Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, примером возникновения  рабовладельческого государства в  ходе разложения первобытнообщинного  строя всегда были Афины и Рим. Ими оперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды на происхождение государства. Однако установлено, что греческим государствам предшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которые походили на структуру переднеазиатских государств.

Таким образом, рабовладельческое  государство, характерное для определенного  этапа античной истории, является не универсальным в истории человечества, а уникальным, тем особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства  – это лишь этап в истории государственности  Греции и Рима, которому предшествовал  иной этап – первичных форм государственности, имеющих все те же характерные  черты раннеклассовых государств.

Итак, не рабовладельческое  государство было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного  строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными  функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики.

Это раннеклассовое государство  в своем дальнейшем развитии переросло  в государство так называемого  азиатского способа производства, подробный  теоретический анализ которого дается в главе о характеристике и  понятии государства. Государства  же рабовладельческие возникли в  силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме  (некоторые историки указывают на особое значение в этом процессе победы демоса в Греции и плебса в Риме) и являются уникальными государствами. Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовали сотни лет.

Итак, государство не имеет  вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось  лишь на финальном этапе развития этого общества в силу вполне ясных  причин, связанных с новыми организационно-трудовыми  формами существования и воспроизводства  человечества.

И не рабовладельческое, а  раннеклассовое государство с последующим  развитием в государство азиатского способа производства (типичное явление), в рабовладельческое государство (уникальное явление), в феодальное государство (главным образом в  Европе) было той первой формой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннего развития, переросла  социальная организация первобытного общества.

И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоятельное  место в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства  – это самостоятельный этап в  развитии государственности, первичная  форма новой социальной организации  человечества.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного  строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое  политическое, структурное и территориальное  образование.

Политическое потому, что  стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани – словом, стало заниматься политикой.

Например, политическими  становятся отношения между городами-государствами, союзы и войны между ними. Известные  из истории завоевания одних городов-государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи.

Если в первобытном  обществе социальная организация имела  дело с относительно малыми группами (исключения составляли объединения  некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его  акции затрагивают массы людей  и становятся в силу этого политикой.

Государство стало и новой  структурной организацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали  государственное управление, организационная  деятельность. Выше уже упоминалось, что даже в небольшом по численности  первичном городе-государстве насчитывалось  до 130 управленческих должностей: руководители работ, военачальники, смотрители за состоянием ирригационных сооружений, учетчики, писцы, гонцы и т.д.

Этот слой людей составил новое структурное образование  – аппарат государства, первичную  бюрократию, которая возникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Другое дело, что в конкретной исторической обстановке бюрократия, так же как и иные социальные группы, может захватывать  государство, т.е. использовать его  в своих интересах, стать самостоятельной  социальной силой, работать на себя, быть паразитирующим слоем общества.

Аппарат государства имеет  уже с самого начала разветвленную  и сложную структуру, нуждается  для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему  от общества. Любое государственно организованное общество нуждается  в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано  с поисками этого хорошего управления.

Для выполнения своих функций  этот особый слой людей – аппарат  государства – наделяется властью, т.е.  возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

Однако не следует преувеличивать роль принуждения и специальных  органов в функционировании раннеклассового  государства. Основными в нем  были все же органы, ориентированные  на выполнение общесоциальных функций, управление новой трудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества, на обеспечение необходимого религиозного поведения.

Эта нормальная деятельность раннеклассового общества осуществляется в основном добровольно (вплоть до участия  десятков тысяч работников в строительстве  грандиозных ирригационных сооружений, гробниц и т.п.), хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог быть задействован в отношении тех, кто  отклоняется от социально установившегося, социально регламентированного  поведения.

Необходимое поведение обеспечивалось также ранними формами религиозных  воззрений и культовой практикой, вплоть до того, что в некоторых  обществах были распространены жертвоприношения, в том числе, впрочем, весьма редко, человеческие (особые ритуалы). Жертвы приносились, чтобы обеспечить, как  считалось, благосклонность верховных  религиозных существ, их поддержку, и по сути были направлены на то, чтобы обеспечить благоденствие всего общества.

Наконец, в отличие от первобытного общества государство  было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е.  основанную на родстве, организацию – совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Дворцы, храмы, иные здания для  коллективных празднеств, выполнения обрядов, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья, рудники  и т.п. – все это сооружалось  на определенной территории, которая  отныне становилась территорией  государства.

Отныне и аппарат государства  ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и  на управление территориями. Территориальная  организация государства имела  разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического  состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д., но всегда отныне характеризовала государство  как новую, по сравнению с первичным  обществом, социальную организацию  раннеклассового общества.

Территория становилась  неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III-II тыс. до н.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.

Таким образом, из анализа  новой, государственной формы организации  общества можно сделать вывод, что  признаками государства, отличающими  его от социальной организации первобытнообщинного  строя, являются единое территориальное  пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.

К этим признакам следует  добавить и те, обязательность которых  также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или  иного государства. Это единая оборона  и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

В совокупности эти признаки характеризуют государство, т.е. их наличие в социальной организации  общества свидетельствует, что это  общество – государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или  имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое  социальное образование не будет  государством.

Не выдерживают критики  в этой связи и иные классификации  признаков государства. Например, так  называемая теория трех элементов: территория, народы, власть. В этой классификации  под территорией понимается пространство, на котором проживает определенная нация или несколько наций, а  также действует публичная политическая власть. Эта территория признается принадлежащей конкретному государству  другими государствами. В теории «трех элементов» государство –  это форма организации публичной  власти, которая первична, является основой государственного образования. Народ понимается как общность людей, самоопределившихся до государственной  организации.

Однако, как подчеркивалось выше, такая узкая трактовка признаков  государства является недостаточной, весьма схематичной и абстрактной. Кроме того, если власть – это  признак государства, а государство  – это организация власти, то мы сталкиваемся с очевидной тавтологией.

Особый вопрос при рассмотрении признаков государства возникает  в связи с характеристикой  слоя людей, выполняющих функции  управления.

Ведь отдельные функции  управления выполнялись и в первобытном  обществе, например функции организации  загонной охоты, когда требовалось  скоординировать действие многих людей. В чем же их отличие от функции  управления в раннеклассовом государстве?

Этих отличий несколько. Прежде всего в государстве функции управления выполняет специально выделенный слой людей, которые профессионально становятся управленцами, посвящают этому свои знания, занятия, жизнь. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. И хотя и там были лица профессионально занятые управлением (например, такая функция была у шаманов), но это были отдельные лица, а не специальный слой, аппарат управления.

Далее в государстве этот аппарат осуществляет властные полномочия, по существу и форме принципиально  отличающиеся от власти в первобытном  обществе.

Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной  власти.

Иными словами, если власть вообще – это способность и  возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, подчинения, регламентирующих актов и т.п., то государственная  власть – это способность и  возможность оказывать подобное воздействие с помощью государственного принуждения. Государственная власть структурно – это государственно организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и классовые интересы. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вертится от имени государства, она одна из форм политической власти.

Разумеется, не следует понимать государственную власть как способ воздействия исключительно с  помощью насилия. В свое время  хорошо определил ошибочность такого взгляда Талейран, когда заметил: «Штыки, государь, годятся для всего, но вот сидеть на них нельзя». Государственная  власть обеспечивается идеологически, обладает высоким авторитетом, ее предписания, как правило, исполняются добровольно. Но вместе с тем ее отличительным  признаком является возможность  жесткого государственного принуждения  в необходимых обстоятельствах.

Информация о работе Происхождение государства