимость общественных отношений в границах культурного сообщества западноевропейской цивилизации обусловливают и, разумеется, влекут за собой появление и особой модели правовой регламентации социальных связей, системообразующим элементом которой на определенном этапе исторического развития становятся права человека24.
Права человека воспринимаются и индивидуальным, и коллективным сознанием европейского общества как важный показатель общественной жизни, абсолютная культурная ценность, предполагающая установленную законом меру свободы индивида, гарантирующую автономию и самоопределение личности.
И одновременно права человека выступают средством ограничения необоснованного вмешательства в частную жизнь со стороны иных субъектов социального общения: другого человека, общностей или государства, «функционирование которого строго ограничено в социальном пространстве и времени»25 в рамках и на основании конституции, а также достигнутого консенсуса.
Осознание ценности человека, его прав в европейском обществе по-настоящему возрастает с появлением класса, вышедшего на историческую авансцену при смене феодального способа производства, – буржуазии. Обретшая экономическую независимость «новая» историческая общность людей в ходе политической борьбы добилась ограничения абсолютной власти суверена. Коллективное сознание именно этого социального слоя первоначально осваивает, хранит, а затем и транслирует в исторической перспективе ценности прав человека, положенные в основу правового порядка.
Распространено утверждение, что западный (западноевропейский) тип прав человека совершенен26. Критика, в некоторых случаях перерастающая в отторжение, своеобразный культурный нигилизм в отношении прав человека обусловлены проявившимися не только положительными чертами классической модели прав человека. Во-первых, «оговорной» вариант прав человека, ослабляемый собственными внутренними противоречиями, «рассматривает» права человека преимущественно в негативном ключе, интерпретирует их, в основном, «от противного», в виде своего рода ограничителей, сдерживающих государство от возможных нарушений индивидуальных свобод, а правительство – от вредных действий в отношении своих граждан. Наиболее одиозный «продукт» функционирования такой модели прав – эгоизм – крайняя форма проявления неограниченного индивидуализма с его безудержным стремлением к абсолютизации материальных ценностей, предпочтении их духовным. Во-вторых, политико-правовая традиция западноевропейской цивилизации, как следует из вышеуказанного, ассоциирует государство – институт социального служения – с угрозами для прав человека, с препятствием их реализации, в том числе и в сфере хозяйственной жизни, рыночных отношений.
Стремление ряда исследователей поставить под сомнение «единственно верный» европоцентризм27 как готовность навязывать другим народам и цивилизациям собственные представления о ценностях (в том числе политико-правовых) и миропорядке вполне объяснимы. Соглашаясь с взвешенными, обоснованными и аргументированными утверждениями ученых, отмечающих известную в определенной степени ограниченность избранного Европой пути развития,28 все же отмечу сильные, «светлые» стороны данной цивилизационной модели прав и политических прав в частности.
Положительный эффект евроатлантического варианта прав определяет его мощный антропологизм, воплощенный в афоризме «человек – мера всех вещей». «Права человека, в действительности, существуют не сами по себе, а в цивилизациях и культурах, «носителем» которых прежде всего выступает сам человек. В культуре человек ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо и, следовательно, обретает понимание и смысл своих действий. В соответствии с ней он (человек) сообразует и свои притязания к власти»29.
Необходимо признать справедливость утверждения о том, что великая историческая миссия западной модели прав человека состоит в том, что она сыграла «роль гуманистического катализатора мира»,30 история которого творится именно человеком. По мнению Ю. Пивоварова относительно того, как люди могут менять ход истории, в частности его высказывание: «Разве религиозные диссиденты, устремившиеся из Англии в Новый свет, не построили великое общество? Оно ведь возникло из них, из горения душ этих храбрецов. Примеры подобного горения бесконечны…»31.
Несомненно, значимым в евроатлантической модели прав человека представляется и то, что она в нормативной форме фиксирует, формализует и выражает представления об индивидуальной свободе – понятии достаточно широком, многозначном. Безусловно, соглашаясь с утверждением о том, что понадобилось много времени, прежде чем современная концепция свободы личности, то есть свободы всякого только потому, что он человек, закрепилась в общественном сознании32.
Вместе с тем отмечу и другое: употребляемое в специально-юридическом смысле понятие «права человека» отражает сложную структуру общественных отношений, в которых находит свое проявление сфера самоопределения человека, настолько широкая, насколько она совмещается со свободой других людей и их объединений33.
Для человека, сформировавшегося под мощным воздействием западного сообщества и его общекультурной традиции, свобода – следствие его самодеятельности и самостоятельности, мера которой определяется посредством публичных прав, нацеленных на ограничение произвола властей предержащих. В силу исторически сформированной, воспроизводимой современной европейской культурной средой традиции права человека попадают в непосредственную зависимость от усилий самого человека и одновременно стимулируют активное освоение носителем прав культурного пространства, обеспечение посредством личных усилий собственного гарантийного существования высокого качества.
Важно обратить внимание и еще на один момент анализируемой проблемы.
Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве