Правовая активность граждан в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом на тему Правовая активность граждан в современном государстве.docx

— 106.44 Кб (Скачать файл)

В европейской (точнее – западноевропейской) традиции право и права человека несут особую функциональную нагрузку. Они не просто призваны отразить в нормативной форме, но и стандартизировать при помощи известных правил юридической техники свободу индивида. Тем более свободу абстрактную, безотносительно к конкретному человеку в его подчас гипертрофированном стремлении к обособлению. Принципиально для понимания рассматриваемого вопроса то, что права человека символизируют свободу человеческого существа особого типа, благодаря творчеству и активности которого и состоялась сама западная цивилизация. Не случайно, по мнению философов, культурологов, социальных психологов, занимающихся кросскультурными, то есть пронизывающими различные культуры и цивилизации исследованиями (Нижник, Хэйес, Оррелл, Честнов),34 а также других представителей обществоведческого научного цеха, люди именно европейского типа, образующегося по законам социальной комбинаторики,35 стали носителями ряда специфических идеальных качеств.

Разумеется, наряду с такими характерными чертами, описывающими активность европейцев, как практицизм, деловитость, расчетливость, добросовестность в деле, изобретательность, способность к конкурентной борьбе и к риску, к самодисциплине и самоорганизации, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху, европейцам присущи и другие черты. Именно в результате духовно-практического освоения людьми данного типа своего жизненного пространства стало возможным его окультуривание. Так как создавался, развивался, поддерживался, преображался и охранялся западный тип социальности с его идеями, ценностями, нормами, институциями, направленными на всемерную поддержку человека.

Несомненна и связь активности индивидуального субъекта политико-правовых общественных отношений с правовой культурой общества. Теоретики права конструируют свое понятие «правовой культуры». Согласно распространенным в специальной юридической литературе дефинициям (Спиридонов, Поляков, Соколова),36 правовая культура есть качественное состояние правовой сферы общества – совокупности его правовых идей, ценностей, идеалов, юридических актов, государственно-правовых институтов, юридической практики в контексте их исторического и социокультурного развития. В рамках такого научного подхода речь идет о правовой культуре общества как его интегральной характеристике в самом широком временнóм и социальном контексте.

Все типы культуры являются производными, зависимыми, определяемыми первичным ее уровнем. По этому вектору среди многообразия выработанных наукой дефиниций культуры усматривается объединяющее, фундирующее их начало, состоящее в том, что матрицей, условием, целью и средством бытия всего антропологического ландшафта, отраженного в понятии «культура», выступает человек. Так как само существование культуры в историческом процессе основано на духовности – свойстве, носителем которого является лишь индивидуальный субъект исторического развития, его способность к рациональному или абстрактному мышлению, в наделении вещей и событий определенными значениями (при помощи знаковой системы), которые не могут быть восприняты одними чувствами и доступны лишь человеку. «…Духовность одразумевает свободную внутреннюю жизнь человека, его устремления и рефлексии по поводу своих и чужих действий, независимо от оценочных к ним отношений. И это последнее – главное»37.

Для объективности изложения следует констатировать: обществоведение демонстрирует в этом вопросе зачастую труднодостижимую конвенцию, признавая, что особенное, уникальное лежит в основе общего. Культурология (указанный выше тезис нашел свое распространение именно в этой области обществоведческого знания) – не единственная сфера научной рациональности, не склонная преуменьшать значение человека в формировании культуры, в процессе созидания, «возделывания» им «второй», искусственной среды своего обитания вне зависимости от предметной специфики его деятельности. Разумеется, при этом не упускаются из виду сложные, диалектические связи между всеобщим и единичным, коллективом и человеком, гражданином и государством38, «которые, будучи неразделимыми, теряются друг в друге, растворяются одно в другом, но вместе с тем и отличаются друг от друга»39.

Утверждение, что основа культуры – человек, находящийся в «плену» своеобразной сети социальных отношений, возникающих между людьми, – хрестоматийно.

