Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Курсовая работа
факультета юриспруденция Дубинчика Вадима
По дисциплине: «Права и свободы человека и гражданина»
На тему: Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести.
Смоленск, 2011 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.
Всплеск религиозной активности, появление в России многих ранее неизвестных конфессий, политизация деятельности многих религиозных объединений обострили интерес к таким понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский характер образования», «альтернативная гражданская служба» и т.д.
«Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью, —
1) Установить
современные принципы
2) Выявить,
опираясь на действующие
3) Раскрыть
механизм юридической защиты
прав граждан на свободу
Объектом
исследования является изучение свободы
совести как универсального, многогранного
явления; анализ государственно-
Основу данной курсовой работы составили, различные нормативно-правовые акты федерального уровня, и законодательство субъектов Российской Федерации. Незаменимым источником являются методические материалы, проекты нормативных актов и комментарии к законам, многие из которых опубликованы в периодических изданиях. Документы, исходящие из религиозных организаций, - уставы, обращения во властные структуры, учредительные документы можно выделить в отдельную группу источников которые так же использовались в данной работе.
Глава 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
Под свободой совести понимается право
человека верить в Бога в соответствии
с учением той или иной свободно
выбранной им религии, так и быть
атеистом, то есть не верить в Бога совсем.
Современное определение и
В юриспруденции не приемлемо применение некорректных терминов, не имеющих четких правовых критериев. Это провоцирует появление ситуаций, заведомо создающих непреодолимые препятствия на пути реализации декларируемых принципов.
Проблема
свободы совести в течение
уже нескольких столетий занимает умы
мыслителей, ученых, философов, правоведов.
Проблема эта комплексная и
Как правовое понятие, свобода совести
означает разрешенное и гарантированное
законами государства право субъектов
мыслить и поступать в
Свобода совести и вероисповедания
закреплена в ст.28 Конституции РФ.
В нашем государстве правом на
свободу совести может
На протяжении
длительного исторического
Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализацию свободы вероисповедания7.
Принятый в 1997 году Федеральный
закон «О свободе совести и
религиозных объединениях»
Правовед А.С.Лавинюков, анализируя «свободу совести» отметил, что данное право трактуется только с позиции государственно-церковных отношений, а рационально - интеллектуальная сфера (мысли и убеждения) остаются за рамками законодательства. Он предлагает рассматривать свободу совести как совокупность структурных взаимосвязанных элементов, характеризующих религиозную и атеистическую деятельность. В качестве одного из элементов предлагается равенство перед законом независимо от отношения к религии. Интересна и предложенная последовательность отношения государства к верующим. Веротерпимость означает допустимость существования помимо официальной государственной и других религий. Следующей ступенью является свобода вероисповедания, подразумевающая отсутствие в государстве официальной религии, право каждого принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные»8.
Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменило представления о свободе вообще и свободе совести в частности, считает А.С. Лавинюков. Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая проявляется в религиозных экстремистских действиях. Экстремизм представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.
Проявления религиозного экстремизма в том или ином виде видны практически повсеместно. В России экстремизм многолик, носит массовый характер. Особенно это справедливо для терроризма как одной из наиболее опасных форм экстремизма. Таким образом, свобода как демократическое завоевание общества не всегда конструктивна. Н.Н. Семенюта, считает, что наиболее значимым проявлением свободы является «наличие возможности для каждого члена общества строить свою жизнь по собственному усмотрению, руководствуясь исключительно личными мотивами, интересами, желаниями. Очевидно, что такая свобода не может быть беспредельной. Наряду с религией, моралью необходимым ограничителем свободы выступает право». 9
Отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия религиозному экстремизму, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества от воздействия его проявлений. Субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно решать данные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов.
Например, приняты законы «О запрете ваххабитской10 и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республик». В Ивановской области «Об ответственности за разжигание расовой и национальной розни, иные проявления фашизма и политического экстремизма» и другие аналогичные акты некоторых субъектов Российской Федерации. 11
§2 Конституционные основы свободы совести
Современное законодательство по правам
человека в целом и о свободе
совести и свободе
Принятая в 1993 г. Конституция, является Основным законом Российского государства. Перед тем как рассматривать базовые нормы, регулирующие соблюдение свободы совести, хотелось бы обратить внимание на два важных момента.
Во-первых, в Конституции РФ есть положение, которое объявляет принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15).
Это открывает возможность прямого действия и применения норм международного права органами государственной власти и местного самоуправления. Так как «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17), граждане России «вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46). Т.е. могут в установленном порядке обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Информация о работе Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести