Приобретение гражданства чаще всего
связывается с фактом рождения человека
либо со специальным решением компетентных
государственных органов. В большинстве
стран ребенок автоматически признается
гражданином государства, гражданами
которого являются его родители. Однако
по достижении совершеннолетия человек
по своему желанию может выйти из гражданства,
стать лицом без гражданства либо претендовать
на гражданство другого государства. В
ряде стран человек может быть лишен гражданства
за совершение преступлений и иных действий,
наносящих ущерб государству или его безопасности.
Таким образом, гражданин — это человек,
взятый в его соотношении с государством,
политической властью в обществе и законом,
основанном на государственно-правовом
признании конкретного индивида носителем
субъективных прав и юридических обязанностей.
Институт гражданства возник сравнительно
недавно, в процессе буржуазных революций,
под влиянием теории о естественных и
не подлежащих отчуждению правах человека,
его равных гражданских и политических
правах в обществе. Начиная с Декларации
независимости Соединенных Штатов Америки
(1776 г.) буржуазное государство признает
человека свободным и равноправным членом
гражданского общества, активным участником
осуществления суверенной власти и политической
жизни страны.
В феодальном государстве, основанном
на разделении населения по сословиям
и неравенстве их прав, существовал институт
подданства, символизировавший полную
зависимость человека от власти и произвола
монарха, обязанность индивида находиться
“под данью” и полностью исполнять любые
веления своего господина. В России подданство
было отменено в ноябре 1917 г. специальным
декретом ВЦИК и СНК РСФСР, в соответствии
с которым устанавливалось одно общее
для всего населения наименование — “гражданин
Российской Республики”.
Государственно-правовыми связями индивидуума
не исчерпывается все многообразие его
статусов в области политики, культуры,
экономики. Для этого используется специальное
понятие “личность”.
Каждый человек, вступая в жизнь, застает
мир вещей, предметов, произведенных предшествующими
поколениями людей, различные политические,
социальные институты и учреждения, а
также исторически сложившиеся социальные
нормы, религиозные догматы, правила мышления
и грамматики, эстетические вкусы и другие
формы общественного сознания. Чтобы стать
полноправным членом общества, принимать
непосредственное участие в его делах,
индивид должен в той или иной мере усвоить
имеющиеся знания о природе и обществе,
овладеть речью и правилами грамматики,
изучить действующие социальные нормы,
приобрести профессию и приобщиться к
достижениям культуры.
Овладев необходимыми знаниями и профессиональными
навыками, человек активно включается
в систему социальных связей в качестве
члена определенной социальной группы,
класса, трудового коллектива, общественной
или политической организации, собственника
имущества, производителя материальных
или духовных благ, словом, так или иначе
участвует в конкретной сфере социального
бытия.
Совокупность свойств, которые характеризуют
человека как социальное существо, участника
общественных отношений, охватывается
понятием личности. “Сущность “особой
личности”, — писал К. Маркс, — составляет
не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная
физическая природа, а ее социальное качество”.
Личностью не рождаются, а становятся,
и не всякий может выступать в этом качестве.
Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной
человек. Вряд ли можно считать личностью
и первобытного дикаря, не обладавшего
сколько-нибудь развитой системой знаний
и не способного преобразовывать окружающий
мир сообразно собственным потребностям.
Рабовладельческое общество, как известно,
отказывало рабу в праве быть личностью.
Таким образом, понятия “человек” и
“личность”, отражая разные аспекты одного
целого — отдельного индивида, находятся
между собой в тесной взаимосвязи. Как
продукт природы, конкретный человек выступает
материальной, биологической основой
личности. Последняя, будучи продуктом
общества, характеризуется в единстве
ее индивидуальных социальных и биологических
черт и, в частности, включает в себя:
признаки, характеризующие социальные
связи и отношения человека (экономические,
политические, национальные, классовые,
юридические, моральные и др.);
приобретенные личным опытом знания,
навыки, привычки, культурный уровень;
биологически обусловленные черты: инстинкты,
темперамент, чувства, элементарные потребности,
состояние здоровья;
черты индивидуальной психики и мышления,
способности познавать мир, создавать
произведения литературы, науки и искусства.
Конкретная личность всегда индивидуальна.
Психологические черты, социальный опыт,
род деятельности, темперамент, а также
интенсивность проявления этих черт в
каждом человеке сочетаются самым различным
образом и составляют неповторимость
его личности, отличие от всех других членов
общества. В природе не бывает одинаковых,
похожих друг на друга личностей.
Неповторимая индивидуальность личности
включает в себя и некоторые общие признаки,
присущие человеку как представителю
определенной социальной группы людей:
класса, национальности, рода занятий,
социального положения и т.п. Совокупность
таких общих черт личности образует ее
социальный тип. Можно говорить о личности
рабочего, инженера, ученого, политика,
пенсионера, преступника.
Каждая конкретно-историческая формация
в силу особенностей ее производственных,
политических и иных отношений порождает
строго определенную совокупность социальных
типов личности и их устойчивые отношения
друг с другом. Феодальное общество, например,
характеризовалось такими социальными
типами личности, как феодал, помещик,
воин, церковник, крестьянин, ремесленник,
ученый и др. Капиталистическое общество
основывается на иных производственных
отношениях и создает новые типы социальных
личностей: капиталист, представитель
средней и мелкой буржуазии, рабочий, инженер,
фермер и т.п.
Сочетание индивидуальных и общих черт
личности обусловливается воздействием
на нее двух взаимоисключающих сил и тенденций.
В силу общественного разделения труда
и по некоторым другим причинам человек
может существовать и развиваться только
в обществе, общаясь с другими его членами
в процессе производства и распределения
материальных благ, создания духовных
ценностей. Становясь одним из многих
членов конкретной социальной группы,
личность приобретает свои характерные
черты.
В то же время личность стремится выделиться
из массы себе подобных, наиболее полно
раскрыть свою индивидуальность, добиться
успехов на каком-либо поприще и получить
общественное признание трудовых, политических,
научных заслуг, снискать известность
на ниве литературы, искусства и в иной
социальной сфepe. Кто-то стремится стать
преуспевающим бизнесменом, Либо высококвалифицированным
специалистом, известным писателем, поэтом,
мудрым политиком или крупным ученым,
либо, эксплуатируя свои внешние данные,
популярной фотомоделью, секс-бомбой.
Добиться признания общества, как правило,
удается неординарной личности, обладающей
известными способностями, талантом, высокими
профессиональными навыками, энциклопедическими
знаниями или иными качествами, которыми
этот человек обладал от рождения и усовершенствовал,
развил в процессе обучения, воспитания
и трудовой деятельности.
Процесс становления личности может
протекать весьма интенсивно или, наоборот,
медленно, в зависимости от желания и способности
индивида приобрести и развить в себе
свойства, присущие определенному социальному
типу личности. Нельзя сбрасывать со счетов
и значение социальных условий дня реализации
замысла индивида овладеть необходимой
суммой знаний: материальное состояние
индивида или его семьи, наличие соответствующих
учебных заведений, возможность всем желающим
поступить в них и др.
И в настоящее время общество не в состоянии
создать необходимые условия для того,
чтобы каждый индивид мог формировать
себя как личность сообразно своим способностям,
интересам и потребностям и применять
свои способности и знания на практике.
Хотя бесспорен и тот факт, что современное
цивилизованное общество создает более
благоприятные предпосылки для формирования
личности, нежели предшествующие исторические
периоды. Решающую роль здесь играет степень
свободы личности, которую предоставляет
ей и закрепляет государство в виде правового
положения граждан.
8. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Прежде чем рассматривать взаимоотношения
государства и личности, необходимо остановиться
на таких понятиях, как человек, личность
и гражданин. Наиболее широким по содержанию
из них является понятие "человек".
Человек
- это живое существо, представитель человеческого
рода, индивид, рассматриваемый вне социальных
связей, Понятие "человек" выражает
биологическую сущность человеческого
родг Личность - это устойчивая система
социально значимых свойств челов? i, характеризующих
индивида как члена общества или общности.
Личность - продукт общества. Гражданин
- это человек, индивид, который рассматривается
в свете его отношений с государством,
личность, обладающая определенным правовым
статусом, продукт государства на известной
ступени его развития.
Понятия человек, личность, гражданин
взаимосвязаны. Биологическая сущность
выступает основой личности, социальное
преобразуется в правовой статус. Между
биологическим, социальным и правовым
началами существует прямая и обратная
связь. С одной стороны, биологическое
в человеке предопределяет возможности
личности, ее правовой статус. Например,
младенец, психически ненормальный человек
не могут являться полноценны¬ми личностями.
Право закрепляет личностные особенности
в категориях
Современный Гуманитарный Университет
28
дееспособности, вменяемости и невменяемости.
С другой стороны, права и свободы граждан
определяют степень свободы личности,
возможность самореализации и тем самым
обеспечивают человеку определенный жизненный
стандарт.
Характер взаимоотношений государства
и личности является важнейшим показателем
состояния общества в целом, перспектив
его развития. Фактическое положение личности,
масштаб ее свободы выражается, прежде
всего, в материальных и духовных возможностях
и обязанностях. В зависимости от времени,
исторического, географического, политического
пространства, объективных и субъективных
факторов отличаются основные показатели
состояния личности. Поэтому даже одни
и те же права и свободы человека, например,
право на жизнь и на свободу в современной
Европе принципиально отличаются от тех
же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата.
В государственно-организованном обществе
в системе факторов, определяющих положение
человека, именно государству принадлежит
важнейшая роль. Значение государства
объясняется его относительной независимостью
и самостоятельностью по отношению к человеку
и теми рычагами воздействия, которыми
оно располагает. Государство выступает
как официальный представитель всего
общества, поэтому отношения между ним
и человеком носят государственно-правовой
характер. Любой человек в пределах территории
государства попадает под его юрисдикцию,
то есть становится адресатом исходящих
от государства обязательных предписаний.
Устойчивая связь между человеком и государством
выражается в институте гражданства или
подданства. Эта связь означает юридическую
принадлежность лица государству, приобретение
личностью специфических качеств гражданина,
наличие взаимных прав и обязанностей
гражданина и государства, а также защиту
гражданина государством внутри страны
и за ее пределами.
Вместе с тем необходимо отметить, что
государство не может искусственно завышать
или занижать объем прав и свобод: завышение
делает права фикцией, а ограничение ведет
к разрушению государства.
По своей сущности права человека различны.
Одни являются врожденными: право на жизнь,
свободу, безопасность. Другие зависят
от усмотрения государства.
Крайних взглядов на права человека придерживаются
представители юридического позитивизма
и сторонники естественной доктрины права.
Первые считают, что права личности полностью
зависят от государства. Вторые, напротив,
считают, что врожденные права не зависят
от усмотрения государства. Разумный компромисс
между этими двумя крайними точками зрения
достигается благодаря делению всеобщих
прав на права человека и права гражданина.
Государства, признающие такое деление,
исходят из того, что врожденные и неотъемлемые
права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность
должны быть обязательно признаны и закреплены
в законодательном порядке. Задача государства
состоит в ограждении естественных прав
человека от любых посягательств. Права
гражданина охватывают сферу отношений
личности и государства (свобода слова,
объединений, право на труд, на образование
и т.д.). Эти права, установленные государством,
нуждаются в создании гарантий их реализации.
Деление индивида на человека и гражданина
отразили законодательные акты многих
демократических государств, например,
Декларация прав человека и гражданина
1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод
человека и гражданина 1991 г. (Россия) и
др.
Соотношение личности и государства может
быть различным. В обществе, где господствуют
идеалы справедливости, гуманизма, демократии,
наблюдается стремление гармонизировать
отношения между отдельной личностью
И государством, Государство рассматривается
как необходимое средство согласования
интересов различных социальных групп,
личности и общества.
10. ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ, ИХ СИСТЕМА
В современном мире действуют
международные правовые акты, закрепившие
общепризнанные права и свободы личности
и тем самым определившие их объем, который
не может быть занижен государствами.
Такими документами являются Всеобщая
декларация прав человека 1848 г. и Международные
пакты 1966 г.
Впервые законодательное закрепление
права человека получили в 1776 г. в Конституции
американского штата Вирджиния. В 1789 г.
во Франции была принята Декларация прав
человека и гражданина, оказавшая огромное
влияние на развитие многих стран мира.
В ней, как уже отмечалось, все права были
разделены на две категории: права человека,
присущие ему от рождения, которые рассматривались
как естественные, неотчуждаемые и не
зависимые от государства; и права гражданина,
устанавливаемые государством. Любой
человек провозглашался обладателем минимума
наиболее важных для него прав и свобод
независимо от своей государственной,
национальной, религиозной и другой принадлежности.
Государство обязано признать такие права
человека в качестве высшей ценности,
ни при каких обстоятельствах не нарушать
их и обеспечивать их практическую реализацию.
Государство также должно обеспечить
соответствие прав гражданина правам
человека, поскольку именно в них выражена
высшая истина, продиктованная самой природой.
Права и свободы личности можно классифицировать
по двум основаниям (таблица 2).
Классификация прав и свобод
личности
Критерии |
Группы прав и
свобод личности |
Время формирования и содержание |
Первого поколения Второго
поколения Третьего поколения |
Социальное назначение |
Политические
Социально-экономические
Личные
Культурные |
По времени формирования и содержанию
принято различать права и свободы личности
первого, второго и третьего поколения.
Права и свободы первого поколения представляют
собой традиционные либеральные ценности,
которые были сформулированы в ходе первых
буржуазных революций. К ним относятся
свобода слова, совести; равенство Bcqx перед
законом; право на жизнь и безопасность;
право на участие в государственных делах;
право на защиту от произвольного ареста
или изгнания из страны; право на беспристрастный
суд. Сущность этих прав заключается в
защите от государственного произвола.
Права и свободы второго поколения сформировались
в процессе борьбы за улучшение социально-экономического
положения и представляют собой выражение
социальных притязаний граждан. Это - право
на труд и свободный выбор профессии; право
на отдых; право на социальное обеспечение;
право на образование и т.д. Осуществление
этих прав требует поддержки со стороны
государства.
Третье поколение прав и свобод сформировалось
после второй мировой войны. К ним относятся:
право на мир; право на здоровую окружающую
среду; право на социальное развитие. Подобные
права имеют двойственную природу: с одной
стороны, они принадлежат каждому человеку,
с другой -человечеству в целом.
Самой распространенной является классификация
прав и свобод по их социальному назначению.
Выделяют четыре группы прав и свобод:
политические, социально-экономические,
личные и культурные.
Политические права и свободы обеспечивают
политическое самоопределение и свободу
человека, его участие в управлении государством
и обществом. К ним относятся: право на
объединение в общественные организации
и партии; свобода митингов, шествий, демонстраций;
право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления;
право участвовать в референдумах.
Социально-экономические права и свободы
призваны обеспечить удовлетворение социально-экономических
потребностей человека. К числу названных
прав и свобод относятся: право на труд;
право на отдых; право на социальное обеспечение;
право на жилище и т.п.
Личные права и свободы ограждают человека
от незаконного вмешательства в его личную
жизнь и внутренний мир. К таким правам
относятся: право на жизнь; право на личную
неприкосновенность; право на защиту чести
и достоинства, свобода совести; право
на неприкосновенность жилища; право на
свободу передвижения и выбор места жительства
и др.
Культурные права и свободы обеспечивают
возможность пользоваться духовными,
культурными достижениями. К ним относятся:
право на образование, свободу научного,
технического и художественного творчества;
право на пользование достижениями культуры
и т.д.
Грань, проводимая между этими группами
прав и свобод, довольно условна, поскольку
все они характеризуют единую целостную
систему общественных отношений. Многие
права и свободы одновременно могут быть
отнесены к двум различным категориям.
Необходимо подчеркнуть, что права и свободы
личности только тогда могут существовать
реально, когда они обеспечиваются государством.
Например, право на неприкосновенность
личности гарантируется законодательным
определением оснований и условий, при
которых возможно ограничение и лишение
свободы; право на отдых гарантируется
ограничением продолжительности рабочего
времени, установлением еженедельных
выходных дней, ежегодного оплачиваемого
отпуска и т.д.