Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, доклад

Краткое описание

Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.

Вложенные файлы: 1 файл

учеб.docx

— 183.60 Кб (Скачать файл)

3. Права человека и права гражданина: в чем отличие?

Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю – только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 160

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право», «никто не может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст. закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять» Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

12.2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

- права и обязанности;

- законные интересы;

- правосубъектность;

- гражданство;

- юридическая ответственность;

- правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие "правовой статус", во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

12.3. Основные права личности

Права человека и гражданина - весьма сложное и многообразное явление. Они могут быть классифицированы на основе следующих критериев:

1) С учетом этапов провозглашения  основных прав и свобод - на  три поколения

а) первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативные", т.е. выражающие независимость личности в определенных действиях от власти государства; обозначающие пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

б) второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, принятия обеспечивающих мер (например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

в) третье поколение - права коллективные и солидарные, порожденные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не только целым нациям, народам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

2) В зависимости от содержания:

- гражданские или личные (право  на жизнь; на охрану достоинства; тайна переписки, телефонных переговоров  и др.);

- политические (право избирать  и быть избранным во властные  структуры; на равный доступ к  государственной службе; на объединение; мирные собрания, митинги, демонстрации  и др.);

- экономические (право частной  собственности, на предпринимательскую  деятельность, на труд, на отдых  и др.);

- социальные (право на охрану  семьи, материнства и детства, здоровья; на социальное обеспечение; благоприятную  окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами  научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других  видов творчества и др.).

3) В зависимости от соподчиненности - на основные (право участвовать  в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное  право).

4) В зависимости от принадлежности  лица к конкретному государству

- на права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным  гражданством и лиц без гражданства.

5) В зависимости от степени  распространения - на общие (присущие  всем гражданам) и специальные (зависящие  от социального, служебного положения, папа, возраста лица, а также других  факторов: например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и  пр.).

6) В зависимости от характера  субъектов - на индивидуальные (право  на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги  и пр.).

7) В зависимости от роли государства  в их осуществлении - на негативные (государство должно воздерживаться  от конкретных действий по  отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить  лицу определенные блага, содействовать  в реализации им своих прав).

8) В зависимости от особенностей  личности, проявляющихся в различных  сферах и отдельных ситуациях  ее жизнедеятельности:

- на права в сфере личной  безопасности и частной жизни;

- на права в области государственной  и общественно-политической жизни;

- на права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

12.4. Юридические обязанности личности

К основным юридическим обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:

- соблюдать Конституцию и законы  РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

- платить установленные налоги  и сборы;

- воинская обязанность (защита  Отечества);

- обязанность бережного отношения  к природе;

- воспитание и забота о детях;

- забота о нетрудоспособных  родителях;

- получение основного общего  образования;

- недопущение деятельности, направленной  на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию в экономике;

- непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

- забота о сохранении и сбережении  памятников истории и культуры

Институт гражданства. 
Мещеряков, А. В.

Институт гражданства: возникновение, содержание, типы

А. В. Мещеряков

Вопрос об истории возникновения, этапах развития и современном состоянии гражданства имеет большое значение для науки конституционного права. Без его рассмотрения, как и без рассмотрения любого другого государственно-правового явления, изучение гражданства вряд ли может быть признано глубоким и всесторонним.

При этом применение исторического метода в науке конституционного права, разумеется, не должно сводиться только к историческому анализу исследуемого вопроса. В противном случае велика вероятность перехода в область науки истории государства и права. Поэтому необходимо четко и ясно определить круг исследуемых вопросов. В предлагаемой статье предпринята попытка рассмотреть некоторые вопросы истории института гражданства, зарождения идей этого явления с целью наиболее полного понимания его дальнейшего развития и современного состояния.

В 70-х – 80-х годах в отечественной науке сложились три основных позиции о возникновении института гражданства: институт гражданства существовал в древних республиках1; античное гражданство есть правовое состояние личности2; гражданство есть государственно-правовой институт, возникший в период буржуазно-демократических революций.3

Так, прослеживая генезис гражданства, В. В. Полянский констатирует: «История возникновения, развития и становления института гражданства неотделима от истории государства, возникшего в результате расслоения общества на антагонистические противостоящие классы»4. Автор, следовательно, связывает возникновение института гражданства с возникновением античного государства.

Но это не верно. Гражданство древности зародилось раньше, чем появилось государство. Оно было известно предшествовавшим государству древнегреческим полисам и римским гражданским общинам.5 Ф. Энгельс в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства» был прав, полагая, что одним из признаков, отличающих государство от родовой организации, является территориальное деление подданных.6 Греческий полис и римская гражданская община этим признаком не обладали. Публично-правовое положение индивида было обусловлено его принадлежностью к гражданской общине (полису) и не определялось его местожительством. Индивид признавался гражданином  только в своем полисе; находясь вне его, он уже не считался гражданином.7 Этим и объясняется тесная привязанность гражданина к своей организации, так как только она могла гарантировать ему «существование в качестве гражданина – единственное тогда достойное человека существование».8

Информация о работе Происхождение государства и права