Разнообразие определений государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 96.98 Кб (Скачать файл)

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа, отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например молодежи, граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Правосознание

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.

Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

носителем правосознания является человек или общность людей;

она отражает государственно-правовые явления;

выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

Роль правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;

в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Понятие и виды правовых норм

Праву, нормам права, как и многим другим социальным явлениям присущи определенные признаки, позволяющие дать наиболее полное и объективное определение нормы права.

Итак, признаки нормы права:

1) Нормативность. Норма права  имеет общий, а не конкретный  характер, т. е. является общим правилом  поведения. Она рассчитана на  все сходные ситуации, а не  на конкретную жизненную ситуацию.

2) Системность. Ни одна  норма права самостоятельно, вне  связи с другими нормами права, не может регулировать общественные  отношения. Так, к примеру, для того, чтобы наказать преступника, применив  соответствующую норму уголовного  права, следует воспользоваться  очень многими нормами уголовно-процессуального  права, определяющими порядок возбуждения  уголовного дела, его расследования  и рассмотрения в суде.

3) Иерархичность. При коллизии, а то и противоречии норм  права, находящихся в разных нормативно-правовых  актах, но направленных на регулирование  одного и того же вида общественных  отношений, большую юридическую  силу имеет норма права вышестоящего  нормативно-правового акта.

4) Норма права установлена  компетентными государственными  органами. В то же время следует  иметь в виду, что нормы права  могут быть приняты непосредственно  народом и содержаться в актах  референдума. В отдельных случаях  нормы права могут устанавливаться  общественными организациями 

5) Общеобязательность. Нормы  права обязательны для исполнения  всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами  государства, поскольку имеют государственно-властный  характер. Это зависит от того, каково субъективное (личное) отношение  к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или  нет, одобряют их или нет.

6) Формальная определенность. Содержание правовых норм со  всей определенностью выражено  в тексте нормативного акта, с  помощью заранее установленных  приемов и правил юридической  техники. Формальная определенность  характеризует социальную ценность  права, позволяет оперировать с  правом в целях упорядочения  и целенаправленного развития  общества.

7) Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу  лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения  ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо  и прочими неперсонифицированными  адресатами.

8) Неоднократность (многократность) действия. Это означает, что правовая  норма создается для постоянного  применения, использования, если иное  не оговаривается в самой норме.

9) Реализация норм права  при необходимости обеспечивается  принудительной силой государства. Ключевым слово здесь является  «при необходимости». То есть  речь идет о потенциальной  возможности государственного принуждения, а не о принудительном характере  правовых норм, как писали многие  ученые ученые-юристы (например, Р. Иеринг).

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что норма права – это установленное государством общеобязательное формально-определенное правило поведения, регулирующее определенные общественные отношения и, в свою очередь обеспечивающиеся возможностью применения мер государственного принуждения.

Дисциплина

Компоненты дисциплины . Наличие правил Из определения дисциплины мы видим необходимость наличия законов, правил, инструкций и т. д. Если их нет, руководитель не знает, что можно потребовать с сотрудника, а сотрудник не знает, что он обязан делать, а что обязан не делать. Наличие правил выстаивает взаимодействие. Отсутствие нормативных организационных документов приводит к волюнтаризму начальников и страху неопределенности у сотрудников. Это в свою очередь снижает мотивацию коллективов и в итоге снижает эффективность. С другой стороны, жизнь без правил сложна. Начальники вынуждены устанавливать правила для подчиненных, но если эти правила не зафиксированы, то они забываются, что приводит к тому, что ни начальники, ни подчиненные не помнят точно, что надо требовать или делать. Эффективность производственных процессов снижается. Очень часто встречается мнение о том, что в современных предприятиях, где сотрудники развиты, перемены быстры, нет необходимости в большом объеме регламентирующих документов. Это возможно, правда, для небольших предприятий. Но как только предприятие большое, регламенты просто необходимы. В крупном производстве без документов страдает и количество, и качество результатов. Нередко встает вопрос об авторитарности или демократичности управления. При этом авторитарность почему-то связывают с количеством и строгостью регламентирующих документов. Надо понимать, что бизнес-организации - это не политические собрания. Первый руководитель является фактическим единоначальником, принявшим на себя ответственность за все в организации. Демократия или автократия определяются здесь не порядком принятия решения (единоличное или голосование), а свойствами личностей руководителей - прислушиваются и принимают мнения подчиненных или нет. А, вообще-то, бизнес-организации - это империи, где император является владельцем или поставлен на должность владельцами. Демократичность - это просто один из личных стилей управления. 2. Наличие санкций. Наказания и взыскания В своей работе по строительству и укреплению дисциплины руководители, прежде всего, используют метод убеждения (разъяснение, обсуждение, внушение). Но можно ли пользоваться только этими методами для поддержания дисциплины? Ответ, скорее всего, - нет. Современная психологическая наука пытается найти способы, которые бы помогали поддерживать порядок и дисциплину без системы санкций, только через мотивацию. Разговоров много, но работающих моделей практически нет. Даже люди, убежденные в каких-либо идеях, идущие за лидерами и верующие в них, отступают от правил и инструкций. Отступают в силу того, что они живые, у них есть потребности за пределами возможностей организации и человеческие слабости. Я не уверен, но, по-моему, это цитата из Макиавелли: «Людьми правит алчность и страх». Русский «кнут и пряник» уж очень созвучны этой цитате. Правда, я бы добавил в слова Макиавелли еще и «лень». На мой взгляд, людьми правят алчность, лень и страх. И лень - это пограничное состояние, из которого можно выводить или кнутом, или пряником. Хочу обратить внимание на то, что алчность, лень и страх я рассматриваю как крайне положительные свойства. Давайте посмотрим на историю развития человечества. Знаете ли вы хотя бы одну общественно-экономическую формацию, общество, организацию, группу, в которых не было бы системы санкций? Я долго искал пример и не находил. Потом увидел. Увидел в представительстве компании «Мери Кей» в Казахстане. Там мне руководитель разъяснил, что системы санкций по отношению к консультантам не может быть, так как они независимы от компании и ведут свои собственные бизнесы. Действительно, модель есть, но давайте зададим себе вопрос: кто эти консультанты, почему они смогли удержаться, что их мотивирует? Ответ простой - они предприниматели, т. е. самомотивированы. Социальные психологи оценивают количество предпринимателей в 2,5-5% от всех членов социума. То есть сетевая модель умеет отбирать таких людей. У традиционных бизнесов такой возможности нет и, скорее всего, никогда не будет. Как бы ни старались кадровые службы предприятий, в целом в организациях будут работать средние люди. Именно те, которыми правят «алчность, лень и страх», а не только «алчность», как у сетевиков. Но алчность (или мотивация) тоже не обеспечивают дисциплины. Предприниматели склонны к экспериментам, т. е. к нарушению правил. Итак, без системы санкций нам не обойтись. Они помогают людям расставлять приоритеты так, как необходимо организации.

Правопорядок

Правопорядок, система общественных отношений, складывающаяся на основе действующего права. П. всегда олицетворяет наиболее важные стороны и черты определённого социально-экономического строя. Классики марксизма-ленинизма указывали, что государственная власть всегда была властью, охраняющей порядок, т. е. существующий общественный строй, они трактовали П. как нормальный, упорядоченный подзаконный порядок общественной жизни, рассматривали П. в тесной связи с правом, с политическим строем данного общества, государства. В любом буржуазном государстве П. характеризуется политическим господством буржуазии, господством частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатацией человека человеком и т.д.

 

В социалистическом государстве П. — строй общественных отношений, соответствующий интересам большинства населения или всего народа. Основные черты советского общественно-политического строя, сложившегося в результате победы социализма в СССР, — осуществление политической власти всем сов. народом, социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, демократизм государственного строя, равенство всех наций и народов, руководство обществом и государством со стороны КПСС, социалистическое равенство и свобода людей — являются одновременно и основными чертами советского социалистического .

Понятие законности и ее принципы

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

     Следует решительно  бороться с любыми попытками  оправдать нарушения законности  так называемой ведомственной  или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто  бы гибкого, а не формального  применения закона. Хозяйственные  структуры, учреждения в своей  деятельности руководствуются потребностями  всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная  необходимость не должна приводить  к конфликту с законом, интересы  дела не должны превалировать  над принципом неукоснительного  соблюдения норм права.

Информация о работе Разнообразие определений государства