Именно Человек преобразует мир в соответствии с определенными ценностями, задачами, идеалами, принципами, нормами, субъективным мироощущением и мировоззрением. Чем глубже и прочнее взаимосвязи между человеком и обществом, чем полнее человек осваивает достижения культуры, ее важнейшие ценности, тем богаче он становится как личность. Изменяя мир вокруг себя, человек меняется сам. Г. Мальцев акцентирует внимание на том, что индивид был бы полностью порабощен социальной средой, «отдан во власть тотальности, если бы он не обладал свободой воли, свободой выбора собственных действий, способностью говорить «да» одним регулятивным факторам и «нет» – другим, способностью оправдывать свой выбор и отвечать за него»40.

Признавая верность утверждения о зависимости человека от общества, окружающего его культурного пространства, невозможно уклониться и от констатации обратного. Человек формирует, продуцирует культуру, культура в свою очередь влияет на развитие человека, «высвечивая», словно прожектором, связи личности человека (гражданина) с породившей ее культурой.

Очевидно, познать сущность, например, правовой культуры, не прибегнув к исследованию ее микроуровня, весьма проблематично. Все типы культуры – а статистика свидетельствует, что в мире существует около пяти тысяч самобытных по своей культуре этнических групп и свыше 600 живых языковых групп, находящихся под юрисдикцией 184 государств мира и государственных образований41 – являются производными, зависимыми, определяемыми первичным ее уровнем. Несложно догадаться, что первичный, базовый уровень культуры представлен человеком, гражданином государства, членом общества. Именно люди в своем единстве, интегральном взаимодействии предстают в качестве субстанциональной основы, исходного “материала”, благодаря которому конструируются общественная организация, ее политическая система, определяются их структура, формы функционирования и др.

Принимая во внимание изложенное выше, отмечу, что политико-правовая культура как определенный сегмент того или иного общества обретает свои очертания, объективируется на институциональном уровне социального пространства, поддерживаемого всей системой соционормативной регуляции. При этом политико-правовая культура детерминирует социально-политическую практику, «создавая» тот тип личности, который адекватен ей и способен посредством духовно-практической деятельности транслировать базовые ценности данного типа культуры и, таким образом, поддерживать культурную идентичность в исторической перспективе. Специфические особенности политико-правовой культуры и порождаемой ею модели прав человека, обусловленные историческими, этническими, религиозными и иными взглядами, установками, ценностными ориентациями конкретной социальной общности, предопределяют права каждого отдельного человека и всю его жизнь.

То, что мы принимаем за политико-правовую активность личности – индивидуального субъекта политико-правовой, публичной сферы общества, – органичное образование западноевропейского цивилизационного пространства, субстанционально соотносимое с его институциональными и ценностно-нормативными комплексами.

К тому же они сформировались в результате суммарного взаимодействия множества процессов (экономического, социального, духовно-культурного, идеологического и др.), не все из которых поддаются не только математическому исчислению или точному научному контролю, но и элементарному учету.

Без сомнения, главным, доминирующим явлением, обладающим к тому же свойствами нормативного регулятора, способного поддерживать социальную систему в равновесном состоянии и определившим возникновение, эволюционную динамику и существование политико-правовой активности индивидуального субъекта публичных отношений (гражданина), стали права человека в своей классической версии. Права человека, «заряженные» антропологизмом, гуманизмом, нравственными идеалами свободы, справедливости и др., продемонстрировали способность быть образцом, свободы, справедливости и др., продемонстрировали способность быть образцом, масштабом, мерой, указателем для активной деятельности членов гражданского общества и граждан государства в сфере решения вопросов общественного и государственного значения.

Наряду с другими социокультурными особенностями, цивилизационными константами западноевропейского социального пространства ценности прав человека образовали «среду обитания» гражданина, которая в условиях универсальной зависимости от нее человека востребует, задает вектор развития определенного типа личности, разнообразных форм ее активности, предполагающих и политическое участие, взаимодействие с государством и структурами гражданского общества с целью гармонизации «среды замирения». Европейский тип цивилизации при этом оформлял свой социальный заказ на активность личности, в том числе, естественно, и в политико-правовой сфере не как разовую акцию, одномоментно и сиюминутно, но на далекую историческую перспективу.

Активность гражданина государства – выработанное в ходе исторической эволюции европейского социального пространства средство, при помощи которого в реальную ткань публичных отношений, в сферу согласования различных социальных интересов, индивидуальных воль и формирования представлений об общественном благе, а также его реализации переводятся ценности прав человека. Именно этой активности присваивается титул «политико-правовая»42.

Политико-правовая активность личности характеризует своего носителя не только как потенциального субъекта публично-правовых, властных отношений, обладателя политических прав, свобод и обязанностей. Она позиционирует индивидуального субъекта как активного творца, созидателя политико-правового сегмента культурного пространства общества, основанного на признании абсолютной ценности человека, обладателя высокого уровня развития политико-правового сознания.

Сказанное выше актуализирует рассмотрение вопроса о политико-правовой активности личности в России. Интеллектуальное освоение данного социального и политико-правового феномена порождает как цепную реакцию постановку и последовательное решение целого ряда проблем, в частности интеграции в политико-правовое пространство современной России ценностей прав человека. Причем не только на уровне принятых нормативных правовых актов, деклараций и политических заверений, но, что особенно важно, на уровне реальной политико-правовой практики.

Процесс интеграции прав человека в культурное пространство России сопряжен с решением ряда задач повышенной сложности, то есть сверхзадач политико-правового, интеллектуального, организационно-воспитательного характера. Права человека «воспринимаются не только в качестве юридического инструмента защиты индивидуальных притязаний, но и как гуманистическая программа – программа реализации идеалов, формирования личности, ее духовно-нравственного и гражданского сознания»43.

В самом общем виде эта программа находит нормативное выражение в действующей Конституции РФ. И тот факт, что Основной закон национальной правовой системы современной России был принят в результате всенародного голосования, позволяет говорить о принципиальном моменте. В 1993 г. была продемонстрирована своеобразная готовность граждан Российского государства «расширить» пределы отечественного политико-правового и культурного пространства за счет активного освоения базовых западноевропейских ценностей посредством деятельного приобщения к ним, инициативной их интеграции в общественные отношения, в сферу публичной политики. Вместе с тем, анализируя сложившуюся к настоящему моменту отечественную политико-правовую практику, приходится не без сожаления констатировать, что наряду с внешним, формально-юридическим сходством основных показателей политико-правового сегмента западноевропейской и российской культуры есть весьма существенные, порой радикальные внутренние особенности, ограничивающие возможности укоренения в России классической матрицы прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовая активность российских граждан44

Прогрессивное формирование российской правовой государственности и гражданского общества, а также укрепление правового положения личности, создание условий для инициативного поведения граждан требуют продолжения научного осмысления и непрерывного методологического исследования. В настоящее время можно наблюдать, как в условиях динамично социально-экономического, политического и религиозного развития образуется российская демократическая правовая система, происходят изменения в жизни.

Поскольку правовое развитие государства и граждан, проживающих в нем, их общая правовая жизнь и судьба неразрывно связаны между собой, будет правильным концентрировать научные исследования на социально-психологических качеств развития общества, правовом статусе и правовых качествах личности, внутренней природе права, факторах и тенденциях их дальнейшего развития.

Сегодня российская юридическая наука признала необходимость первоочередного изучения основ гражданского общества. Факторов его развития применительно к особенностям становления национальной правовой системы. Это требует повышенного внимания и определяет важность исследования содержания и свойств правового статуса личности. Правовые интересы и стремления выступать предметом пристального внимания научных теорий и исследований.

Сегодня российское руководство подчеркивает необходимость продолжения реализации демократического механизма взаимодействия гражданского общества и государства. В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2009 году45 подчеркивалось, что «следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимости от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность демократического государства».

Российское общество обладает необходимым источником формирования более качественной правовой системы и государственности. Данным источником может выступать общество, граждане, их идеи и социальные стремления.

Отмечая важность исследования правового состояния общественных отношений, развития гражданского общества и российской правовой государственности, непременно следует обратить внимание на социально-правовую активность и инициативу личности и народа в целом. Данная категория являлась предметом пристального научного внимания с 70-х гг. прошлого века. При этом однозначного подхода так и не было выработано. Правовая активность, по словам М.Ф. Орзиха, «универсально обусловлена объемом (содержанием)свободы личности, официально признанной правом»46.

Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве