Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов экономической эффективности рекламы и проведение сравнительного анализа эффективности различных видов рекламы в Беларуси.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы эффективности рекламной деятельности;
- Провести анализ эффективности различных видов рекламы в Республике Беларусь;
- Определить направления повышения эффективности проведения рекламной кампании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕКЛАМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….5
Понятие и функции рекламы……………………………………………….5
Классификация рекламы……………………………………………………9
Средства распространения рекламы………………………………….……12
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………33
2.2 Система нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……..……33
2.3 Полномочия органов государственного управления в области рекламной деятельности…………………………………………………………………….39
2.4 Порядок осуществления рекламной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..……42
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ…………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 133.02 Кб (Скачать файл)

    Основные изменения в законодательстве о рекламе в связи со вступлением нового Закона «О рекламе» выразились в следующем. 

   Установлена обязанность указывать в рекламе наименование рекламодателя и его УНП. Индивидуальные предприниматели указывают фамилию, инициалы и УНП, а иностранная организация или гражданин при отсутствии у них УНП указывают название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место их нахождения (постоянного проживания). В соответствии со ст. 10 закона, это требование распространяется на рекламу реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и не распространяются на рекламу, размещаемую на телевидении и радио, а также на рекламу, размещаемую в сети Интернет при условии размещения ссылки на сайт, на котором указаны данные сведения

    Установлены требования к шрифту и размеру букв некоторых сведений в рекламе. Реквизиты лицензий, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается такая информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста. Введение такой нормы можно только приветствовать, поскольку она хоть в какой-то степени будет защищать потребителя от ненадлежащей рекламы.

     Установлены ограничения на рекламу средств индивидуализации товара. Статьей 10 закона установлено, что на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Ранее подобная норма содержалась лишь в декретах Президента, регулирующих рекламу алкогольной продукции и табачных изделий. Данное требование не распространяется на рекламу средств индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, а также в рекламе организации или гражданина, при условии, что в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.

    Изменены требования к рекламе товаров, подлежащих сертификации. Ранее в данной сфере существовала правовая коллизия: Закон «О рекламе» требовал лишь указывать, что рекламируемый товар подлежит сертификации, а указ № 210 запрещал рекламу продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не имеющей соответствующего сертификата, т.е. фактически требовал от рекламораспространителя проверять наличие сертификата у рекламодателя. На практике несмотря на верховенство указа действовала норма закона. В новом законе его разработчики устранили коллизию в пользу указа – в соответствии со ст. 10 нового закона запрещается реклама товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Несмотря на то, что на первый взгляд эта норма в большей степени будет защищать интересы потребителя (ведь рекламораспространитель должен будет не указывать об обязательной сертификации, а проверить наличие сертификата), на практике будет достигнут обратный эффект. Во-первых, в отличие от лицензируемых видов деятельности (проверять наличие у рекламодателя лицензии рекламораспространитель должен был и ранее), число которых не превышает пятидесяти, -- перечень товаров, работ, услуг, подлежащих сертификации, просто огромен. Постановление Государственного комитета по стандартизации РБ от 08.10.2007 г. № 51, которым утвержден этот перечень, занимает более 80 страниц. При этом количество товаров, работ, услуг, подлежащих сертификации увеличивается с завидной постоянностью, и отследить это неспециалистам практически невозможно. Во-вторых, требования, предъявляемые к сертификатам соответствия, значительно запутаннее, нежели требования, предъявляемые к лицензиям (так, сертификат может выдаваться как на отдельную партию, так и на ряд партий; при определенных условиях сертификатом может пользоваться лицо, не указанное в сертификате и т.д.). Поэтому на практике рекламораспространители не будут проверять, правильный или нет сертификат был предоставлен рекламодателем. А указывать что товар, работа или услуга подлежат сертификации также не будут, поскольку новый закон от них этого уже не требует [1, с. 392].

   Введен запрет на рекламу табачных изделий (временно не применяется). Новый закон установил, что с 1 января 2008 года реклама табачных изделий запрещается. Однако на самом деле и после 1 января 2008 года реклама табачных изделий возможна. Связано это с тем, что до сих пор не внесены изменения в Декрет Президента РБ № 28 от 17.12.2002 г., который, среди прочего, установил правила распространения рекламы табачных изделий. Виде прямого указания в Конституции декрет в этом случае имеет большую юридическую силу, чем Закон «О рекламе». Поэтому то реклама табачных изделий возможна до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в декрет № 28.

    Введены ограничения на рекламу пива и слабоалкогольных напитков. Закон «О рекламе» определил слабоалкогольные напитки как напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов. Реклама пива и слабоалкогольных напитков запрещена: 1) на радио и телевидении с 7.00 до 20.00 (в электронных СМИ реклама пива и слабоалкогольных напитков, производимых за пределами Беларуси не допускается также более чем два раза в течение каждого рекламного выпуска); 2) на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий; 3) в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья. Также при размещении рекламы пива и слабоалкогольных напитков запрещено использовать образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека, образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды, а также запрещено призывать к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитировать воздержание от их употребления.

    Установлены ограничения на рекламу оружия и продукции военного назначения. В соответствии со ст. 19 закона реклама разрешенного к обороту на территории Беларуси гражданского оружия допускается только в печатных изданиях, предназначенных для пользователей этого оружия, на телевидении и радио с 22.00 до 7.00, в местах его производства, реализации и экспонирования, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.

    Ужесточены требования к рекламе риэлтерских услуг. В соответствии со ст. 21 Закона риэлтерская организация вправе рекламировать объект недвижимости только с согласия потребителя после заключения договора на оказание риэлтерских услуг. При этом риэлтерская организация после заключения договора на оказание риэлтерских услуг с потребителем, который является приобретателем прав на объект недвижимости, обязана на срок, указанный в этом договоре, прекратить рекламу объекта. Дополнительные требования к рекламе риэлтерских услуг установлены также совместным постановление Минторга, Минюста и Мининформации № 19/25/5 от 30.03.2007 г. «О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями», которое действовало еще до принятия новой редакции закона. 

    Изменены требования к рекламе лекарственных средств и медицинских услуг. Требования к указанной рекламе как в настоящее время, так и ранее вызывали сложности в понимании у рекламораспространителей – уж слишком непонятными для рядовых граждан являются медицинские формулировки. Удачным выходом в такой ситуации является требование об обязательном согласовании указанной рекламы с Минздравом. В соответствии с новым законом, такому согласованию подлежит реклама лекарственных средств, методов, средств, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения (включая нетрадиционные), реабилитации и протезирования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище, а также реклама товаров, содержащая информацию об их положительном эффекте при заболеваниях или расстройствах здоровья. Такое согласование не требуется лишь в случае распространения рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в случае размещения рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, размещение которой допускается только в специализированных печатных изданиях (утверждается Минздравом). Кроме Закона «О рекламе» требования к рекламе лекарственных средств и медицинских изделий установлены также в Постановлении Минздрава от 17.10.2007 г. № 94 «О некоторых мерах по реализации статьи 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе»».

     Установлены требования к рекламе лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари. Статьей 23 Закона «О рекламе» установлено, что такая реклама должна содержать источник информации об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари, а также информацию о сроках их проведения, если такие лотереи, игры, иные игровые, рекламные и развлекательные мероприятия, пари ограничены сроками. Кроме этого такая реклама не должна создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано каждому участнику данных мероприятий; содержать высказывания, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; осуждать неучастие в лотереях, играх, в том числе рекламных играх и иных основанных на риске играх, пари. Реклама лотереи или рекламной игры кроме всего прочего должна содержать номер свидетельства о государственной регистрации этой лотереи или правил проведения рекламной игры, дату принятия решения о его выдаче и наименование органа, выдавшего такое свидетельство.

     Установлена обязанность рекламораспространителей размещать социальную рекламу. В соответствии со ст. 24 нового закона рекламораспространители - редакции СМИ обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, предоставленной ее рекламодателями, в пределах пяти процентов объема вещания (основной печатной площади) в сутки, отведенного для рекламы, а рекламораспространители, не являющиеся редакциями СМИ, обязаны размещать такую рекламу в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по размещению рекламы, рассчитываемой по результатам предыдущего финансового года. Эти нормы практически дословно повторяют формулировки прежнего закона о рекламе, за исключением того, что слово «вправе» заменено в новом законе на слово «обязаны». В соответствии со ст. 24 Закона «О рекламе» предложенные рекламодателем социальной рекламы условия, касающиеся времени и способа ее размещения, являются обязательными, если рекламодатель обратился к Рекламораспространителю не позднее чем за месяц до предполагаемого срока размещения социальной рекламы. Если размещение социальной рекламы в предложенное время запрещено законодательством или на данное время запланировано размещение иной социальной рекламы, рекламораспространитель обязан проинформировать об этом рекламодателя и предложить ему иное время размещения социальной рекламы.

     Изменены требования к рекламораспространителям при размещении рекламы на телевидении и радио. Реклама на телевидении и радио по новому закону не должна превышать 20% объема вещания в течение суток (ранее для государственных СМИ существовало ограничение в 10%). Новый закон впервые установил ограничение на объем рекламы в прайм-тайм: в период с 18.00 до 22.00 реклама не должна превышать 30 процентов объема вещания в течение каждого часа. Также установлено, что продолжительность каждого прерывания передачи (в т.ч. художественного фильма) рекламой не должна превышать четырех минут. Кроме этого введена еще одна норма, которая очевидно порадует телезрителей – при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должны превышать средний уровень звука прерываемой рекламой транслируемой программы. Не забыли разработчики закона и о болельщиках: трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. Учитывая всю непредсказуемость спортивных мероприятий на практике выполнить последнюю норму удастся не всем и не всегда.

    Таким образом, можно сделать вывод, что установлены дополнительные требования к предоставлению и хранению документации при размещении рекламы. Новый закон установил обязанность предоставления: 1) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), если в рекламе содержится информация о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе); 2) копию лицензии, если в рекламе содержится информация о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию; 3) копию документа о согласовании рекламы, если для размещения рекламы такое согласование обязательно. Сложность в применении этих норм на практике заключается в том, что новый закон требует предоставления копий указанных документов, но с обязательным предъявлением оригинала. До сегодняшнего дня не понятно, как реально исполнить указанную норму в том случае, когда рекламу размещает не непосредственно рекламодатель, а например, рекламное агентство, при этом реклама размещается по всей территории Республики Беларусь. В случае рекламы, в которой содержится информация об иностранном или международном юридическом лице, рекламодатель обязан предоставить копию документа, подтверждающего регистрацию данного иностранного или международного юридического лица (предъявление оригинала указанного документа в таком случае не  требуется). Кроме этого в законе закреплено право рекламораспространителя требовать от рекламодателя предоставления документов, подтверждающих достоверность рекламы, а также документов подтверждающих принадлежность рекламодателю или рекламопроизводителю прав на использование объектов авторского и (или) смежных прав. Указанные документы также предоставляются в копиях с предъявлением оригинала. Однако предоставление документов подтверждающих принадлежность рекламодателю или рекламопроизводителю авторских (смежных) прав на использование объектов рекламы на практике будет возможно не всегда, поскольку такие объекты могли быть изготовлены самими рекламодателями (или рекламораспространителями), что зачастую нельзя подтвердить документально.

 

2.3 Полномочия  органов государственного управления  в области рекламной деятельности

 

    Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы; разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы.

В стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли методов политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций увеличивается роль политических методов регулирования социальных процессов.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь: проблемы и перспективы